О кормовом поведении стрижей и ласточек во время продолжительных дождей и похолоданий
Автор: Резанов А.Г.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 226 т.12, 2003 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140149655
IDR: 140149655
Текст статьи О кормовом поведении стрижей и ласточек во время продолжительных дождей и похолоданий
Кафедра биологии, Московский городской педагогический университет, ул. Чечулина, д. 1, Москва, 119004, Россия
Для чёрных стрижей Apus apus характерно использование во время кормёжки огромного вертикального пространства, от высоты менее 2 м до высоты 1000 м (соответственно, Harding 1979 и Gustafson et al. 1911 — цит. по: Cramp 1985). Так, по наблюдениям в Московской области (Сергиев-Посад-ский р-н, пос. Торгашино) 21 июня 1997 до 150 стрижей (с примесью городских ласточек Delichon urbicaY облавливали восходящие потоки тёплого воздуха, поднимаясь по спирали (“карусельный полёт”) до высоты, на которой в восьмикратный бинокль они были видны в виде точек (вероятно, где-то около 2000 м). Как показали специальные исследования В.Н.Булюка и Н.С.Чернецова (1993) в заповеднике “Лес на Ворскле”, во время кормовых перемещений стрижи могут подниматься до высоты 5800 м, деревенские Hirundo rustica и городские ласточки — 1800 м, хотя чаще всего все три вида охотились на высотах до 50 м.
Согласно распространённому взгляду, чёрные стрижи во время продолжительных дождей и похолоданий покидают районы гнездования (или же впадают в состояние гипотермии), улетая иногда за сотни километров в зону тёплого воздушного фронта, где они могут кормиться воздушным планктоном (Koskimies 1950). Например, в холодное лето 1976 г. в Ленинградской обл. общая численность стрижей снизилась более чем в 2 раза (Мальчевский, Пукинский 1983). Птенцы стрижей хорошо приспособлены к нестабильным кормовым условиям и могут переносить длительное голодание благодаря накоплению значительных жировых резервов и факультативной гипотермии (Люлёева 1993).
Дальние кормовые миграции и пространственное распределение охотящихся в полёте птиц обусловлены крупномасштабными перемещениями масс находящихся в воздухе насекомых. Для облигатных потребителей аэропланктона отмечен феномен следования перед фронтом дождя, поскольку именно перед таким фронтом наблюдаются крупные скопления насекомых в воздухе (Russel 1999). В связи с этим представляют интерес наблюдения, показывающие способность стрижей и ласточек (как типичных потребителей воздушного планктона) в холодную дождливую погоду вполне успешно существовать за счёт местной кормовой базы.
Дождливым и прохладным летом 2000 года в Коломенском (Москва) автор неоднократно наблюдал кормёжку чёрных стрижей и ласточек (Hi-rundo rustica, Delichon urbica, Riparia riparia) во время затяжных дождей, когда насекомых в воздухе практически не было. Например, 16 июня 2000 при продолжительном моросящем дожде, ветре и сравнительно низкой температуре воздуха (+16°С) скопление из более чем 100 стрижей интенсивно кормилось по краю яблоневого сада, стремительно летая на высоте от 1.5-2.0 до 5-6 м. Птицы на большой скорости проносились вдоль крон ябонь, вспугивая с листьев многочисленных яблоневых медяниц Psylla malt Стрижи, более скоростные, чем ласточки, облавливали участки протяжённостью до 20-30 м, ласточки — до 10-15 м. Поскольку на деревьях кормились ещё и полевые воробьи Passer montanus, над кронами яблонь образовывалось своеобразное “облако” из вспугнутых насекомых. В результате постоянных перепархиваний воробьёв и “вспугивающего полёта” стрижей, это “облако” медяниц постоянно поддерживалось вокруг крон.
-
19 июня при пасмурной ветреной погоде там же среди крон яблонь, помимо 100 стрижей, охотились 5-10 деревенских и 1-2 городские ласточки. М.В.Колоярцев (1989) указывал, что в неблагоприятную погоду городские ласточки могут летать между деревьями.
27 июня 10-15 деревенских ласточек летали между кронами и стволами яблонь, облавливая пространство на протяжении 15-20 м. Пролетев эту дистанцию, птицы начинали новый заход. Яблоневые медяницы, находящиеся на листьях, реагировали взлётом при приближении к ветвям на 1015 см руки или головы проходящего мимо человека. По-видимому, так же они реагировали и на близко пролетающих стрижей и ласточек. Вероятно, на данном эффекте и основан “вспугивающий полет”.
