О некоторых направлениях интеграции лиц с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы интеграции молодых людей с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования. Проведен анализ факторов, препятствующих процессу их социального включения в современное общество. Предложены меры, направленные на решение этой проблемы.

Короткий адрес: https://sciup.org/148179829

IDR: 148179829

Текст научной статьи О некоторых направлениях интеграции лиц с ограниченными зрительными возможностями в систему высшего профессионального образования

Министерство образования РФ стало целенаправленно заниматься вопросами профессионального обучения инвалидов c 1995 г. Согласно федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» одним из механизмов повышения социального статуса людей с ограниченными возможностями является получение ими профессионального образования. До этого министерство занималось только детьми до 18-ти лет, выпускники школ выходили в «никуда», и стало ясно, что в новых экономических условиях нужно решать вопрос продолжения их обучения, ведь именно получение высшего профессионального образования способствует социальной реабилитации и является одним из ключевых направлений успешной интеграции незрячей молодежи в социум.

Современная система образования предоставляет инвалидам по зрению определенные возможности выбора формы обучения и учебных заведений. В последние годы наблюдается весьма значительное увеличение активности молодых людей с нарушением зрения при поступлении в вузы страны, становится больше студентов-инвалидов в высших учебных заведениях, соответственно растет и количество незрячих специалистов в области интеллектуального труда.

Система образования России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. При этом на повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому поводу далеко неоднородно. Доступность образования для выпускников с ограниченными зрительными возможностями начиная с их поступления в школу и заканчивая получением высшего образования – является одной из социальных задач, которую необходимо решить для предотвращения их исключения из гражданской, политической, социальной и профессиональной жизни. [7]

Развитие специализированных учебных заведений на уровне начального профессионального и среднего специального образования является широко распространенной практикой. Вопросы обеспечения интегрированного профессионального образования решаются через создание образовательных комплексов, объединение специализированных учреждений и учреждений общего типа на уровне регионов. В высшем же профессиональном образовании такой системы нет.

Трудности социального включения складываются из следующих факторов:

  • 1.    Поступление в вуз и начало обучения там оказываются первыми шагами в направлении социальной интеграции для основной массы юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья, ведь предшествующие образовательные этапы проходились ими либо в педагогических учреждениях специального типа, либо на дому (оба варианта, по сути, относятся к сегрегационным типам обучения) [7].

  • 2.    Препятствия интеграции характеризуются отсутствием информации об условиях поступления и обучения в вузах студентов-инвалидов, правовой неосведомленностью; отсутствием профориентационной службы для молодых людей с ограниченными возможностями в сфере высшего и среднего профессионального образования. Индивидуальная программа реабилитации, разрабатываемая специалистами диагностико-реабилитационных центров и являющаяся законным основанием для реабилитационных мер студента-инвалида, по окончании школы не востребована (исключение составляют специальные учебные заведения, обучающие инвалидов по зрению), таким образом, налицо низкий уровень довузовского образования, социальная и психологическая депривация абитуриентов-инвалидов [2].

  • 3.    Нет никакой информации о порядке проведения вступительных экзаменов в форме ЕГЭ для поступления незрячих абитуриентов в вуз, о том, в какой форме они должны отвечать на экзаменационные вопросы, напечатанные на бланке, сколько им дают времени, чтобы ответить на тест и т.д. По закону вузы вправе устанавливать свой уровень успешной сдачи экзаменов: если минимальной оцен-

  • кой успешной сдачи экзамена по 5-балльной системе является тройка – удовлетворительная оценка, которая дает абитуриенту право на внеконкурсный прием, то при нынешней системе ЕГЭ вузы устанавливают 100-балльную систему и в зависимости от профиля определяют шкалу проходных оценок – до 70-ти баллов, что выше удовлетворительной оценки. В результате абитуриент часто не проходит по конкурсу [1]. Поэтому необходимо рассматривать вопросы разработки методической, процедурной и технологической поддержки проведения ЕГЭ для абитуриентов-инвалидов по зрению.
  • 4.    Доступ к информации при получении высшего образования инвалидами по зрению в коллективе зрячих недостаточен. В условиях, когда информация начинает играть все более важную роль, лица с ограниченными зрительными возможностями поставлены перед выбором: преодолеть проблему информационного обеспечения или потерять возможность интеллектуальной деятельности даже в уже традиционных для них сферах (юриспруденция, преподавание, экономика и т.д.). Компьютерные технологии в процессе обучения приобрели большое распространение, это касается и среднего, и высшего образования, очной и заочной формы обучения. Роль компьютера в профессиональной и учебной деятельности лиц с нарушением зрения трудно переоценить: открываются возможности для создания совершенно новых, до сих пор недоступных для незрячих, рабочих мест и освоения ими ранее неизвестных профессий; существенно повышается эффективность труда лиц с нарушением зрения на уже созданных рабочих местах, в некоторых случаях почти полностью исключается потребность незрячих в секретаре-чтеце; открывается доступ к оперативному получению информации в самых различных областях знаний, возможно осуществление дистанционного обучения лиц с нарушением зрения – все это защищает права инвалидов и способствует в конечном итоге их интеграции в современное общество [1]. Говорить же о полномасштабном высокоэффективном, законченном в своем системном исполнении дистанционном обучении, в том числе и для незрячих, сегодня в России могут лишь единичные вузы: не разработан единый подход к формированию педагогических технологий обучения студентов-инвалидов по зрению, отсутствует научно разработанная общая концептуально-методологическая основа педагогического процесса.

