О кормёжке птиц в пасти нильского крокодила Crocodylus niloticus: краткий обзор

Автор: Резанов А.Г.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 433 т.17, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140151000

IDR: 140151000

Текст обзорной статьи О кормёжке птиц в пасти нильского крокодила Crocodylus niloticus: краткий обзор

Почти 2500 лет назад, в 459 г. до н.э., древнегреческий историк Геродот посетил Египет. Описывая своё путешествие по Египту, он немало строк посвятил нильскому крокодилу Crocodylus niloticus , которого в некоторых местностях (например, около Мерисова озера и в окрестностях Фив) почитали как священное животное. Наблюдая за священными крокодилами, содержащимися в специальных бассейнах, где слуги кормили их кушаньями, приготовленными из жертвенных животных, Геродот оказался свидетелем удивительных отношений крокодилов и птички, названной им «трохилосом» (trochylos). Геродот написал: «Все птицы и звери избегают его [крокодила – А.Р. ], только с трохилосом он живёт в мире, потому что тот оказывает ему услугу: когда крокодил выйдет из воды на сушу и откроет пасть, трохилос входит к нему в пасть и выклёвывает пиявок; крокодилу приятны эти услуги, и он не делает вреда трохилосу» (Геродот 1877). В примечании к русскому переводу указано, что речь идёт, вероятно, о турухтане Philo-machus pugnax .

Следующее свидетельство принадлежит перу Аристотеля. Аристотель, отличающийся энциклопедичностью, несомненно, был знаком с «Историей» Геродота и, по всей вероятности, использовал его текст. Только в 1996 году увидел свет русский перевод книги Аристотеля «История животных» (написанной в 330-е годы до н.э.), сделанный ещё до революции В.П.Карповым. В книге 9 (п. 45) Аристотель написал: «Когда крокодилы лежат с открытой пастью, трохилосы, влетая в неё, чистят ему зубы и сами получают пищу; крокодил чувствует, что ему приносят пользу, и не причиняет трохилосу вреда, но когда захочет, чтобы она ушла, двигает шею, чтобы не прикусить» (Аристотель 1996).

Скорее всего, сам Аристотель этого никогда не видел. Вообще подлинность Книги 9 иногда оспаривается и считается, что это компиляция из разных источников (Aubert, Wimmer, Bd. 1. S. 15, цит. по: Старостин 1996).

В примечаниях Б.А.Старостина к «Истории животных» (1996), тро-хилос фигурирует как египетская ржанка (вид не существующий), что, по-видимому, явилось следствием путаницы родового латинского названия египетского бегунка (Pluvianus) с родовым латинским названием ржанки (Pluvialis) . Вероятно, здесь речь шла о египетском бегунке Pluvianus aegyptius – в настоящее время это одна из самых распространённых версий. В ряде источников вообще указывается на сомнительную достоверность груминга пасти крокодила птицами (Richford, Mead 2003).

Спустя несколько столетий о крокодиле и трохилосе пишут самые различные античные учёные и писатели; похоже, теперь всё добросовестно переписывая у Аристотеля (естественно, не ссылаясь) и кое-что добавляя от себя. Например, римский писатель Апулей (135-180 гг. н.э.) сообщает, что когда насытившийся крокодил выходит из реки на берег и разевает пасть, «то дружески расположенная к нему птичка [переводчик, по-видимому, решил не затруднять себя переводом слова “трохилос” – А.Р .] запускает ему в зубы клюв и вытаскивает пиявок, не подвергая себя опасности». До него в «Естественной истории» об этом же писал Плиний Старший (23-79 гг. н.э.).

В 1551 г. швейцарский естествоиспытатель Конрад Геснер (15161565) написал первый из пяти томов «Общей книги животных» (Геснер 1551, из: Вагнер, Шнайдерова 1975), в котором почти дословно процитировал Аристотеля: «Крокодилы – коварные хищные звери, враждебные ко всем остальным. Дружбу признают только с птичкой, называемой трохилос [по Геснеру, трохилис – А.Р .]. У крокодила в пасти и между зубов всегда много остатков мяса. Когда он ложится на солнце, чтобы поспать, то делает это всегда с открытой пастью, птичка входит ему в пасть и выклёвывает остатки мяса из зубов, что крокодилу на пользу и птичке не во вред».