-
2 июля во время моросящего дождя при температуре воздуха +15... + 17°С несколько десятков деревенских и городских ласточек охотилось над краем яблоневого сада со стороны обрывистой террасы реки Москвы. Одновременно скопление из более чем 100 городских ласточек кормилось над садом на высоте 50-200 м. Ветер со стороны реки создавал мощный восхо-
- дящий поток воздуха, поднимающий вверх большое количество насекомых. Подобная ситуация отмечена также 16 июля, когда на высоте 100-200 м охотилось 30-40 городских ласточек и несколько десятков стрижей.
-
3 июля во время дождя сад “патрулировали” 25 городских и 2-3 деревенские ласточки. Птицы нередко пролетали даже среди ветвей яблоневых крон. Ещё несколько десятков городских ласточек кормилось на высоте около 100 м. Для городских ласточек, сравнительно с деревенскими, характерна более высотная кормёжка (Птушенко, Иноземцев 1968; Мальчевский, Пукинский 1983; Булюк, Чернецов 1993). В это же время до 200 чёрных стрижей, используя приземный (на высоте до 1-1.5 м) “вспугивающий полёт”, охотилось над обширными высокотравными луговинами. Летом 1978 и 1982 годов на побережье Чёрного моря (г. Поти, Грузия) в пасмурную дождливую погоду автор неоднократно наблюдал низкие полёты стрижей над зарослями ситника. Известно (Птушенко 1951), что в ненастную погоду стрижи охотятся низко над лугами.
Вечерами, когда воздух становится прохладным, деревенские ласточки часто летают низко над нагретым за день асфальтом, вспугивая греющихся на нём насекомых и схватывая их на взлёте.
В холодное дождливое утро при крайне низкой воздушной активности насекомых деревенские и береговые ласточки нередко сопровождают пасущихся крупных животных (коров, овец), вспугивающих из травы насекомых, а также привлекающих к себе кровососущих двукрылых. Кормовая ассоциация ласточек наблюдается и с человеком (Резанов 1998а,б). В целом кормовая ассоциация ласточек с крупным рогатым скотом — довольно обычное явление (Поливанова 1957; Птушенко, Иноземцев 1968; Мальчевский, Пукинский 1983; Колоярцев 1989). В пасмурный ветреный день деревенские ласточки охотятся также, летая над кормящимися среди травы скворцами Sturnus vulgaris (Whitelegg 1961).
По данным А.С.Мальчевского и Ю.Б.Пукинского (1983), в Ленинградской области при похолоданиях крупные стаи деревенских ласточек, охотящиеся по берегам озёр, садятся на прибрежную растительность, а затем взлетают. Такая охота, путём спугивания насекомых с растений, может продолжаться на одном и том же озере несколько дней подряд.
Робинс (Robins 1970) в г. Лоренс (Канзас, США) наблюдал во время затяжного дождя, который продолжался более недели, кормёжку дымчатых иглохвостов Chaetura pelagica и ласточек Riparia riparia и Progne subis насекомыми, вспугиваемыми работающими газонокосилками.
Таким образом, во время похолоданий и затяжных дождей, когда численность насекомых в воздухе резко снижается, стрижи и ласточки кормятся насекомыми, поднимаемыми в воздух: 1) с помощью особого “вспугивающего полета” птиц; 2) в результате особых ветровых условий; 3) движущимися крупными животными и человеком; 4) работающей техникой (например, косилками). Стрижи и ласточки охотятся также на кровососущих насекомых, привлекаемых крупными животными и человеком.
Несмотря на определённую независимость от локальной кормовой базы благодаря способности совершать далёкие вылеты в поисках воздушного планктона (Мальчевский. Пукинский 1983), чёрные стрижи, тем не менее, в состоянии использовать локальные пищевые ресурсы более полно, чем считалось ранее. Кстати, в пользу данного положения свидетельствуют факты экстремально поздних встреч (например, в начале ноября для Санкт-Петербурга) вполне здоровых активных стрижей (Koskimies 1961; Schubert 1971 — цит. по: Мальчевский, Пукинский 1983). По-видимому, способность более полного использования локальной пищевой базы в полной мере присутствует и у ласточек. Более того, если оценивать разнообразие кормового поведения стрижей и ласточек по средам, используя для расчёта меру неупорядоченности Шеннона-Уивера (ДН), то можно видеть, что у стрижей такая оценка равна 0, а у ласточек колеблется в пределах от 0.333 (у береговой) до 0.422 (у городской) (Резанов 2000). Всё это свидетельствует в пользу того, что экологическая пластичность (в кормовом поведении) у ласточек выше, и они обладают большими возможностями приспосабливаться к разыскиванию и добыванию корма в иных средах и с иных субстратов, чем чисто воздушное разыскивание и добывание корма.