О некоторых аспектах сбалансированности пенсионного фонда рф

Автор: Дементьева Л.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 1-1 (10), 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140106542

IDR: 140106542

Текст статьи О некоторых аспектах сбалансированности пенсионного фонда рф

Современные условия снижения темпов экономического роста в РФ и ухудшения демографических показателей поставили на повестку дня вопрос о реформировании пенсионной системы.

Прогноз основных демографических показателей в среднесрочной перспективе дает малоутешительные данные для прогнозирования перспектив развития пенсионного страхования в РФ. Демографические показатели будут развиваться в направлении роста людей пенсионного возраста и сокращения трудоспособного населения (табл.1).

Таблица 1

Динамика демографических показателей в среднесрочной перспективе, млн. чел.

Показатели

2012 г

2015 г

Темп роста %

2020 г

Темп роста %

Млн. чел

%

Млн. чел

%

Млн. чел

%

Численность пенсионеров

32,4

23

33,8

24

104

36,9

26

109

Количество трудоспособных

87,1

61

83,6

59

96

79,0

56

94,5

Коэффициент демографической нагрузки, чел.*

371

37

405

40

109

467

47

118

*на 1000 лиц трудоспособного возраста приходится нетрудоспособных старше трудоспособного возраста, на начало года.

Указанные процессы будут увеличивать демографическую нагрузку на трудоспособное население, которая будет расти более быстрыми темпами, чем численность пенсионеров, что объясняется снижением количества трудоспособного населения.

В ближайшее пятилетие (2014 – 2019 гг.) будут выходить на пенсию женщины, которым в настоящее время 50-54 года – 6,2 млн. чел. и мужчины 55-59 лет – 4,5 млн. чел. Итого: 10,7 млн. чел. Им на смену на рынок труда приходит поколение 20-24 летних 10,8 млн. чел. В следующее пятилетие (2019 – 2024 гг.) начинают выходить на пенсию женщины, которым в настоящее время 45-49 лет (5,1 млн. чел.) и мужчины, находящиеся в настоящее время в возрасте 50-54 лет (5,3 млн. чел.). Всего 10,4 млн. чел. Их будут заменять нынешние 15-19-летние – 7,15 млн. чел. (расчет составлен по данным Росстата РФ).

Несомненно, эти процессы негативно скажутся на сбалансированности бюджета ПФР, что делает актуальным поиск путей повышения доходных источников бюджета ПФР.

Одним из самых главных причин низких доходов ПФР является низкий уровень заработной платы населения, занятого наемным трудом, а именно эти отчисления собственно и формируют доходы ПФР. Повышение уровня заработной платы и повышение (или отмена) предельного размера заработной платы для отчисления взносов в пенсионную систему, несомненно, окажет положительное влияние на доходы пенсионной системы РФ.

В настоящее время средний размер пенсий в северных регионах на 5080% выше, чем в среднем в стране, и величина прожиточного минимума пенсионера в северных регионах в 1,5-2 раза выше. Из-за низкого предельного размера заработной платы для отчисления взносов в пенсионную систему в будущем большей части пенсионеров Крайнего Севера придется доплачивать до величины прожиточного минимума пенсионера в регионе за счет совокупных доходов Пенсионного фонда.

Из 53 стран, представленных в обзоре Всемирного банка, в 22 отсутствует предельный размер заработной платы для отчисления взносов в пенсионную систему. В 31 стране, где установлен такой предел, его средняя величина составляет 300% от заработной платы. Из 30 стран ОЭСР в 9 отсутствует предельный размер заработной платы для отчисления пенсионных взносов. В 21 стране, где установлен такой предел, его средняя величина составляет 237% от заработной платы.

Если предельный размер заработной платы для отчисления взносов в пенсионную систему повысить, чтобы его отношение к сумме средней заработной платы за год возросло со 161% в настоящее время до 230%, то удастся на 8-10% увеличить доходную часть пенсионной системы [1. С.154].

Кроме того, в области тарифной политики было бы целесообразно отказаться от практики выделения категорий страхователей-работодателей в различных секторах экономики, которым предоставляются льготы по уплате страховых взносов в целях стимулирования экономики, поскольку подобные меры, безусловно, оправданные с экономической точки зрения, применительно к функционированию пенсионной системы ведут к увеличению расходов бюджета на компенсацию выпадающих доходов ПФР в целях недопущения уменьшения пенсионных прав застрахованных лиц, занятых у этих страхователей, что повышает уровень зависимости ПФР от федерального бюджета.

Целесообразно также рассмотреть вопрос о возможности распространения системы обязательного пенсионного страхования на государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих силовых ведомствах, по аналогии с государственными гражданскими служащими, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию на общих основаниях.

Подобное решение, помимо прочих преимуществ, могло бы решить на длительный период времени проблему дефицита ПФР, поскольку страховые отчисления в отношении новых категорий должностных лиц стали бы поступать в ПФР в текущем режиме, а обязательства по их пенсионному обеспечению и, соответственно, расходы возникли бы только лет через 1520.

Тарифная политика в отношении страховых взносов самозанятых категорий населения также рождает множество вопросов. При существующей системе тарифов оплаты страховых взносов с 1 МРОТ данные категории населения обеспечат себе только минимальный уровень пенсионного обеспечения в старости, и в силу этого они будут иметь право на доплаты до пенсионного минимума в регионе. Но доплаты производятся за счет совокупных доходов ПФР, т.е. главным образом за счет тех категорий населения, которые отчисляли в Пенсионный фонд немаленькие взносы со своих средних и ниже средних по России зарплат. Понятно нежелание самозанятых категорий населения уменьшить свои пенсионные отчисления, тем более, что они не рассчитывают на пенсию в старости как на основной доход, стремясь приобрести недвижимость и другое имущество за счет сегодняшних доходов и тем самым обеспечить свое безбедное существование в старости. Свое участие в пенсионной системе эти категории рассматривают как дополнение к доходу, или так называемую страховку в условиях риска предпринимательской деятельности. Однако данная страховка не должна обеспечиваться отчислениями за наемных работников, для которых заработная плата это основной доход, а пенсии – единственный источник благополучия в старости. Решение данной проблемы видится на путях формирования самостоятельной пенсионной системы для самозанятых категорий населения, в рамках которой они могли бы самостоятельно решать вопросы сумм страховых взносов, тарифов, размеров пенсионных выплат и условий их предоставления.

Несомненно, влияние демографических факторов на долгосрочную сбалансированность ПФР существенно, однако не следует сбрасывать со счетов воздействие, которое могут оказывать макроэкономические факторы на указанную проблему, ведь важно не только количество имеющихся ресурсов, но и их качество, уровень технологического уклада, господствующего в экономике. И в данном случае демографический вызов может стать не только проблемой, но и фактором, стимулирующим технологическую модернизацию страны и формирования нового технологического уклада в экономике, что поставит на повестку дня не проблемы обеспеченности пенсионной системы средствами, а проблемы кадрового обеспечения нового качества экономического роста.

Рост производительности труда, являющийся неизбежным следствием технологической модернизации, приведет к росту ВВП, несмотря на снижение численности трудоспособного населения.

В современных условиях важно также обеспечить проведение эффективной политики в области здравоохранения, которая бы способствовала снижению смертности населения и позволила бы лицам пенсионного возраста более длительное время оставаться трудоспособными.

В области здравоохранения предстоит сформировать механизмы, обеспечивающие доступность и качество медицинской помощи, развитие диспансеризации, улучшение лекарственного обеспечения граждан.

Создание благоприятных макроэкономических условий будет способствовать решению проблемы сбалансированности пенсионной системы РФ.

Статья