  • 5.    Отсутствие безбарьерной среды в социуме и вузе: как в отношении архитектурной среды, так и информационной, сегодня ведется работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры – создаются межведомственные комиссии по проведению обследования доступности для инвалидов социально-значимых объектов; устанавливаются пандусы, подъемники для инвалидов-колясочников, информационные табло для глухих, однако о доступности среды жизнедеятельности для незрячих и слабовидящих заботятся недостаточно (исключение – звуковой сигнал на светофорах, да и то не везде). Такие требования, как звуковые и световые маяки, тактильные полосы и указатели, рельефные направляющие, дублирование информации в звуковом и рельефно-точечном исполнении так и остаются категориями права, не находя своего отражения в реальной жизни. Необходимо специальное тактильное, слуховое обустройство территорий и помещений для удобства инвалидов по зрению. Например, в Японии инвалида можно вообще не заметить, он не пользуется тростью и даже не берет ее с собой. В Токио на тротуарах есть специальная тактильная дорожка для инвалидов по зрению. Они идут по ней в обуви на тонкой подошве и ощущают рисунок, который все время меняется, он информирует о том, что рядом – магазин, переход, общественный туалет и т.п. Они понимают, что у человека уже есть беда, и больше к ней ничего не добавляют [8]. Целесообразно активизировать участие самих инвалидов по зрению в решении проблем обеспечения беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной и информационной инфраструктур города и края для реализации своих прав на здравоохранение, социальную защиту, образование, труд, досуг.

  • 6.    Комплекс реабилитационных мер, сконцентрированных в вузе в той или иной организационной форме отсутствует: уровень проблемы определяется необходимостью межведомственного взаимодействия, институализации этого комплекса реабилитационных мер, разработки механизмов лицензирования и сертификации реабилитационной деятельности в процессе высшего образования, поиска правовых и организационных форм. Поскольку для обычного вуза комплексная реабилитация не является уставной, нужно учитывать, что само обучение как трудоемкий вид деятельности может дестабилизировать физическое и психическое состояние студента-инвалида.

  • 7.    Нормативов по организации учебного процесса в случае обучения в вузах лиц с ограниченными зрительными возможностями нет: в штатном расписании вуза отсутствуют дополнительные ставки, предусмотренные в учреждениях, занимающихся проблемами инвалидов, – тифлопсихологов, реаби-

  • литологов, тифлопедагогов, офтальмологов, техников и методистов. Необходима система переподготовки таких специалистов для осуществления их профессиональной деятельности в высшей школе при работе со студентами-инвалидами [3].
  • 8.    Отсутствуют научно рекомендованные методики по использованию в учебном процессе специальных комплексов технических средств. Для незрячих и слабовидящих студентов необходимо создать тифлоинформационные центры, оснащенные набором всех необходимых технических средств – «читающих» сканеров, программ звукового сопровождения, специальных компьютеров с «брайлевской» строкой.

  • 9.    Низкий уровень толерантности. Отношение к людям, обделенным здоровьем, в том числе и имеющим зрительные проблемы, которые страдают не только от своих болезненных ощущений, но и от невозможности приспособиться к нормальному образу жизни, определяет степень цивилизованности общества. Люди с пониженным уровнем коммуникативной толерантности являются источником негативной эмоциональной энергии: они не умеют либо не хотят принимать индивидуальность других; оценивают поведение, образ мысли или отдельные характеристики людей, рассматривая в качестве эталона самих себя; категоричны или консервативны в оценках людей с ограниченными возможностями; стремятся переделать, перевоспитать партнеров по общению, не умеют прощать его ошибки, неловкость; нетерпимы к физическому или психическому дискомфорту других. Необходима социально-психологическая работа по формированию адекватного реалистичного образа незрячего человека в массовом сознании, развитие толерантных установок на общение зрячих и незрячих людей.

  • 10.    Незрячим и слабовидящим студентам необходимы дорогостоящие средства реабилитации, однако фактически ничего из того, что нужно в первую очередь, не входит в обязательный федеральный перечень, даже компьютер, так им необходимый. Иметь такое оборудование дома многим не по карману, в результате люди с ограниченными зрительными возможностями далеко не всегда используют в своей образовательной деятельности современные информационные технологии, облегчающие процесс дальнейшей интеграции. Если еще несколько лет назад ставился вопрос о наличии «брайлевской строки» или оптического увеличителя, то сегодня речь идет о возможности выбирать оптимальный продукт среди многих аналогичных для каждого конкретного человека, нуждающегося в спецсредствах. Выбор тифлотехнических средств наиболее целесообразно осуществлять при активном участии всех заинтересованных сторон: конечного пользователя, которому предстоит работать с тифлотехникой, специалиста-тифлолога образовательного учреждения, знающего зрительные проблемы конкретного человека; работодателя, понимающего специфику задач, поставленных перед незрячим или слабовидящим сотрудником; компанией-производителем и продавцом тифлотехнических средств [3].

