О категориях мужественности и женственности в японской классической литературе

Бесплатный доступ

Проблема репрезентации в литературе гендерных стереотипов, которые представляют собой особенности восприятия социально-половых ролей и выражаются понятиями мужественности и женственности, интересна с точки зрения их влияния на формирование поэтических принципов масурао-бури (мужественность) и таоямэ бури (женственность) в классических японских стихах вака. Идеал мужественности наиболее ярко воплотился в поэтическом сборнике «Манъёсю» (VIII в.). Выделение творчества отдельных авторов, появление новых жанров, тяжеловесная риторика и другие факторы позволяют говорить о независимости, индивидуальности, активности, радикализме авторов, что является маркерами мужественности. Сезонная рубрикация вместо авторской, изощренность тропов, каноничность, чувственность, перенос внимания с внешнего на внутреннее (маркеры женственности), характерны для хэйанских пятистиший танка в «Кокинсю» (X в.). В Японии, стране с ярко выраженной маскулинной доминантой, гендерные стереотипы жестко регламентировали поведение (в частности, накладывали ограничения на выражение своих чувств), и это определило появление нового жанра лирического дневника, который писали, как правило, от лица женщины («Дневник путешествия из Тоса» Ки-но Цураюки). В XVIII в. дихотомия мужественности / женственности нашла отражение в идейно-эстетической полемике ярких представителей «национальной школы» кокугаку-ха - Камо Мабути (приверженца воинственной простоты «мужественного» стиля) и Мотоори Норинага (сторонника красоты «женственности»). Однако противоречие между «мужским» и «женским» не стало антагонизмом, но взаимное дополнение и соответствие двух начал стало основой японской классической литературы.

Еще

Гендерные стереотипы, масурао-бури, таоямэ-бури, вака, кокугаку-ха

Короткий адрес: https://sciup.org/147219245

IDR: 147219245

Список литературы О категориях мужественности и женственности в японской классической литературе

  • Большой толковый социологический словарь. М.: Вече, АСТ, 1999. Т. 1. 544 с.
  • Вейнингер О. Пол и характер: Принципиальное исследование. М.: Терра, 1999. 463 с.
  • Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.
  • Григорьева Т. П. Япония: путь сердца. Москва: Новый Акрополь, 2008. 388 с.
  • Григорьева Т. П. Японская художественная традиция. М.: Наука, 1979. 370 с.
  • Долин А. А. История новой японской поэзии в очерках и литературных портретах: В 4 т. СПб: Гиперион, 2007. Т. 4: Танка и хайку. 416 с.
  • Кокинсю. Собрание старых и новых песен Японии/Пер. со старояп., исслед. и коммент. И. А. Борониной. М.: ИМЛИ РАН, 2005. 399 с.
  • Маньёсю. Избранное. Собрание мириад листьев/Пер. с яп. А. Е. Глускиной. М.: Наука, 1987. 398 с.
  • Мещеряков А. Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М.: Наука, 1988. 142 с.
  • Платон. Федон; Пир; Федр; Парменид: Диалоги. М.: Мысль, 1999. 528 с.
  • Словарь гендерных терминов/Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация XXI век, 2002. 256 с.
  • Су вэнь, Нэй цзин: трактаты по традиционной китайской медицине на основе древних и современных текстов/Сост. Т. С. Гризун. М.: Серсон, 1994. 445 с.
  • Hofstede G. Cultures and Organizations. Software of the Mind. New York: McGraw-Hill, 1997. 279 с.
  • Tuttle L. Encyclopedia of feminism. New York: Oxford, 1986. 399 с.
  • Мотоори Норинага. Мэйдзи бунка дзэнсю: . Полное собрание сочинений культуры Мэйдзи. Токио, 1963. Т. 2. 602 с.
  • Сиба Р., Кин Д. Нихондзин то нихон бунка иттай дан . Беседы о японцах и японской культуре. Токио: Тю:ко: бунко, 1996. 244 с.
Еще
Статья научная