О нескольких «эрмитажных» экфрасисах Виктора Кривулина

Бесплатный доступ

В практике советского литературного андеграунда важное значение имело восстановление связей с традицией, скрытой или отредактированной в соответствии с идеологическими моделями. Диалог с традицией осознавался как условие обретения творческой независимости и культурной идентичности. Закономерным образом многие тексты, создававшиеся вне официальной советской литературы, обладают широким слоем интертекстуальных и интермедиальных отсылок, нередко указывающих на не соотносимые друг с другом пласты культуры и семантические области. Характерный пример такой аллюзивной многослойности и полиреферентности - поэтические экфрасисы. Одной из самых важных литературных фигур советского самиздата был поэт Виктор Кривулин. В его самиздатских книгах многие тексты имеют очевидные маркеры экфрастических описаний, соотносимых с изобразительным искусством, музыкой и кино; частой приметой его практики оказывается «сложный экфрасис», в котором соединяются отсылки к разным произведениям. В данной статье рассматриваются несколько его стихотворений, связанных с собранием живописи в Эрмитаже, в частности, анализируются тексты, посвященные картинам Мурильо и Тициана. Установлено, что рецепция изобразительного искусства у В. Кривулина опосредуется опытом чтения: интерпретация живописи соотносится с другими примерами культурной рецепции того же художника. Экфрасис тем самым представляет собой не только описание того или иного произведения, но и опыт рефлексии над историей восприятия художника в культуре, а также опыт самосоотнесения с другими экфрасисами. Форма экфрастического текста, таким образом, оказывается для поэта средством историософской и культурологической рефлексии.

Еще

Экфрасис, интермедиальность, литература самиздата, аллюзия, виктор кривулин

Короткий адрес: https://sciup.org/147229739

ID: 147229739   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2021-1-83-89

Список литературы О нескольких «эрмитажных» экфрасисах Виктора Кривулина

  • Артамонов Ю. С. Особенности живописно-колористических приемов организации пространства в пейзажных мотивах картин Тициана // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 1.1 (45). С. 114-117.
  • Бенуа А. Путеводитель по картинной галерее императорского Эрмитажа. СПб.: Община св. Евгении. 1911. 446 с.
  • Бенуа А. История живописи. СПб.: Шиповник, 1912б. Т. II. 502 с.
  • Боткин Л. Письма об Испании. Л.: Наука, 1976. 344 с.
  • Ваганова Е. О. Мурильо и его время. М.: Изобразит. искусство, 1988. 221 с.
  • Житенев А. Виктор Кривулин как теоретик «неофициальной» культуры (1976-1984). 2014. URL: http://textonly.ru/case/?issue=41&article=38-795 (дата обращения: 10.10.2019).
  • Житенев А. Об одном киноэкфрасисе Виктора Кривулина // Новое литературное обозрение. 2020. № 4. С. 286-294.
  • Кривулин В. Стихи. II. Париж: Беседа, 1988. 150 с.
  • Кушлина О. «Возвращаясь к сюжету одного стихотворения...». URL: https://sart27.Hvejournal.-com/2011/03/18/ (дата обращения: 10.10.2019).
  • Левина И. М. Искусство Испании XVI-XVII веков. М.: Искусство, 1966. 268 с.
  • Лопес Крус Х. Мурильо и Веласкес в русской художественной культуре XIX - начала XX веков: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2001. 312 с.
  • Марков А. Сложный экфрасис в русской поэзии: основы теории и один пример // Вестник Костромского государственного университета. 2019a. № 2. С. 91-97.
  • Марков А. В. Что мы делаем, чтобы научиться чувствовать? // Экфрасис: опыт несуществующего. Поэтическая серия Арсенала. Нижний Новгород: Арсенал, 20196. C. 4-11.
  • Марков А. В. Кинематографический смысл стихотворения В. Кривулина «На мотив Достоевского» в контексте развития достоевсковеде-ния // Вестник Удмуртского университета. 2019в. Т. 29, № 2. С. 227-233.
  • Марков А. В. Кривулин и Кант: к интерпретации стихотворения «Вид на родное село» // Культура слова. 2019г. № 1(2). С. 23-27.
  • «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: сб. ст. / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое лит. обозрение, 2013. 572 с.
  • Розанов В. В. Собрание сочинений: Среди художников. Итальянские впечатления. М.: Республика, 1994.493 с.
  • Теория и история экфрасиса: итоги и перспективы изучения. Siedlce: Wydawnictwo Naukowe IKR[i]BL, 2018. 703 с.
  • Фет А. А. Из-за границы // Фет А.А. Сочинения и письма: в 20 т. Т. 4. Очерки: Из-за границы. Из деревни. СПб.: Фолио-Пресс, 2007. С. 7-120.
  • Шмидт Д. А. Мурильо. Л.: Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1926. 32 с.
  • Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума / под ред. Л. Геллера. М.: Изд-во «МИК», 2002. 216 с.
  • Экфрастические жанры в классической и современной литературе / Н. С. Бочкарева, К. В. За-городнева, Е. О. Пономаренко, А. Г. Рогова, И. А. Табункина, Д. С. Туляков, И. И. Тулякова; под общ. ред. Н. С. Бочкаревой. Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2014. 204 с.
Еще
Другой