О категориях группового сознания у казахов-кочевников

Автор: Савин Игорь Сергеевич

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Народы

Статья в выпуске: 1-2, 1999 года.

Бесплатный доступ

Идентификация человека предполагает не только отождествление его другими с членами той или иной социальной общности, но и осознание им себя в качестве субъекта социальных отношений с помощью понятий, принятых внутри этой общности. Осознанию предшествует нерефлексируемый процесс «первичной социализации», когда ребенок «перенимает мир, где другие уже живут» 1. Это мир «значимых других», в первую очередь родителей; он представляется ребенку единственно возможной реальностью и обладает свойствами, которыми его наделили «значимые другие», уже прошедшие социализацию. Иначе говоря, в первоначальных представлениях ребенка о мире воспроизводится готовая картина, господствующая в данном обществе. В дальнейшем разворачивается процесс «вторичной социализации». В ходе его в индивидуальном сознании складывается свой мир типизированных образов. Важное место среди них занимает и образ «значимого другого»: его содержание определяет структуру личности как субъекта рефлексии, пути преодоления проблемных ситуаций, сохранения целостного образа мира, разделяемого с коллективом, и самоудовлетворяющего образа себя в мире. Во всех этих случаях чрезвычайно значимы первоначальные представления, вынесенные из детства, поскольку ими задаются актуальные темы, в рамках и по поводу которых происходит коммуникация. Как правило, образ мира не аморфен, а структурирован. В нем присутствуют «наш мир» и «не наши» миры. Когда существенным мотивом социальной активности становится осознание своей принадлежности к какой-либо этнической общности, противопоставление «нашего» и «не нашего» выходит на первый план, первостепенное значение получают представления, определяющие этническую идентификацию человека и группы, способы репрезентации, характерные для данной группы. Они как бы подчеркивают неповторимые черты «нашего» мира, отличающие его от всех прочих. Достигается это с помощью легитимных (общепризнанных) схем классификации окружающей реальности, использования при коммуникации специфической для группы метафорической системы, риторических приемов, излюбленного набора сюжетов. В ходе исторического развития и особенно в период колониальной модернизации осмысление интеллектуалами культурной самобытности в категориях доктрины национального государства способствует появлению новых субъектов политико-правовых отношений. При этом для сплочения масс вокруг лидеров и провозглашаемых ими национальных программ широко используются мобилизационные возможности традиционных способов репрезентации. А глубинную основу сплочения образует тот самый образ мира, который был сформирован с помощью культурно-специфических установок и терминов в ходе «первичной социализации» и потому непрозрачен для постороннего. Он не поддается (или плохо поддается) тем методам анализа, которые ориентированы на отыскание логичных - по меркам современной науки - мотивов социальной активности. Из неспособности этих методов постичь природу сплачивающейся общности рождается миф о том, что она внесоциальна, сакральна, примордиальна и т. п. Определение же общности как «этнической» означает лишь признание несводимости ее природы к другим группообразующим факторам, вполне освоенным наукой, - экономическому, языковому или религиозному. И все же анализ коллективного самосознания возможен. Но начинаться он должен не с «рационального» истолкования этнической картины мира, а с исследования представлений, с помощью которых эта картина поддерживается, - стереотипов, определяющих взаимодействие людей (в том числе в их качестве представителей этнической общности), и критериев «нормального» поведения, не угрожающего существованию общества. А поскольку те и другие формируются в лоне специальных институтов, ответственных за выработку унифицированного мировидения, не менее важно изучение таких институтов. Причем в обоих случаях необходим исторический анализ, потому что в современном массовом сознании присутствуют разновременные по происхождению нормативные и мировоззренческие системы. Предлагаемая статья и представляет собой попытку такого анализа, проведенного на казахском материале.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14911718

IDR: 14911718

Список литературы О категориях группового сознания у казахов-кочевников

  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 212.
  • Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные экспедицией по исследованию степных областей. Чернигов, 1909. Т. III. Ч. II. С. 103.
  • Тернбул К. М. Человек в Африке. М., 1981. С. 23.
  • Масанов Н. Э. Кочевая цивилизация казахов (основы жизнедеятельности номадного общества). Алматы -Москва, 1995. С. 136-138.
  • Зиманов С. З. Общественный строй казахов первой половины XIX в. Алма-Ата, 1958. С. 74
  • Радлов В. В. Из Сибири. Страницы дневника. М., 1989. С. 337;
  • Абрамзон С. М. Формы родо-племенной организации у кочевников Средней Азии//Труды Института этнографии. Новая серия. Т. XIV. 1951. С. 152-153.
  • Аристов Н. А. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой орды и каракиргизов на основании родословных сказаний и сведений о существующих родовых делениях, а также исторических данных и начинающихся антропологических исследований//Живая старина. СПб., 1894. Вып. III-IV. С. 393.
  • Валиханов Ч. Киргизское родословие//Собрание сочинений в пяти томах. Т. 1. Алма-Ата, 1961. С. 205.
  • Абрамзон С. М., Потапов Л. П. Народная этногония как один из источников для изучения этнической и социальной истории (на материале тюркоязычных кочевников)//Советская этнография, 1975. № 6. С. 35.
  • Южаков Ю. Д. Итоги 27-летнего управления нашего Туркестанским краем. СПб., 1891. С. 30.
  • Левшин А. И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей. Алматы, 1996. С. 363.
  • Гродеков Н. И. Киргизы и кара-киргизы Сыр-Дарьинской области. Т. 1. Юридический быт. Ташкент, 1889
  • Казахская народная поэзия. Из образцов, собранных и записанных А. А. Диваевым. Алма-Ата, 1964.
  • Абай. Слово Назидания//Простор, 1992. № 5. С. 5.
  • Поэты пяти веков. Казахская поэзия XV -нач. XX веков. Алматы, 1993. С. 5.
  • Путешествия по Сибири и прилегающим к ней странам Центральной Азии по описаниям Т. У. Аткинсона, А. Т. фон Миддендорфа, Ф. Радде и др. СПб., 1865. С. 401.
  • Масанов Н. Э. Казахская политическая и интеллектуальная элита: клановая принадлежность и внутриэтническое соперничество//Вестник Евразии, 1996. № 1(2). С. 46.
  • Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40 годы XIX века. Алма-Ата, 1992. С. 78.
  • Соколовский В. Г. Казахский аул. К вопросу о методах его изучения государственной статистикой на основе решений 5-й Всеказакской Партконференции и 2-го Пленума Казкрайкома ВКП(б). Ташкент, 1925. С. 9-11.
  • Баллюзек Л. Народные обычаи, имевшие, а отчасти и ныне имеющие в Малой киргизской орде силу закона, опубликованные в 1871 г.//Материалы по казахскому обычному праву. Сборник. Алма-Ата, 1948. С. 220.
  • Толыбеков С. Е. Общественно-экономический строй казахов в XVII-XIX вв. Алма-Ата, 1958. С. 214
  • Харузин А. Н. К вопросу о происхождении киргизского народа. Оттиск из XXVI книги «Отечественных записок». М., 1891. С. 55.
Еще
Статья научная