О некоторых чертах криминологической характеристики личности преступника, совершающего преступления в сфере незаконного производства наркотических средств
Автор: Носова О.В.
Журнал: Криминалистика: вчера, сегодня, завтра @kriminalistika-vsz
Рубрика: Уголовно-правовые науки
Статья в выпуске: 3 (35), 2025 года.
Бесплатный доступ
Незаконное производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов представляет собой серьёзную угрозу жизни и здоровью общества. Использование современных технологий позволяет преступникам изготавливать крупные партии психоактивных веществ в кустарных условиях и обеспечивать их поставку сразу в несколько регионов. Разработка мер по борьбе с нелегальным наркопроизводством требует глубокого понимания причин и условий, способствующих совершению таких преступлений. В данной статье, опираясь на статистические данные, рассматриваются некоторые черты, характерные для личности производителей наркотиков. Знание криминологических характеристик преступников способствует разработке профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, направленных на борьбу с этой опасной тенденцией.
Незаконное производство наркотиков, криминологические особенности наркопроизводителей, типы личности наркопреступников, социально-демографическая характеристика
Короткий адрес: https://sciup.org/143184941
IDR: 143184941 | УДК: 343. 918.2
Текст научной статьи О некоторых чертах криминологической характеристики личности преступника, совершающего преступления в сфере незаконного производства наркотических средств
Преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств относятся к наиболее опасным видам современной преступности, борьба с которой основывается на комплексном подходе, в том числе на профилактике наркопотребления.
Наркотизация населения является как следствием, так и условием, способствующим росту наркопреступности, именно поэтому теоретическую основу профилактической работы составляют исследования личности наркопотребителя, а также лиц, совершающих наркопреступления.
Простейшая классификация личности преступника, причастного к незаконным операциям с наркотическими средствами, основывается на его отношении к потреблению психоактивных веществ [1, с. 166].
В исследовании криминологической классификации и типологии личности наркопреступников А. Н. Курындина обратила внимание на различие криминологического портрета лиц, занимающихся криминальным наркобизнесом, и лиц, совершающих преступления с целью удовлетворения потребности в употреблении наркотических средств [2, с. 86]. По характеру и содержанию криминальной мотивации автор выделяет «корыстный», «наркозависимый» и «полимотива-ционный» типы. На основе глубины и стойкости криминогенной мотивации выделены: последовательно криминальный, ситуативнокриминогенный и ситуативный типы личности наркопреступника [2, с. 87].
Вместе с тем в криминологическом исследовании личности наркопреступника важно обеспечить дифференцированный подход, так как в структуру наркопреступности входит значительный перечень уголовно наказуемых деяний, который постоянно уточняется и расширяется. Это хранение, приобретение, изготовление, перевозка, сбыт, пересылка, контрабанда, хищение или вымогательство, нарушение правил оборота, склонение к потреблению наркотических средств, организация и содержание наркопритонов и другие преступления. Отдельные характеристики субъективной стороны различных видов наркопреступлений могут иметь свои специфические качества, свойства и признаки, знание которых, во-первых, позволяет успешно формировать криминали- стическую тактику выявления и раскрытия таких преступлений, а во-вторых, выработать специфические меры профилактики каждого в отдельности вида наркопреступлений [3, с. 36].
Основная часть
Большинство преступных деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств является следствием либо сопровождением незаконного производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
Следует учесть, что незаконное производство наркотических средств представляет собой специфический вид преступной деятельности, требующий от преступника определенных специальных знаний и навыков, а также интеллектуально-познавательных действий. В последние годы благодаря техническому прогрессу и созданию новых видов наркотических средств синтетического производства появились возможности оборудования подпольных нарколабораторий, обслуживанием которых могут заниматься всего 1–2 человека, для кустарного производства психоактивных веществ.
Опасность наркопроизводства обусловлена тем, что одно лицо может произвести особо крупные партии наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов в размерах, позволяющих на постоянной основе обеспечивать большое число наркопотребителей.