В 1847 г. ещё совсем юный Альфред Брем, в будущем автор многотомной зоологической энциклопедии «Жизнь животных» (Tierleben), вместе с бароном фон Мюллером, в качестве его секретаря и компаньона, отправился в Африку, где провел целых 5 лет, исследуя фауну Египта, Судана, Нубии, Кордофана и других стран. Впоследствии А.Э. Брем в книге «Путешествие по Северо-Восточной Африке…» (1958) в отдельном очерке описал дружбу крокодила и кулика-бегунка, которого арабы прозвали сторожем крокодила (рафир-эль-тимсах). Брем сообщал, что бегунок «беспечно скачет по спине спящего чудовища, поедает сидящих на нем пиявок и водных насекомых... Привычка громко кричать при приближении человека и тем уведомлять крокодила о его присутствии дала повод приписать птице должность и название сторожа. Спящий крокодил действительно просыпается от её крика и тотчас отправляется в воду». Однако чтобы куличок заходил в пасть крокодила, зоолог никогда не видел. Как сообщает А.Брем (1958), об удивительном поведении бегунка он узнал много позднее и только случайно из старой книги Ф.М.Фирталера «История философии людей и народов», изданной в Вене в 1794 г. Фирталер отмечал, что древние естествоиспытатели насчитывали несколько пород трохилосов [по-видимому, речь идёт о различных видах куликов – А.Р.], но крокодил, по их словам, живёт в дружбе только с теми, которые известны под названием «кладоринхус». Название «кладоринхус», естественно, не имеет никакого отношения к имени австралийского полосатого ходулочника Cladorhynchus leucocephalus.

В конце 19 века вышло несколько работ английских орнитологов (Cook 1893; Slater 1893; Newton 1896 – цит. по: Cramp, Simmons 1983), в которых упоминается о необычном поведении куликов по отношению к крокодилу. В частности, большой интерес представляет заметка Дж.Кука (Cook 1893), который в 1876 г. на берегу Нила в Нубии наблюдал, как шпорцевый чибис Hoplopterus spinosus (определение сделано по добытому экземпляру, хранящемуся в музее) трижды заходил и выходил из пасти крокодила. И каждый раз крокодил захлопывал страшные челюсти на 1-2 мин, а кулик после очередного добровольного заточения подбегал попить к реке. Подобная история сообщается также о крокодиле Crocodylus americanus [вероятно, речь идёт об американском острорылом крокодиле C. acutus А.Р .] из Сан-Доминго (Descourtilz, Voy. d’un Nat.iii.p.26, 1809, from Eds. Cook 1893).

Немецкий исследователь Мейнертцхаген наблюдал кормёжку египетского бегунка (дата не указана) и африканских чибисов, или пигалиц-кузнецов Vanellus armatus (в 1907 г.) в пасти крокодила (Mein-ertzhagen 1959 – цит. по: Urban et al . 1986), но опубликовал свои наблюдения только в 1959 г. в книге «Пираты и хищники». Такое полувековое молчание наводит на определённые размышления, хотя и не может являться причиной для недоверия.

Немецкий зоолог, знаток природы Африки, профессор Бернгард Гржимек (1909-1986) в своей книге «Среди животных Африки» (1973) также не обошёл вниманием рассматриваемый вопрос. Оказывается, сам Б.Гржимек ничего подобного не наблюдал, но ссылается на французского исследователя Ж.Ж.Плейера, который в Южной Африке видел перевозчика Actitis hypoleucos, выклёвывающего что-то из пасти крокодила. Чешский исследователь Африки Йозеф Вагнер (Вагнер 1987; Вагнер, Шнайдерова 1975) указывает, что и сегодня нет полной ясности, какую птицу имел в виду Геродот под названием «трохилос» и приводит интересный факт, касающийся другого вида куликов – перевозчика, который нередко «чистит» кожу крокодилов, склёвывая различных беспозвоночных. Такое же поведение известно и для шпорцевого чибиса.

Таким образом, кормёжку птиц в пасти крокодила в разное время описывали разные учёные и натуралисты. При этом они указывали на несколько видов куликов: египетского бегунка, шпорцевого и африканского чибисов, перевозчика. Все эти птицы в той или иной степени и претендуют на роль «трохилоса». Но окончательно загадка трохилоса вряд ли будет когда-нибудь решена. По-видимому, мы так и не узнаем, кого видел Геродот кормящимся в пасти крокодила.

Статья обзорная