О некоторых особенностях символизма в сочинениях Климента Александрийского

Автор: Курдыбайло Дмитрий Сергеевич, Герасимов Иван Андреевич

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Статья в выпуске: 2 т.10, 2016 года.

Бесплатный доступ

Использование понятия σύμβολον в сочинениях Климента Александрийского остаётся проблематичным, несмотря на немалое число исследований, ввиду существенных разночтений между общим учением Климента о символе и символизме и тем, как оно практически применяется им в различных герменевтических ситуациях, где словоупотребление и обосновывающие его представления сильно зависят от контекста. Для упорядочения разнородного текстологического материала предложено классифицировать символы, во-первых, по их функции, «охранительной», «анагогической» и «манифестирующей»; во-вторых, по культурным контекстам, в которых они встречаются (пифагорейство, древнегреческие мистерии, египетская религия, труды греческих грамматиков); в-третьих, в христианском контексте, где доминирует библейская экзегетика, выделены типологическое, нравственно-увещевательное и собственно символическое употребления. В последнем аспекте подчёркнута роль Логоса, конституирующего природу символа, видимым образом «знаменующего невидимую связь неба и земли». Значительное внимание уделено Климентовой философии языка и лингвистической роли символа. В таком прочтении удаётся разрешить некоторые трудности, традиционно возникающие при прочтении Климента Александрийского.

Еще

Символ, аллегория, герменевтика, библейская экзегетика, философия языка, семиотика, история философии, александрийская школа, доникейское богословие

Короткий адрес: https://sciup.org/147103478

IDR: 147103478

Список литературы О некоторых особенностях символизма в сочинениях Климента Александрийского

  • Boer, W. den (1947) “Hermeneutic Problems in Early Christian Literature,” Vigiliae Christianae 1.3, 150-167.
  • Bucur, B. G. (2007) “Revisiting Christian Oeyen: «The Other Clement» on Father, Son, and the Angelomorphic Spirit,” Vigiliae Christianae 61.4, 381-413.
  • Eijk, A. H. C. van (1971) “The Gospel of Philip and Clement of Alexandria: Gnostic and Ecclesiastical Theology on the Resurrection and the Eucharist,” Vigiliae Christianae 25.2, 94-120.
  • Ferguson, J. (1976) “The Achievement of Clement of Alexandria,” Religious Studies 12, 1, 59-80.
  • Gagné, R. and Herrero M. (2009) “Themis at Eleusis: Clement of Alexandria, Protrepticus 2.22.5,” The Classical Quarterly 59.1, 289-293.
  • Giulea, D. A. (2010) “The Divine Essence, that Inaccessible Kabod Enthroned in Heaven: Nazianzen's Oratio 28,3 and the Tradition of Apophatic Theology from Symbols to Philosophical Concepts,” Numen 57.1, 1-29.
  • Grant R. M. (1946) “The Bible in the Ancient Church,” The Journal of Religion 26.3, 190-202.
  • Hägg, H. F. (2006) Clement of Alexandria and the Beginnings of Christian Apophaticism. Oxford University Press.
  • Havrda, M. (2010) “Some Observations on Clement of Alexandria, Stromata, Book Five,” Vigiliae Christianae 64.1, 1-30.
  • Hoek, A. van den (1988) Clement of Alexandria and his Use of Philo in the Stromateis: an Early Christian Reshaping of a Jewish Model. Leiden: Brill.
  • Huskinson, J. (1974) “Some Pagan Mythological Figures and Their Significance in Early Christian Art,” Papers of the British School at Rome 42, 68-97.
  • Knowlton, E. C. (1930) “Notes on Early Allegory,” The Journal of English and Germanic Philology 29.2, 159-181.
  • Mondésert, C. (1944) Clément d'Alexandrie, Introduction à l'étude de sa pensée religieuse à partir de l'écriture. Paris.
  • Osborn, E. (2006) “One Hundred Years of Books on Clement,” Vigiliae Christianae 60.4, 367-388.
  • Osborn, E. (2008) Clement of Alexandria. Cambridge University Press.
  • Ramelli, I. (2011) “The Philosophical Stance of Allegory in Stoicism and its Reception in Platonism, Pagan and Christian: Origen in Dialogue with the Stoics and Plato,” International Journal of the Classical Tradition 18.3, 335-371.
  • Ramelli, I. (2007) “Christian Soteriology and Christian Platonism: Origen, Gregory of Nyssa, and the Biblical and Philosophical Basis of the Doctrine of Apokatastasis,” Vigiliae Christianae 61.3, 313-356.
  • Roberts, L. (1975) “The Unutterable Symbols of (Γῆ)-Θέμις,” The Harvard Theological Review 68.2, 73-82.
  • Runia, D. T. (2004) “Clement of Alexandria and the Philonic Doctrine of the Divine Power(s),” Vigiliae Christianae 58.3, 256-276.
  • Shaw, G. (1999) “Neoplatonic Theurgy and Dionysius the Areopagite,” The Journal of Early Christian Studies 7.4, 573-599.
  • Thom, J. C. (1994) “«Don't Walk on the Highways»: The Pythagorean Akousmata and Early Christian Literature,” The Journal of Biblical Literature 113.1, 93-112.
  • Völker, W. (1952) Der wahre Gnostiker nach Clemens Alexandrinus. Berlin.
  • Афонасин, Е. В. (1997) Философия Климента Александрийского. Новосибирск.
  • Афонасин, Е. В. (2003) «“Строматы” Климента Александрийского», Климент Александрийский. Строматы. Изд. подг. Е. В. Афонасин. Т. 1. Санкт-Петербург, 6-76.
  • Братухин, А. Ю. (2006) «Тит Флавий Климент -примиритель противоположностей», Климент Александрийский. Увещевания к язычникам. Кто из богатых спасётся. Пер. с др.-греч., вступ. ст., комм. и указатель А. Ю. Братухина. Санкт-Петербург.
  • Епифанович, С. Л., Сидоров, А. И., пер. и комм. (1994) Творения преподобного Максима Исповедника. Кн. II. М.: Мартис.
  • Курдыбайло, Д. С. (2015) «От игры к мистерии: об интерпретации этимологий в диалоге Платона „Кратил”», Платоновские исследования III.2, 92-116.
  • Курдыбайло, Д. С. (2016) «О символе и символизме в трактате Оригена „Против Кельса”» // Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие, философия 1(63), 53-68.
  • Курдыбайло, Д. С., Курдыбайло И. П. (2015) «О переосмыслении мифа о колеснице души из „Федра” Платона в „Похвальном слове Константину” Евсевия Кесарийского», Соловьёвские исследования 3(47), 49-66.
  • Петров, В. В. (2010) «„Реальный” символ в неоплатонизме и в христианской традиции (в Ареопагитском корпусе и у Карла Ранера)», Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие, философия 3(31), 36-52.
  • Петров, В. В. (2008) «Таинство “синаксиса” у псевдо-Дионисия Ареопагита и у прп. Максима Исповедника», Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие, философия 4(24), 52-63.
  • Топоров, В. Н. (1989) «Мейстер Экхарт-художник и “ареопагитическое” наследство», Палеобалканистика и античность, Москва: Наука, 219-252
Еще
Статья научная