О предоркестровом периоде отечественной духовой музыки
Автор: Ермоленко А.Л., Ляшенко В.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 12-1 (79), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена истории отечественной духовой музыки в период, предшествующий формированию духового оркестра. Авторы приводят свидетельства использования различных типов ансамблей духовых инструментов, дают краткую характеристику музыкальных сочинений этого периода.
Духовая музыка, ансамбль духовых инструментов, д. паизиелло, к. каноббио, д. зорин, в. пашкевич, д. бортнянский
Короткий адрес: https://sciup.org/140258065
IDR: 140258065
Текст научной статьи О предоркестровом периоде отечественной духовой музыки
Духовой оркестр, как коллектив, обладающий определенными признаками (стабильный состав, большой диапазон, уравновешенность регистров, многообразие тембров, «хоровой» принцип дублирования партий в основной группе и т.п.) [1 , 10 ] сформировался в нашей стране на рубеже XVIIIXIX веков. Созданию духового оркестра предшествовал длительный «предоркестровый» период, связанный с формированием и развитием различных видов ансамблей духовых инструментов.
Первые упоминания об отечественной духовой музыке относятся ко второй половине X века. «Повесть временных лет» описывает осаду Киева печенегами в 968 году, в ходе которой воины воеводы Притича уселись в насады и «вструбиша вельми, и людье во граде кликнуша». Трубный звук в сочетании с воинственными возгласами обратил печенегов в бегство [4 , 65 ].
К XVI веку относится один из первых отзывов иностранцев об использовании ансамбля трубачей в нашей стране – это опубликованный Т. Ливановой фрагмент из записок немецкого дипломата и путешественника Сигизмунда Герберштейна, посещавшего Россию в 1517 и 1526 годах. «У них много трубачей: когда они затрубят по отечественному обычаю все вместе, – пишет он, – тогда услышишь чудные и необыкновенные созвучия» [3 , 316 ].
Сохранилось немало свидетельств бытования различных музыкальных духовых коллективов в XVII веке. Н. Финдейзен приводит любопытный фрагмент о праздновании свадьбы царя Михаила Федоровича, состоявшемся в начале февраля 1626 года: «Второй день свадьбы начался музыкой. Когда царь вышел из сенника в мыльню, начали играть в сурны и трубы и бить по накрам» [5, 310]. Автор «Очерков» предполагает, что под музыку совершались и другие «незамысловатые потехи» при царском дворе, для чего в середине XVII века был установлен значительный по численности штат придворных музыкантов. «На царском дворе, – свидетельствует извлечение из трактата Г. Котошихина «О России», – играют в трубки и в суренки и бьют в литавры… А будет трубников и литаврщиков и суренщиков в цар- ском дому всех человек сто» [2, 19]. Далее там же сообщается, что не только при дворе, но и на свадьбах у бояр «в трубки трубят и бьют в литавры».
В 1672 году состоялось первое представление театра при царском дворе. Наряду с вокальной, в представлении звучала и инструментальная музыка, которая, по предположению Н. Финдейзена, «требовала преимущественно трубных фанфар» [5 , 321 ].
К 90-м годам XVII века относятся первые известия о появлении в России ансамбля гобоев. В приведенном Т. Ливановой отрывке из «Дневника путешествия в Московию» И. Корба сообщается, что «бранденбургский посол привез с собой семь мальчиков музыкантов (их называли гобоистами), которых царь купил у их учителя за 1200 золотых» [3 , 328 ]. Н. Финдейзен в «Очерках» пишет о том, что послу Андрею Измайлову поручается купить в Берлине «робят маленьких с габои… каких он купил наперед тому в Коро-левцу». Посол поручение выполнил, приобрел в 1702 году за 1400 золотых «из знатных музыкантов шесть человек робят…» [5 , 346 ].
