О конструировании биографий священнослужителей одного прихода

Бесплатный доступ

Впервые рассматриваются биографические траектории священнослужителей православного прихода, определенный период жизни которых был связан с городом, основанным в первой половине XX века на Кольском полуострове. Материалом для исследования служат документы и рукописи, находящиеся в церкви Спаса Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа в городе Кировске Мурманской области. Выбор данного прихода обусловлен тем, что случай Кировска для «советского Заполярья» может рассматриваться как прецедентный: строящийся в эпоху социализма город не мог быть заявлен иначе как атеистический. Тем не менее в послевоенный период (1946 год) в нем открывается первая в области православная церковь. Целью исследования стало выявление ключевых смыслов и структурно-повествовательной стереотипии в различных формах презентации биографий представителей духовенства кировского прихода. В таких биографиях отчетливо выделяются устойчивые конструкции и повествовательные инстанции. Анализ имеющихся данных позволил создать «коллективный биографический портрет священнослужителей советского периода» с позиций воцерковленных людей. В результате было установлено, что жизненный сценарий духовного лица, с позиций членов общины и прихода, представляет биографию, согласующуюся с агиографическим образцом. Жизненный путь священнослужителя выстраивается по принципу доказательства его сакрального статуса.

Еще

Священнослужители, церковный приход, биографическая траектория, кировск, мурманская область

Короткий адрес: https://sciup.org/147226461

IDR: 147226461   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2019.333

Список литературы О конструировании биографий священнослужителей одного прихода

  • Бардилева Ю. П. Русская Православная Церковь на Кольском Севере в начале XX века. Мурманск: МГГУ, 2015. 253 с.
  • Большакова Н. П. Летопись души: к 15-летию Мурманской и Мончегорской епархии: В 2 кн. Кн. 2: Дороги жизни. Мурманск: Опимах, 2010. 303 с.
  • Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  • Варзуга -первое русское поселение на Кольском Севере: Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции. Вторые Феодоритовские чтения/Под ред. игумена Митрофана (Баданина). СПб.: Ладан, 2010. 304 с.
  • Голофаст В. Б. Многообразие биографических повествований//Социологический журнал. 1995. № 1. С. 71-89.
  • Давыдова А. С. История храмов г. Кировска в устных преданиях//Труды Кольского научного центра РАН. Гуманитарные исследования. Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2015. Вып. 7. С. 146-161.
  • Дивисенко К. С., Дивисенко О. В. Биографические исследования реинтерпретации личной истории у православных верующих//Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. Т. XIX. № 4. С. 24-37.
  • Дубин Б. В. Биография, репутация, анкета (о формах интеграции опыта в письменной культуре)//Обращенный взгляд/Слово -письмо -литература: Очерки по социологии современной культуры. М.: НЛО, 2001. С. 100-119.
  • Змеева О. В., Разумова И. А. Спецпереселенцы Хибиногорска: динамика идентичностей//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2017. № 7 (168). С. 7-14.
  • Знаменский П. В. Приходское духовенство на Руси. Приходское духовенство в России со времен реформы Петра. СПб.: Коло, 2003. 800 с.
  • Исаева В. Б. Феномен конверсации: конструирование религиозной идентичности в биографическом нарративе//Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. XIII. № 1. С. 127-147.
  • Козлова Л. А. Биографическое исследование российской социологии: предварительные теоретико-методологические замечания//Социологический журнал. 2007. № 2. С. 59-87.
  • Леонтьева Т. Г. Сельское духовенство: политика и прихожане (1900-1924)//Studia Slavica Finlandensia. Tomus XVII. Helsinki: VenajanjaIta-Euroopaninstituutti, 2000. С. 255-274.
  • Лоскутов Д. С. «Путь Варлаама». Страницы дневника//Север и история. Четвертые Феодоритовские чтения, город Кандалакша -село Варзуга, 11-14 августа 2011 года: Материалы междунар. историко-краеведческой конф./. Мурманск: Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии; СПб.: Ладан, 2012. С. 268-273.
  • Ляпинская А. А. История храмов в горах Хибинских. Б. м., 2014. 135 с. (рукопись)
  • Ляпинская А. А. «Памятью жив будет…». Апатиты, 2015. 103 с.
  • Макарова В. Ю. «Он хотя и выпивает, но не упивается»: отношение крестьян к пьянству у священников//Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. С. 70-86.
  • Мангилева А. В. Духовное сословие на Урале в первой половине XIX века (на примере Пермской епархии). Екатеринбург: УралНАУКА, 1998. 251 с.
  • Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей: исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск: Изд. Мурманской епархии, 2002. 141 с.
  • Митрофан (Баданин). Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие. Житие, предания, исторические документы. Опыт критического переосмысления. Мурманск: Изд. Мурманской епархии, 2003. 295 с.
  • Мороз А. Б. Народная агиография. Устные и книжные основы фольклорного культа святых. М.: Неолит, 2017. 443 с.
  • Петрина А. Б. Возможности современной интеллектуальной истории для развития биографического жанра//Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История. Филология. 2010. Т. 9. Вып. 1: История. С. 332-336.
  • Преподобный Феодорит Кольский и его духовное наследие: Материалы региональной научно-богословской конф. Первые Феодоритовские чтения/Под. ред. Иеромонаха Митрофана (Баданина). СПб.: Ладан, 2007. 127 с.
  • Разумова И. А. Биография советского ученого: прагматика текста//Труды Кольского научного центра РАН. 2017. Вып. 11 (Гуманитарные исследования). С. 5-17.
  • Рождественская Е. Ю. Биографический метод в социологии. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. 386 с.
  • Розенблюм О. М. Каналы опыта и структура переживания в «нормативной биографии» (на материале «Зои» М. Алигер)//Право на имя. Биографика 20 века. Эпоха и личность: ракурсы исторического понимания. СПб., 2008. С. 149-155.
  • Север и история. Четвертые Феодоритовские чтения: Материалы междунар. историко-краеведческой конф./. Мурманск: Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии; СПб.: Ладан, 2012. 304 с.
  • Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. М.: Индрик, 2002. 352 с.
  • Сулейманова О. А. Багаж переселенцев (к вопросу о жизни вещей в культуре)//Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2011. № 7 (120). С. 27-30.
  • Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий//Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 1. С. 121-134.
  • Тупахина О. В. Религиозная биография как форма нарративизации жизненного мира верующих (на примере православных христиан)//Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. № 1. С. 185-197.
  • Фаворский Е. А., Соболев А. Н., Флоренский П. А. Православные священники -собиратели русского фольклора. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004. 414 с.
  • Цветаева Н. Н. Биографический дискурс: свидетельства об изменениях в культуре//Право на имя. Биографика 20 века. Методология составления и изучения биографии: Четвертые междунар. чтения памяти В. Иофе. 17-18 апреля 2006 г. СПб., 2007. С. 111-120.
  • Чумакова Т. Православные священники -исследователи религии народов России//Государство, религия и церковь в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 12-32.
  • Юмашева Ю. Ю. Историко-биографические исследования: методы и базы данных//Уральский исторический вестник. 2015. № 4 (49). С. 146-152.
  • Bude H. Rekonstruktion von Lebenskonstruktionen -eine Antwort auf die Frage Was die Biographieforschung bringt//Kohli M., Robert G. (Hrsg.). Biographie und soziale Wirklichkeit. Neue Beiträge und Forschungsperspektiven. Stuttgart: Metzler, 1984. S. 7-28.
Еще
Статья научная