О массовой зимовке лесных птиц в Кандалакше (Мурманская область)
Автор: Коханов Валентин Дмитриевич
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1262 т.25, 2016 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Коханов В.Д. 2001. О массовой зимовке лесных птиц в Кандалакше, Мурманская область // Мир птиц 1: 14.
Короткий адрес: https://sciup.org/140155913
IDR: 140155913
Текст краткого сообщения О массовой зимовке лесных птиц в Кандалакше (Мурманская область)
В.Д.Коханов
Второе издание. Первая публикация в 2001*
В конце декабря 2000 и в январе 2001 года я проводил учёты зимующих птиц в городе Кандалакше Мурманской области. Обильный урожай плодов рябины Sorbus aucuparia , которой преимущественно засажены улицы и дворы города, привлёк сюда большое количество птиц — любителей этой ягоды. По моим оценкам, в последней пятидневке декабря — первой пятидневке января на территории города и микрорайона Нива-3 держалось около 1100-1200 свиристелей Bomby-cilla garrulus , не менее 100-110 щуров Pinicola enucleator , 50 снегирей Pyrrhula pyrrhula и 45 дроздов-рябинников Turdus pilaris . К началу второй пятидневки января большая часть плодов рябины была съедена птицами и сохранилась лишь в некоторых участках города. По -видимому, в это время в окрестных более мелких населённых пунктах этих ягод не осталось, и птицы в поисках пищи устремились в Кандалакшу, в результате чего численность некоторых из них заметно возросла. 7 января я учёл на территории города более 3600 свиристелей, скопления которых насчитывали от 65 до 2400 особей. Они на глазах опустошали нетронутые участки рябины. В этот же день мне встречались стаи свиристелей численностью в 50-350 особей, пролетавших в южном направлении. Уже к 10 января основная масса свиристелей покинула город, 11 января их здесь оставалось не более 60-70 особей, а после 22 января этих птиц больше не встречали.
Численность рябинников не изменялась до 10 января, когда у восточной окраины города появилась стая не менее чем из 70 явно кочующих птиц (местные держались по 1-8 особей). В последующие дни эту стаю в городе не встречали, а большинство зимовавших здесь рябинников исчезло к 15 января, после чего встречались одиночные особи.
С 10-11 января начала сокращаться численность щуров, и 15 января я отметил последнюю птицу. В эти же дни сократилось и количество снегирей, но они оставались довольно обычной зимующей птицей города и держались в основном около кормушек с семенами подсолнечника.
Впервые в Кандалакше остались зимовать зеленушки Chloris chlo-ris, количество которых не превышало 5-6 особей. Большинство из них посещали кормушки, в которые выкладывали семечки, и лишь однажды я видел зеленушку в стае чечёток Acanthis flammea (около 70 особей), которые кормились семенами трав. В предыдущие годы иногда одиночных зеленушек отмечали в конце марта — начале апреля, а в 1997 году в эти сроки на кормушке у окна квартиры А.П.Пронина в первый раз регистрировали по 5-10 зеленушек одновременно. Обнаружены эти птицы и севернее Кандалакши. Так, 15 января 2001 в городе Апатиты в академгородке Кольского научного центра я встретил 4 зеленушек.
Высокая численность зимующих в городе птиц привлекла и пернатых хищников. Так, 3 января 2001 на самой оживлённой в Кандалакше улице Первомайской я обнаружил дербника Falco columbarius , который сидел на тополе возле стены дома на высоте 8 м и совершенно не реагировал на массу проходящих внизу людей и интенсивное движение транспорта. Под ним на тротуаре и у обочины на снегу лежали перья съеденного соколком свиристеля. В такое время года дербников в Мурманской области ещё не отмечали. А 19 января близ центра города охотилась самка перепелятника Accipiter nisus — этот хищник очень редко остаётся на зиму в южной части Мурманской области.
Такого количества зимующих в Кандалакше птиц ещё не наблюдали. По-видимому, причиной этому было не только обильное плодоношение рябины, но и необычно тёплая погода в декабре 2000 и январе 2001 года. Могу добавить, что я наблюдаю в Кандалакше за птицами с 1957 года, но такого количества их зимой как в эту зиму, я не видел ни разу (за исключением снегирей).
ю ^