О копрофагии свиристелей Bombycilla garrulus (в контексте дефицита минерального питания)

Автор: Скворцова Г.М., Кныш Н.П.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1043 т.23, 2014 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Скворцова Г.М., Кныш Н.П. 2009. О копрофагии свиристелей (в контексте дефицита минерального питания) // Беркут 18, 1/2: 210-212.

Короткий адрес: https://sciup.org/140154159

IDR: 140154159

Текст краткого сообщения О копрофагии свиристелей Bombycilla garrulus (в контексте дефицита минерального питания)

О копрофагии свиристелей Bombycilla garrulus (в контексте дефицита минерального питания)

Г.М. Скворцова, Н.П.Кныш

Второе издание. Первая публикация в 2009*

В последние годы нам удалось наблюдать необычное кормовое поведение зимующих свиристелей Bombycilla garrulus , заключающееся в потреблении помёта других птиц – полевых Passer montanus и домовых P. domesticus воробьёв. Ниже изложены обстоятельства отмеченного явления и его интерпретация.

Наблюдения проводились на подкормочной площадке для птиц во дворе 5-этажного дома в центральной части города Сумы. Здесь уже не первую зиму постоянно кормятся свыше 200 полевых и домовых воробьёв (в соотношении 3:1), большие синицы Parus major , реже – лазоревки Parus caeruleus , поползни Sitta europaea и некоторые другие птицы. Стая воробьёв постоянно отдыхает на чубушнике и сирени под окном дома, и, естественно, кусты и сама площадка густо усыпаны их экскрементами. Временами (почти каждую зиму) во дворе появляются стаи рябинников Turdus pilaris и свиристелей, их привлекают сюда несколько плодоносящих рябин. Подкормочная площадка и двор прекрасно обозреваются из окна квартиры первого этажа.

Необычное кормовое поведение свиристелей впервые наблюдалось 12 марта 2006. К весне плодов на рябинах уже не оставалось, птицы собирали вытаявшую из-под снега падалицу. Но в ночь на 12 марта выпал снег, и свиристели остались без этого корма. Стайка из 20-25 птиц металась по двору, затем свиристели стали садиться на кусты – воробьиные присады, и начали жадно склёвывать с веточек белые комочки помёта. За несколько кучных налётов все экскременты были съедены. Это же повторилось 5 и 10 марта 2009. Перед этим снег неоднократно таял, и плоды рябины превратились в тёмную вымокшую массу. Свиристелей в городе в эту зиму было очень много. Полуголодные, они пытались есть эти плоды, потом слетелись к уже известным кустам и опять стали быстро склёвывать воробьиные экскременты. В то же время масса экскрементов на поверхности почвы осталась нетронутой.

Копрофагию у свиристелей мы рассматриваем в контексте дефицита минерального питания. Известно, что у растительноядных птиц в сезоны наиболее однообразного питания (чаще всего зимой) может проявляться временный недостаток солей в пище. Имеются наблюдения, показывающие, что клесты Loxia curvirostra , чижи Spinus spinus , чечётки Acanthis flammea активно разыскивают и склёвывают смоченный уриной снег или другие пропитанные солями субстраты (Формозов 1976; Ильичёв и др. 1982; Мальчевский, Пукинский 1983; Плешак 1988). По сведениям А. Ф.Ковшаря (1979), красношапочные вьюрки Serinus pusillus постоянно прилетают к лесным избушкам, где поедают солёную землю у порогов и даже под глиняными крышами домов и сараев. Те же клесты, а также вяхири Columba palumbus , потребляющие осенью в лесах Кавказа буковые орешки, посещают зверовые искусственные солонцы (Формозов 1976; Плешак 1988). Природные птичьи солонцы известны на Тянь-Шане в обрывах рыхлых пород, как установлено, с содержанием солей кальция, железа и магния (Корелов 1953). По мнению Т.В.Плешака (1988), соль для птиц (в первую очередь хлорид натрия) – необходимый компонент для усвоения разного рода растительных тканей.

Ещё одним источником дефицитных минеральных веществ могут быть экскременты животных. Как известно, у птиц в качестве выделяемого из организма конечного продукта белкового обмена образуется мочевая кислота, вместе с нею выделяется избыток других солей. Многие птицы (сорокопуты, ласточки, вьюрковые и др.) поедают фекальные капсулы своих маленьких птенцов (Сагитов, Шарипов 1974; Поливанова, Поливанов 1976; Колоярцев 1989; наши данные). В принципе, копрофагия у животных считается нормальным физиологическим процессом. За её счёт грызуны и зайцы, например, приспособились, вероятно, частично ликвидировать недостаток натрия, меди, фосфора, реутилизировать другие неиспользованные вещества, в том числе белки (Зарипов и др. 1983; Шилов 1985).

Итак, мы считаем, что свиристели поедают экскременты других птиц для пополнения недостающих в однообразной растительной пище минеральных веществ, а возможно (осмелимся предположить), используют мочевую кислоту в качестве источника азота.

Краткое сообщение