Основными путями преодоления негативных стереотипов в общении инвалидов и здоровых членов общества могут стать: расширение информированности общественности, особенно молодежи, о жизни инвалидов по зрению, их возможностях, социальных и психологических проблемах; проведение семинаров и тренингов в группах, участниками которых являются как зрячие, так и незрячие люди, направленных на развитие толерантного общения, повышение коммуникативной компетентности. Самим инвалидам по зрению нужна поддержка в преодолении чувства обособленности, неполноценности, здесь эффективны совместные деловые и культурно-досуговые мероприятия.

Перечень проблем можно дополнить нестабильностью целевого финансирования вузов, индивидуальной финансовой помощи студентам-инвалидам из государственных и иных источников; необу-строенностью общежитий для инвалидов; отсутствием служб социальной поддержки студентов-инвалидов в вузе, волонтерского движения, помощи общественных организаций инвалидов при их обучении в вузе, общественных объединений, созданных на базе учредительства вузами и занимающихся развитием высшего профессионального образования инвалидов, условий для культурного досуга, отдыха и спорта студентов-инвалидов [5].

Для успешной интеграции лиц с ограниченным зрением в систему высшего профессионального образования необходимо осуществлять дальнейшую работу по развитию концепции профессионального образования с целью налаживания взаимодействия между ведомствами, федеральным и региональным уровнями с целью поддержки занятости молодых инвалидов; обеспечить доступность профессионального образования; расширять возможности инвалидов по зрению в вопросах их профессиональной адаптации и рационального трудоустройства; сформировать системы статистических показателей для объективного представления масштаба проблемы как на уровне отдельных субъектов федерации, так и на уровне страны в целом. Существующие в России проблемы образования возникают из-за дефицита статистических данных, освещающих трудности инвалидов, что осложняет не только решение проблемных задач, но и их формулировку, постановку, контроль за их выполнением. [8] Специальная компьютерная техника и другие средства реабилитации должны войти в своего рода подперечень федерального списка технических средств, разработанный для молодых инвалидов-студентов.

В ряде региональных центров (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Челябинск и др.) успешно используются программы высшего профессионального образования данной категории лиц, для этого взаимодействуют федеральные и региональные органы управления социальной сферой в деле объединения усилий по реализации базовых положений законов РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Значительных результатов в этом направлении добились в Москве, где существует многолетняя практика включения профессионального образования людей с ограниченными возможностями в разряд приоритетных задач комплексных целевых программ социальной поддержки инвалидов: складывается естественная унификация подходов к организации высшего профессионального образования в рамках единой модели непрерывного многоуровневого вариативного обучения, реализуемой уставной деятельности государственных и негосударственных вузов; ведется активная и плодотворная работа учреждений высшего образования в области довузовского этапа образования, в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Успешной реализации образовательно-реабилитационных программ в вузах способствуют: включение в учебный процесс социально-психологических, специальных образовательных и медикореабилитационных мероприятий; определение специалистами службы реабилитологии нормативного спектра специальных психолого-педагогических услуг, для всех субъектов образовательнореабилитационного пространства; развитие представления о реабилитации как совокупности мотивационных и ценностных приобретений, которые позволят надежно усваивать и применять стереотипы поведения, ориентированные на интеграцию; проведение комплексного медицинского и социальнопсихологического сопровождения и мониторинга, позволяющего оценить успешность реализации реабилитационных программ и в случае необходимости скорректировать их форму или содержание; реализация концептуального принципа перехода от парадигмы инвалидности и сегрегации к парадигме интеграции и самодостаточности [6].

В Москве реализуется масштабный проект для трудоустройства людей, потерявших зрение. Более тысячи рабочих мест с обучением разным специальностям предлагает новый Московский общественно-деловой центр. В центр можно прийти, не умея работать с компьютером, и стать оператором связи. Слепых и слабовидящих сотрудников компании коллеги встречают у метро. До рабочего места их отвозят на бесплатных автобусах. 90% кадров здесь – инвалиды по зрению: если в приемной комнате не работает техника, то незрячий компьютерщик на ощупь исправляет все неполадки, а секретарь на слух заполняет анкету нового сотрудника [5].

Таким образом, проблемы интеграции лиц с ограниченными зрительными возможностями возможно решать – необходимо и стремиться к тому, чтобы незрячие люди сибирских регионов были также включены во все сферы гражданской, политической, социальной и профессиональной жизни.

Статья научная