О правовых механизмах организации здравоохранения в Российской Федерации

Автор: Богданов А.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 12 (67), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрено, как в российском законодательстве регламентируется охрана здоровья человека, и какие правовые механизмы для этого существуют. Анализируются основные термины, применяемые в сфере правового регулирования медицинской деятельности, раскрывается роль понятийного составляющего в развитии законодательства.

Правовое регулирование здравоохранения, медицинская деятельность, федеральный закон n 323-фз, медицинская помощь, понятийный аппарат, federal law n 323-фз

Короткий адрес: https://sciup.org/140247318

IDR: 140247318

Текст научной статьи О правовых механизмах организации здравоохранения в Российской Федерации

Текущее состояние здравоохранения демонстрирует, что в Российской Федерации настроен чёткий курс, обеспечивающий человеку право на охрану здоровья. Правовой фундамент, гарантирующий человеку право на охрану здоровья, заложенна федеральном уровне в различных законодательных актах (кодексы, федеральные законы), президентских указах, постановлениях правительства Российской Федерации, а также приказах министерства здравоохранения Российской Федерации и других министерств. Правовая база на региональном уровне обеспечивается законодательными актами, принятыми правительствами субъектов Российской Федерации.

Ведущими правовыми актами, гарантирующими доступность и качество медицинской помощи, повышение эффективности медицинских услуг, являются Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Конституция Российской Федерации содержит две статьи, связанные с правом на охрану здоровья, регламентирующие организацию системы здравоохранения. Это статьи 7 и 41.

В этих статьях гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь, поддержка материнства, и детства, инвалидов и пожилых граждан. «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений»1.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Федеральный закон N 323-ФЗ) устанавливает правовые основы российского здравоохранения, обеспечивающие право всех граждан на охрану здоровья, доступное и качественное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение.

Федеральный закон N 323-ФЗ определяет основные понятия, такие как «медицинская деятельность», «медицинская помощь», «медицинская услуга»:

– медицинская деятельность-профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

– медицинская помощь-комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;

– медицинская услуга-медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение2.

Изучая Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) приходим к выводу о том, что этот документ содержит в себе ряд спорных моментов, а именно, различная трактовка основных понятий, прописанных в законе.

А.В. Тихомиров понимает медицинскую помощь как «профессиональный процесс осуществления диагностических, лечебных, реабилитационных манипуляций в соответствии с правилами медицины»3. При этом понятия «медицинскую помощь» и «медицинская услуга» он рассматривает с точки зрения товарных отношений. По его мнению «в составе любой медицинской услуги как товарного предоставления непременно содержится медицинская помощь как часть единого профессионального процесса ее оказания. Отсюда нет противоречия в том, что медицинская услуга является частью медицинской помощи и, наоборот, что медицинская помощь является частью медицинской услуги» Ошибка! Закладка не определена. .

Размышляя дальше, А.В. Тихомиров считает, что конкретное понятие «медицинская деятельность»исходя из составляющих его элементов не получило необходимого раскрытия в Федеральном законе N 323-ФЗ, «чтобы можно было пользоваться соответствующими понятиями в правоприменительной практике» Ошибка! Закладка не определена. .

Н.К. Елина считает, что «медицинская помощь - это более широкое понятие по сравнению с медицинской услугой, а медицинская деятельность включает в себя медицинскую услугу и медицинскую работу, и таким образом, условно можно считать, что медицинская деятельность - это медицинская помощь»4. Рассуждая далее, она говорит, что«медицинская деятельность (медицинская помощь) - это комплекс профессиональных мероприятий (совокупность профессиональных действий) по оказанию услуг и (или) выполнению работ по укреплению (поддержанию, профилактике) и сохранению (восстановлению, диагностике, лечению) организма человека в целом, а также его отдельных органов и тканей».

В дальнейшем делает вывод, что само понятие «медицинская деятельность» не является окончательным, и нуждается в переосмыслении.

С.А. Иванов, А.Н. Нифанов считают, что «несмотря на наличие официального определения категории «медицинская помощь», в доктрине конституционного права и смежных отраслей отсутствует единообразный подход к пониманию его содержания»5.

Анализируя научные подходы к интерпретации указанного понятия, они систематизировать их в четыре ключевые группы:

  • 1.    Деятельностный подход, согласно которому в определении медицинской помощи должна учитываться не только цель, но и средства и методы воздействия на организм человека.

  • 2.    Вторая группа доктринальных позиций опирается уже на Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и предлагаемое в нем определение медицинской помощи в сопряжении с категорией «медицинские услуги», где первое выступает родовым понятием по отношению ко второму, и обосновывает унификационный подход.

  • 3.    В рамках третьей группы предлагается подход по отграничению категории «медицинская помощь» от смежных – «медицинская услуга», «медицинская деятельность». «Фактическое отождествление медицинской помощи и медицинских услуг не отражает природу и характер взаимоотношений между медицинской организацией и пациентом в полной мере»6.

  • 4.    Четвертая группа, в целом поддерживающая дифференцированный подход к интерпретации категории «медицинская помощь», раскрывает ее как производную от категории «здоровье» и наделяет характером социально значимой – как основу фокусного социального института. Медицинская помощь рассматривается авторами в качестве отношений, складывающихся «в связи с объективной потребностью человека в содействии его усилиям, направленным на сохранение своего здоровья»7.

Анализируя вышесказанное, мы приходим к выводу, что необходимы более четкие разъяснения терминологической структуры документов, определяющих последовательность оказания медицинской помощи, установления ведомственной верификации правоотношений, возникающих в процессе медицинской деятельности.

Понятийная составляющая любого законодательного акта, четко и ясно сформированная, позволит устранить различное толкование всевозможных ситуаций с точки зрения закона, при которых и юристы, и медицинские работники, и общественность под одним термином понимали бы одинаковое содержание. Едино толкуемая терминология в сфере правового регулирования медицинской деятельности, гарантирует непременное осуществление правовых норм.

Список литературы О правовых механизмах организации здравоохранения в Российской Федерации

  • Елина Н.К. К вопросу о роли понятийного аппарата в сфере правового регулирования медицинской деятельности. Современные проблемы медицинского права, биомедицинской этики и судебной медицины./ Н.К. Елина: Материалы Всероссийской научно-практической конф.-Казань, 2-4 июня 2016.-С. 78-79
  • Иванов С.А., Нифанов А.Н.Современные доктринальные и конституционно-правовые подходы дефенирования медицинской помощи в России./ С.А. Иванов, А.Н. Нифанов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер. Философия. Социология. Право.-2019.-том 44, № 1.-С. 122-124
  • Ковалевский М.А. Основные требования законодательства в сфере здравоохранения Российской Федерации. Реальность и перспективы./М.А.Ковалевский // Вопросы питания.-2016.-Том 85,№ 2.-С. 125
  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398
  • Матейкович М.С. Медицинская помощь, медицинские услуги и права потребителей. // Судья.-2018.-№ 2.-С. 38-41
  • Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ; в ред. от 03.08.2018 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724
  • Силкин М.М. Понятийный аппарат законодательства о психиатрической помощи (на примере дефиниции "психическое расстройство"). // Медицинское право. -2015-№ 6. -С. 35-38
  • Тимофеев И.В., Лисовицкий Д.А. Доступность и качество медицинской помощи в Российской Федерации как конституционно значимые принципы. // Конституционное и муниципальное право. -2016.-№ 11.-С. 31-37
  • Тихомиров А.В. Законодательная реформа здравоохранения: обсуждение и выводы //Главный врач: хозяйство и право.-2012.-№ 2.-С.44
Еще
Статья научная