Анализ статистических сведений ГИАЦ МВД России за последние 5 лет в период с 2020 по 2024 гг. свидетельствует о росте числа лиц, совершивших преступления в сфере незаконного наркопроизводств а1. Все большее распространение этого вида преступной деятельности на территории России происходит на фоне сокращения общего числа установленных правоохранительными органами наркопреступников. Наглядно динамика общего числа лиц, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, и числа лиц, совершивших преступления в сфере незаконного наркопроизводства, в период с 2020 по 2024 гг., представлены на графике (рис. 1).
|
90000 |
83137 85147 79666 77123 |
|
80000 70000 |
69682 |
Рис. 1. Общее число лиц, совершивших наркопреступления, и лиц, совершивших преступления в сфере наркопроизводства в Российской Федерации в период с 2020 по 2024 год
Современные авторы предлагают различные варианты определения криминологической сущности и характеристики преступника. Так, в исследовании Н. В. Киркиной основные качества и свойства личности наркопреступника представлены в виде трех групп: уголовноправовые, нравственнопсихологические и социальнодемографические [4, с. 38]. Опираясь на структуру характеристики личности наркопреступника, данную Н. В. Киркиной, проведем криминологическое исследование отдельных уголовно-правовых и социально-демографических качеств и свойств лиц, совершивших преступления в сфере незаконного производства наркотических средств.
За основу возьмем среднее значение удельного веса отдельных статистических показателей в общем числе установленных правоохранительными органами лиц, со- вершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств и в сфере наркопроиз-водства1. Период исследования составляет 5 лет – с 2020 по 2024 год.
Так, за последние 5 лет в период с 2020 по 2024 год в среднем 89,9 % лиц, совершивших преступления в сфере наркопроизводства, являлись гражданами России.
Число иностранцев и лиц без гражданства2, причастных к производству наркотических средств, с 2020 года возросло почти в 3 раза: с 18 до 49 – в 2024 году. Удельный вес совершенных ими преступлений в общем количестве расследованных преступлений в сфере наркопроизводства также растет. Сравнивая долю участия иностранцев в незаконном обороте в целом и отдельно в незаконном наркопроизводстве, можно сделать вывод, что иностранные граждане оказывают на незаконное производство наркотиков весьма существенное влияние.
Рис. 2. Сравнительная характеристика доли иностранных граждан и ЛБГ, совершивших наркопреступления и преступления в сфере наркопроизводства в Российской Федерации в период с 2020 по 2024 год
Более всего задействованы в незаконном наркопроизводстве граждане Украины и Белоруссии. В период с 2020 по 2024 год гражданами Украины совершено 62 преступления в сфере незаконного наркопроизводства, гражданами
Белоруссии – 35, на третьем месте – граждане Казахстана, совершившие 17 преступлений этой категории (рис. 3).
Рис. 3 Количество преступлений, связанных с наркопроизводством, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ в Российской Федерации в период с 2020 по 2024 год
Сравнительная характеристика по половому признаку лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, и лиц, совершивших преступления в сфере наркопроизводства, позволя- ет сделать вывод о том, что женщины менее вовлечены в наркопроизводство, чем в целом в наркопреступность. Подавляющее большинство преступников этой категории являются мужчинами (рис. 4).
82,0 84,0 86,0 88,0 90,0 92,0 94,0 96,0 98,0 100,0102,0
-
■ мужчин ■ женщин
Рис. 4. Удельный вес мужчин и женщин, совершивших преступления в сфере наркопроизводства, среднее значение – за 5 лет в период с 2020 по 2024 год
В общем числе лиц, совершивших преступления в сфере наркопроизводства, самую многочисленную возрастную группу составляют лица в возрасте 30–39 лет (41 %). Следующая по численности возрастная категория – молодежь 18– 29 лет (39 %) (рис. 5). В среднем за 5
лет 19 % от общего числа лиц, совершивших преступления в сфере наркопроизводства, составляли лица в возрасте от 40 лет и старше. Самая малочисленная группа – подростки в возрасте 14–17 лет (1 %), число которых за последние 5 лет составляло от 1 до 4 человек в год.
