О признании производных финансовых инструментов в качестве средств платежа
Автор: Шичалина В.А.
Журнал: Экономика и бизнес: теория и практика @economyandbusiness
Статья в выпуске: 2-2 (60), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье обоснована необходимость совершенствования учетного регулятора, касающееся признания производных финансовых инструментов (ПФИ) в качестве категории средств платежа. Данная дискуссия обусловлена техническими и цифровыми достижениями, которые предоставляют бизнесу виртуальные продукты, среди которых наблюдаются как «цифровые деньги» так и финансовые суррогаты, благодаря которым можно проводить операции нового уровня. В связи с чем, в работе рассмотрен вопрос об отождествлении производного финансового инструмента с категорией «финансовых суррогатов». В результате исследования вынесены рекомендации о возможности приравнивания ПФИ к средствам платежа или их эквивалентам.
Производные финансовые инструменты, цифровые деньги, финансовый актив, финансовые вложения, цифровая экономика
Короткий адрес: https://sciup.org/170182460
IDR: 170182460 | DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10150
Текст научной статьи О признании производных финансовых инструментов в качестве средств платежа
Тренд развития экономики, методов ведения бизнеса, предпринимательства, и как следствие, учетных систем и нормативных регуляторов, направлен на растущую популяризацию цифровизации и виртуализации. Данные новшества все больше внедряются во многие сферы бизнеса и становятся все более актуальными. Однако, практические аспекты не всегда поспевают за ходом движущей идеи цифрового развития, в связи с чем возникают спорные вопросы, которые требуют всестороннего рассмотрения как с практических, так и с юридических точек зрения.
Известно, что Правительством РФ разработан законопроект «О цифровой экономике», который предполагает ввод таких новых понятий как «цифровые деньги», создание цифровых прав, разработки основ для «смарт-контрактов» и прочее [1]. С точки зрения бухгалтерского учета, в учетной практике и положениях составления финансовой отчетности, понятие «цифровые деньги» отсутствует. Однако, в экономической литературе появляется все больше статей и работ экономистов-практиков и исследователей, посвященных данному вопросу [2]. Одним из таких вопросов является признание цифровых денег в системе учета и их легализации.
В рамках данной статьи, будет рассмотрена возможность признания производных финансовых инструментов в качестве средства платежа или «цифровых денег».
Появление финансовых инструментов не относится к новому столетию, они появились намного раньше. Но век цифровой интеллектуальности позволил финансовые инструменты поднять на новый уровень, что раньше при всех технологических возможностях сделать было невозможно.
Настоящее состояние развития и использование финансовых инструментов, количество постоянно растущих транзакций, статей и практических положений позволяет считать их на уровне цифровых финансовых инструментов. В связи с чем наблюдается изменение конъюктуры классической финансовой системы: деньги -товар. Нынешняя ситуация уже позволяет рассматривать финансовую систему на моделе: фиатные деньги/финансовые инструменты - товар.
Современное общество с каждым годом пользуется фиатными деньгами все меньше и меньше. Безналичный расчет приобретает все большую популярность, но вместе с тем, растет популяризация и финансовых инструментов. Это связано с тем, что развитость системы средств платежа позволяет производить оплату производ- ными на том же уровне комфорта, как и обычными средствами платежа. В свою очередь финансовые инструменты также носят «безналичный характер», в связи с чем, можно предположить, что финансовый учет на ближайшие десятилетия будет охарактеризовываться временем «безналичного расчета» [3].
В связи с этим у экономистов исследователей возникают следующие вопросы: Можно ли расплачиваться опционами и фьючерсами? Если мы расплачиваемся бонусами, то можно ли бонусы считать фи-атными деньгами в классическом понимание этого термина или они являются производными финансовыми инструментами?
После рассмотрения вышеперечисленных вопросов возникает логичный тезис, что уровень развития современного бухгалтерского финансового учета выходит за принятые многовековые границы. Если ранее теория бухгалтерского учета строилась на классической экономической модели обмена (товар-деньги), то теперь на месте «деньги» можно ставить «производные деньги», где ключевую роль играет термин «производные». По нашему мнению, настоящая экономическая ситуация характеризуется «производной» сущностью, а именно тем, что в основе средства платежа уже заложен некий базисный актив, который в свою очередь, может быть чем угодно, даже уже существующими «деньгами» или «эквивалентами денежных средств». Т.е. можно ли рассчитываться «деньгами» в основе которых уже «заложены деньги» [4]?
В настоящее время специалисты стали отождествлять производные финансовые инструменты с категорией финансовых суррогатов и они подлежат обмену на фи-атные денежные средства. Также в качестве «суррогатов» выступают коммерческие ценные бумаги, предназначенные для осуществления имущественных сделок и совершения платежей. Однако, в отличие от экономической трактовки, юридическая наука не признает «суррогаты» и относит их к незаконным денежным средствам, выпуск которых запрещен в России [5]. На основании ст. 75 Конституции РФ, единственным законным платежным средством является «рубль», который имеет право эмитировать только Центральный Банк РФ. Но, несмотря на это, финансовые суррогаты существуют в нашей стране и продолжают работать, а сделки с ними осуществляются на практике с помощью заключения договоров «о взаимозачете».
В связи с отождествлением финансовых суррогатов с производными финансовыми инструментами, предполагается, что их учет будет осуществляться аналогично учету финансовых вложений, так как российская практика ведет учет финансовых инструментов согласно ПБУ 12/02 «Учет финансовых вложений». Однако, следует отметить следующие моменты:
- анализ российских нормативных источников показал, что на сегодняшний день национальные стандарты учета и оценки финансовых суррогатов (производных финансовых инструментов) представлены только ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», который регламентирует только часть финансовых активов. Порядок учета и составления отчетности по остальным видам финансовых активов и обязательств не нашел отражения в национальных учетных стандартах;
- изучение методических подходов к организации учета финансовых суррогатов (производных финансовых инструментов) показало, что в российской практике одним из значимых вопросов является неопределенность учетных регуляторов и предполагается введение в рабочий план счетов организации дополнительные счета для выделения суррогатов из общего количества финансовых вложений: счет 58 «Финансовые вложения», субсчет 5 «цифровые активы».
Следовательно, учетная отечественная практика предполагает доработку данного вопроса, в связи с конституционной защитой платежного средства, однако, данный вопрос требует всестороннего рассмотрения. Это связано с совершенствованием процесса совершения транзаций и операций, что должно позволить одновременно усовершенствовать процесс учета ПФИ и снизить предпринимательские риски компаний при совершении вышеописанных операций.
Список литературы О признании производных финансовых инструментов в качестве средств платежа
- Законопроект "О цифровой экономике" // Информационный портал Гарант.Ру. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1187618
- Коляскин А.Д., Сенькина П.С. Криптовалюта: будущее или провал // Молодой ученый. - 2018. - №7. - С. 71-75.
- Глухов В.В., Рожков Ю.В. Традиционная теория финансов как препятствие к развитию криптовалют // Сибирская финансовая школа. - 2016. - №6. - С. 98-101.
- Петров А. Электронные деньги: возможности использования и учета // Audit-it.ru. - 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.audit-it.ru/articles/account/assets/a14/525335.html.
- О национальной платежной системе (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019): Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) // Российская газета. 30.06.2011. № 139.