19 февраля 1711 года были утверждены «Штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием оных по губерниям», в которых было указано обязательное число военных музыкантов. Устанавливался следующий состав музыкантов: в 33 кавалерийских полках – 33 иноземных гобоиста (по одному на полк), 330 русских гобоиста, 66 трубачей, 660 барабанщиков; в 42 пехотных полках – 42 иноземных гобоиста, 672 русских барабанщика; в каждом гарнизонном полку – 1 гобоист иностранец, 8 русских гобоистов и 16 барабанщиков.
Вторая половина XVIII века стала временем широкого распространения музыки в самых обширных слоях русского общества. Особенно способствовали этому так называемые помещичьи оркестры, состоявшие, как правило, из крепостных музыкантов. Основным типом подобных коллективов был ансамбль из восьми человек, включавший 2 флейты, 2 кларнета, 2 фагота и 2 валторны. Иногда такой состав исполнителей использовался в двойном замещении, что, очевидно, было связано с исполнением музыки на от- крытом воздухе. Основу репертуара подобных коллективов составляли переложения фрагментов из популярных произведений оперносимфонической музыки.
Сохранившийся нотный материал ансамблевого периода отечественной духовой музыки невелик по количеству – это сочинения Д. Паизиелло, К. Каноббио, Д. Зорина, В. Пашкевича и Д. Бортнянского.
Дивертисменты Джованни Паизиелло созданы в 70-е годы XVIII века. Произведения сгруппированы в два сборника. Первый состоит из четырех номеров пасторального характера: Диана, Полдень, Заход солнца, Отход ко сну. Все дивертисменты этого сборника написаны в одной тональности (Es) и предназначены для исполнения септетом духовых инструментов – 2 флейты, 2 кларнета, 2 валторны и фагот. Второй сборник более разнообразен по тональности, характеру пьес и составу ансамбля – количество исполнителей варьируется от трех до семи.
Д. Зорин в опере «Перерождение», созданной в 1777 году, впервые вводит в обиход ансамбль духовых для сопровождения оперных вокальных партий.
Примеры употребления группы духовых инструментов в качестве оркестрового сопровождения в творчестве В. Пашкевича содержат партитуры опер «Февей» (1786) и «Санкт-петербургский гостиный двор» (1792).
В 1786 году для любительского театра при «малом» дворе наследника Павла Петровича и его жены, великой княгини Марии Федоровны, Д. Бортнянским была сочинена опера «Сокол». К одному из сохранившихся экземпляров партитуры присоединены на вкладных листах переложения восьми номеров оперы, предназначенные для исполнения ансамблем духовых инструментов (2 кларнета, 2 валторны, 2 фагота).
Марш К. Каноббио, сочинен в 1790 году для музыкальнодраматического представления «Начальное управление Олега». Партитура марша включает четыре трубы (строй «С»), два тромбона, два серпента и треугольник.
Партитуры представляют возможность проанализировать инструментовку, характерные черты трактовки духовых инструментов, проследить истоки возникновения приемов построения вертикали и особенности сочетания тембров.
Таким образом, наиболее употребительными типами духовых исполнительских коллективов предоркестрового периода были: ансамбли трубачей, ансамбли медных духовых и ударных инструментов, ансамбли гобоев и смешанные ансамбли, состоящий из флейт, кларнетов, фаготов и валторн.
Ансамбли духовых инструментов сформировались и развились в армейской среде, а затем получили широкое распространение в бытовой и театральной музыке.
Сохранившиеся нотные образцы произведений для ансамблей духовых инструментов относятся к последней четверти XVIII века и содержат ценный материал для исследователей в области духовой инструментовки.
Список литературы О предоркестровом периоде отечественной духовой музыки
- Аксенов Е. Оркестр и партитура. Москва: Композитор, 2006. 104 с.
- Котошихин Г. О России в царствование Михайловича. Санкт-Петербург: СПб. Типография И. Глазунова, 1913. 56 с.
- Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. Москва: Искусство, 1938. 360 с.
- Повесть временных лет. Москва: Родная страна, 2016. 544 с.
- Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. Т.1. М.-Л.: Музсектор Госиздата 1928. 364 c.