-
■ лица, совершившие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков■ лица, совершившие преступления в сфере наркопроизводства
Рис. 5. Удельный вес возрастных категорий, среднее значение – за 5 лет в период с 2020 по 2024 год
На графике наглядно показано, что к совершению преступлений в сфере наркопроизводства более причастны лица в возрасте от 18 до 39 лет. Подростки и возрастная категория старше 40 лет менее вовлечены в незаконное производство наркотиков, чем в целом в незаконный оборот наркотических средств.
По социальному статусу в среднем за 5 лет порядка 80 % преступ- ников, совершивших преступления в сфере наркопроизводства, не имели постоянного источника дохода. При этом официально статус безработных был всего у 0,3 % граждан. В незаконное производство наркотических средств лица без постоянного источника доходов более вовлечены, чем в целом в незаконный оборот запрещенных веществ (рис. 6).
лица, совершившие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков лица, совершившие преступления в сфере наркопроизводства
Рис. 6. Удельный вес лиц, совершивших преступления в сфере наркопроизводства, без постоянного источника доходов, среднее значение за 5 лет в период с 2020 по 2024 год
Заслуживает внимания категория лиц, совершающих преступления в сфере наркопроизводства, являющихся собственниками или владельцами предприятий, а также индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица. В среднем за 5 лет эти категории преступников составляли свыше 1 % (рис. 7).
-
■ лица, совершившие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков
-
■ лица, совершившие преступления в сфере наркопроизводства
Рис. 7. Социальный статус лиц, совершивших преступления в сфере наркопроизводства, среднее значение удельного веса за 5 лет в период с 2020 по 2024 год
В сравнении с удельным весом этой категории лиц в общем числе наркопреступников можно отметить, что отличительной чертой незаконного производства наркотических средств является более суще- ственная доля собственников предприятий, а также индивидуальных предпринимателей. Очевидно, это связано с особенностями самого наркопроизводства, близкого по своей сущности к предпринима- тельской и производственной деятельности. Кроме того, определенную роль могут играть имеющиеся знания и навыки личности преступника в части организации работы предприятий и любого процесса производства.
Эти статистические наблюдения позволяют предполагать, что у лиц, осуществляющих незаконное наркопроизводство, преобладает корыстный мотив совершения преступления.
Следует отметить, что доля обучающихся среди лиц, причастных к наркопроизводству, в три раза меньше, чем в целом в структуре наркопреступности. К данной категории относятся обучающиеся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также учащиеся образовательных учреждений и студенты вузов (рис. 8).
обучающиеся вузов обучающиеся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального… обучающиеся в образовательных учреждениях
лица, совершившие преступления в сфере незаконного оборота наркотиков лица, совершившие преступления в сфере наркопроизводства
Рис. 8. Удельный вес обучающихся, среднее значение за 5 лет в период 2020–2024 гг.
Примерно треть лиц, причастных к преступлениям в сфере наркопроизводства, ранее совершали преступления, из них 27,3 % признаны опасным или особо опасным рецидивом, около 40 % ранее были вовлечены в незаконный оборот наркотиков.
Следует отметить, что лица, ра- нее совершавшие преступления, менее вовлечены в незаконное наркопроизводство, чем в целом в незаконный оборот наркотиков. Доля лиц, имеющих преступный опыт в сфере незаконного оборота наркотиков, среди наркопроизводителей также меньше, чем в общем числе наркопреступников (рис. 9).
Рис. 9. Доля лиц, ранее совершавших преступления, среднее значение за 5 лет в период с 2020 по 2024 год
Опираясь на труды Ю. М. Антоняна о мотивах преступления как основе типологии личности преступника, следует признать, что значительная часть наркопреступлений совершается с целью приобретения наркотиков для собственного употребления [5, с. 72].
Однако анализ статистических данных за пять лет позволяет предположить, что наркопотребители меньше вовлечены в нелегальное производство, чем в целом в нарко- преступность. Менее трети преступлений (30 %) в сфере производства наркотических средств совершаются лицами, их потребляющими. В то же время в среднем за 5 лет – в период с 2020 по 2024 год 44,3 % всех наркопреступлений совершалось наркопотребителями.
При этом в состоянии наркотического опьянения чаще совершаются преступления в сфере наркопроизводства (рис. 10).
