О мурмурации розовых скворцов Pastor roseus и способах охоты балобана Falco cherrug на побережье озера Иссык-Куль
Автор: А.Н. Остащенко, Е.Г. Кузина
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 2548 т.34, 2025 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140310560
IDR: 140310560
Текст статьи О мурмурации розовых скворцов Pastor roseus и способах охоты балобана Falco cherrug на побережье озера Иссык-Куль
Наблюдать охоту крупных соколов на птиц в естественных условиях приходиться не часто. Как правило, подобные наблюдения непродолжительны. Обычно мы видим птицу с пойманной добычей, реже становимся свидетелями броска с кратковременной погоней, после чего добыча или поймана, или благополучно уходит. Чаще всего преследователь и жертва исчезают из поля зрения с неясным результатом. Проследить же всё действие от начала до конца, да ещё в нескольких вариантах удаётся крайне редко.
Такое захватывающее зрелище разыгралось перед нами 1 сентября 2024 на прибрежной равнине озера Иссык-Куль южнее города Балыкчи (Рыбачье). Эта территория, некогда бывшая дном озера, а сейчас представляющая собой 3-4- километровую полосу равнинной песчано-галечниковой полупустыни с кустами солянок, эфедры и куртинами облепихи между берегом и автомобильной дорогой, окружающей озеро. Километровая прибрежная полоса суши относится к Иссык-Кульскому заповеднику.
У артезианской скважины, возле которой мы ночевали, находилась довольно обширная площадь, поросшая редкими куртинами кустов облепихи высотой до 3 м. Вечером здесь держались несколько стай молодых розовых скворцов Pastor roseus , самая большая из которых насчитывала до 1 тыс. особей, остальные – по 200-300 птиц, вечером они куда-то улетели. Судя по срокам, это уже сформировавшиеся пролётные стаи. Недалеко от лагеря был замечен пролетевший балобан Falco cherrug .
Утром 1 сентября около 9 ч скворцы появились вновь и расселись на кустах облепихи. Занятые сбором лагеря, мы не обращали на них внимание, но неожиданно скворцы взлетели, их плотные стаи начали быстро маневрировать, держась невысоко над землёй. Недалеко летал болотный лунь Circus aeruginosus, и мы решили, что он и является причиной их беспокойства. Быстро успокоившись, скворцы расселись по кустам, но через какое-то время снова влетели. В этот раз мы увидели летящего балобана, который на большой скорости пронзил стаю, затем взмыл вверх, после чего последовал новый безрезультативный бросок. После этого балобан улетел с набором высоты, а скворцы снова сели на свои места. Болотный лунь продолжал своё барражирование, при его приближении отдельные стаи скворцов нехотя отлетали в сторону и снова садились на кусты. Но через некоторое время розовые скворцы дружно взлетели, делая мурмурирующие полёты, и показался летящий низом балобан, который снова сделал два или три безрезультатных броска в гущу стаи. В последующем мы стали свидетелями ещё нескольких попыток балобана поймать добычу и каждый раз перед его появлением скворцы взлетали, а после снова садились на окрестные кусты.
Балобан Falco cherrug . Побережье озера Иссык-Куль. 31 августа 2024. Фото Е.Г.Кузиной
Во время охоты балобан менял тактику: то нападал с большой высоты, то стремительно подлетал к скворцам низко над землёй. Иногда, промахнувшись, он без перерывала делал ещё два-три броска, то взмывая вверх и нападая сверху, то бросаясь за стаей в угон. Застать скворцов врасплох ему не разу не удалось, скворцы взлетали прежде, чем мы замечали сокола. После того, как балобан улетал, скворцы снова садились на окрестные кусты облепихи. Это продолжалось около 15 мин и после очередной неудачной атаки скворцы улетели за пределы видимости. Последовал за ними балобан или нет – осталось неясным.
Всё это время стаи скворцов при нападении балобана не смешивались, каждая совершала свои полёты самостоятельно, садились они хотя и рядом, но всё же раздельно. Это наводит на мысль, что формирование мигрирующей стаи и её существование происходит по своим закономерностям, скорее всего, связанным с общим физическим состоянием её членов. Взлетающие при приближении сокола скворцы совершали свои манёвры на высоте не более 3-4 м, часто между кустами, на фоне которых их было труднее рассмотреть, а резкие повороты дезориентируют балобана. По всей видимости, совместное маневрирование в стае оказывается более безопасным, чем если бы птицы прятались в кустах, как это обычно делают небольшие группы или одиночки.
Интересно, что атаки балобана следовали всё время с южной стороны. Это направление, конечно, могло давать преимущество при нападении на низкой высоте, так как кусты с этой стороны были несколько выше и гуще чем с других сторон, но при нападении с большой высоты это преимущество исчезало.
Охваченные азартом наблюдения за развернувшимся зрелищем, мы не обратили внимание на возраст балобана. Остаётся только гадать, в чём причина неудавшейся охоты: в неопытности охотника, в искусстве использования мурмурации или во взаимодействии этих причин? Во всяком случае, при таком большом количестве попыток объяснять всё только неопытностью охотника вряд ли уместно.
Совсем другую тактику охоты применял балобан, которого пришлось увидеть на берегу Иссык-Куля в 1980-х годах. В те годы балобан в Киргизии был довольно обычным видом. В начале октября на берегу озера у села Чон-Урюкты проводились ежедневные утренние наблюдения за миграциями птиц, во время которых внимание привлёк балобан, пролетающий по утрам вдоль берега. Каждое утро он неторопливо летел на запад на высоте 50-70 м, из чего можно было предположить, что это одна и та же птица, место ночёвки которой располагалось восточнее наблюдательного пункта. Было такое впечатление, что балобан «по расписанию» летит на завтрак, следуя по определённому маршруту. Где, как и чем завтракает балобан, оставалось загадкой, ответ на которую удалось подсмотреть через несколько утренних наблюдений.
Однажды, как всегда, следуя вдоль берега, балобан резко повернул и полетел в даль озера. В бинокль удалось разглядеть небольшую птицу, пересекающую озеро с противоположного берега на высоте не более 100 м. Судя по величине и полёту, она относилась к некрупному виду отряда воробьиных. Приблизившись, балобан сделал сверху неторопливый бросок на птицу, от которого та легко увернулась, но при этом потеряла высоту. Подобное повторилось три-четыре раза после, чего птица оказалась прижатой к воде и была легко подхвачена соколом.
Описанные случаи свидетельствует о том, что охотничьи навыки балобана не являются шаблонными, птицы могут корректировать свои усилия, поведение и способы охоты в зависимости от условий, в которых находиться жертва.
ю ^
Рус. орнитол. журн . 2025. Том 34. Экспресс-выпуск № 2548