Рис. 10. Удельный вес преступлений, совершаемых наркопотребителями, а также в состоянии наркотического опьянения, среднее значение за 5 лет – в период с 2020 по 2024 год
Можно предположить, что нередки случаи, когда заключительным этапом процесса нелегального производства является непосредственная проба произведенного наркотического средства самим производителем.
Изучение статистических данных позволяет составить социально-демографическую характеристику лица, совершающего преступления в сфере наркопроизводства. Наиболее характерные черты личности нелегального производителя наркотиков выглядят следующим образом: это гражданин России, мужчина, в возрасте от 18 до 39 лет, не имеющий постоянного источника дохода, как правило, ранее не совершавший преступления, однако в 30 % являющийся наркопотребителем, нередко сам осуществляющий пробу произведенного наркотического средства.
В незаконное наркопроизводство более, чем в целом в незаконный оборот наркотических средств, вовлечены иностранные граждане, при этом доля их участия растет. Более всего причастны к незаконному наркопроизводству граждане Украины и Белоруссии.
Женщины значительно меньше вовлечены в сферу наркопроизводства, чем в целом в незаконной оборот наркотиков.
Доля несовершеннолетних и лиц старше 40 лет в незаконном наркопроизводстве также меньше, чем в целом в незаконном обороте наркотиков.
Преступления, связанные с незаконным производством, наркотических средств в основном совершают лица без постоянного источника дохода, но не являющиеся официально безработными. Тем не менее отличительной чертой наркопроизводства является более существенная доля участия собственников предприятий, а также индивидуальных предпринимателей.
В наркопроизводство менее, чем в целом в незаконный оборот наркотических средств, вовлечены учащиеся образовательных учреждений всех уровней.
Среди преступников в сфере наркопроизводства вдвое меньше лиц, имеющих преступный опыт. В среднем около трети производителей наркотических средств являются их потребителями. Это меньше, чем в целом среди лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков наркотических средств. Вместе с тем следует отметить, что преступления чаще совершаются в состоянии наркотического опьянения.
Выводы и заключение
Учитывая рост преступлений, связанных с наркопроизводством, целесообразно осуществлять разработку мер, направленных на выявление так называемой группы риска из числа лиц, имеющих определенные криминологические черты личности наркопроизводителя, а также на профилактику их вовлечения в криминальный наркобизнес.
Оперативный интерес представляют лица мужского пола в возрасте 18–39 лет, имеющие криминальный опыт в сфере незаконного оборота наркотических средств, обладающие определенными познавательными и интеллектуальными способностями, а также опытом в предпринимательской деятельности и организации производства, не имеющие посто- янного источника дохода, а также схожие по этим характеристикам иностранные граждане, прежде всего выходцы Украины, Белоруссии и Казахстана.
В данном исследовании определены лишь отдельные социальнодемографические черты криминологической характеристики личности преступника, осуществляющего незаконное производство наркотических средств. Особенности криминальной мотивации наркопроизводителей и типов их личности требует более детального исследования.
Основываясь на классификации типов личности наркопреступников, данной А. Н. Курындиной [2, с. 87], а также с учетом проведенного исследования, можно предположить, что наиболее характерными типами личности незаконного наркопроизводителя по криминальной мотивации являются «корыстный» и «полимотивационный» типы.
Для личности наркопроизводителя «корыстного» типа основным мотивом совершения преступлений является получение прибыли. В этом случае наркопроизводство является криминальным бизнесом, наркопроизводитель сам наркотики не употребляет.
Для личности «полимотиваци-онного» типа наряду с корыстным мотивом может присутствовать мотивация получения доступа к наркотическим средствам для личного потребления.
При этом нередко первоначальный корыстный мотив в связи с нарастающей наркозависимостью уходит на второй план, и единственным побуждающим фактором совершать дальнейшие незаконные операции с наркотическими средствами остается лишь необходимость получения средств для их приобретения или возможность постоянного получения доступа к ним. Особенностью личности наркопроизводителя является его изменчивость: на протяжении преступной деятельности он может проходить различные стадии в своем формировании – от корыстного типа, когда он действует исключительно с целью наживы, до полимотиваци-онного, когда на первый план выступает его зависимость.