About the professional level of children’s transfusiologists
Автор: Pokhabov D.S., Tankaeva Kh.S., Kuzmin N.S., Madzaev S.R., Zhiburt E.B., Shalygin L.D.
Журнал: Вестник Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова @vestnik-pirogov-center
Рубрика: Оригинальные статьи
Статья в выпуске: 1 т.18, 2023 года.
Бесплатный доступ
Rationale: the education of pediatric transfusion doctors aims to create evidence-based clinical thinking that leads to better outcomes. Objective: to assess the change in knowledge about the appointment of erythrocyte transfusion in children over 15 years. Methods: using the original questionnaire on 4 clinical situations, we determined the knowledge of 110 doctors about the hemoglobin level at which erythrocytes should be transfused to children, as well as the volume of transfused erythrocytes. The results were compared with the answers of 134 colleagues 15 years ago. The results were evaluated by descriptive statistics at a significance level of p
Blood, blood transfusion, erythrocytes, knowledge, restrictive, liberal
Короткий адрес: https://sciup.org/140301960
IDR: 140301960 | DOI: 10.25881/20728255_2023_18_1_101
Текст научной статьи About the professional level of children’s transfusiologists
Анемия часто встречается у детей в критическом состоянии и наблюдается у 74% больных при продолжительности пребывания в отделении детской реанимации (ОРИТ) более 2 суток. Толерантность к анемии в этой популяции изучена недостаточно. Переливание эритроцитов может спасти жизнь при геморрагическом шоке, а также у детей в критическом состоянии с тяжелой анемией (уровень гемоглобина <50 г/л). Непосредственной целью переливания эритроцитов является повышение концентрации гемоглобина у реципиентов с целью улучшения доставки кислорода и потребления кислорода [1; 2]. В то время как инфекционные риски низки [3], неинфекционные серьезные опасности переливания крови, такие как связанное с переливанием повреждение легких [4] и связанная с переливанием крови перегрузка кровообращения [5], гораздо чаще встречаются у детей в критическом состоянии. Таким образом, из-за рисков осложнений и повышенной заболеваемости, связанных с трансфузиями, необходимы усилия для обеспечения надлежащего принятия решений о переливаниях эритроцитов [6; 7].
15 лет назад по результатам специального исследования было установлено, что уровень знаний правил переливания крови детям среди трансфузиологов и врачей других специальностей, переливающих кровь взрослым, невысок, а подход к определению показаний к переливанию эритроцитов и выбору объема трансфузии — весьма вариабелен. Это объясняли как отсутствием специальной подготовки, так и отсутствием официально регламентированных национальных правил [8].

Использование более ограничительного или более низкого порога переливания гемоглобина и эритроцитов для принятия решения изучалось у детей в критическом состоянии. В 2007 г. Лакруа и его коллеги в исследовании «Стратегии трансфузии для пациентов в детских отделениях интенсивной терапии» (TRIPICU), сравнивали рестриктивную (пороговый гемоглобин ≤70 г/л) и либеральную (пороговый гемоглобин ≤95 г/л) стратегии переливания эритроцитов у гемодинамически стабильных тяжелобольных детей [9]. На основании одинаковой частоты новых или прогрессирующих эпизодов множественной органной дисфункции в группах исследования, установлено, что рестриктивная стратегия переливания крови была столь же эффективной, как и либеральная. С тех пор накапливаются данные о том, что определенные группы детей в критическом состоянии выигрывают от ограничительного подхода к принятию решений по переливанию эритроцитов [10].
В 2018 г. опубликованы рекомендации (в виде «дерева решений»), основанные на консенсусе экспертов в отношении показаний к переливанию эритроцитов и приоритетов исследований в области переливания крови у детей в критическом состоянии. Эксперты сосредоточились на 9 конкретных популяциях детей в критическом состоянии: общее состояние, дыхательная недостаточность, негеморрагический шок, неопасное для жизни кровотечение или геморрагический шок, острая черепно-мозговая травма, приобретенный/врожденный порок сердца, серповидноклеточная анемия/онколо-гия/трансплантация, экстракорпоральная мембранная оксигенация/вентрикулярная помощь/заместительная почечная поддержка и альтернативная обработка донорской крови [11]1.
Цель работы : оценить изменение знаний о назначении переливания эритроцитов детям в течение 15 лет.
Методы
Воспроизвели модель исследования [12] с оригинальным опросником, состоящим из двух частей. В первой части описаны четыре сценария (клинические ситуации): 1) ребенок после ортопедической операции со стабильным дыханием и гемодинамикой; 2) ребенок с острым респираторным дистресс-синдромом, стабильной гемодинамикой, гипоксемией и вентиляционной поддержкой; 3) ребенок после кардиохирургической операции, со стабильным дыханием и инотропной поддержкой; 4) ребенок с сепсисом, с нестабильной гемодинамикой. Для каждой ситуации предложено указать уровень гемоглобина, при котором нужно переливать эритроциты, а также объем переливаемых эритроцитов.
Во второй части опросника предложено указать врачебную специальность и стаж работы специалиста, заполнившего опросник.
Получены ответы от 110 специалистов (группа исследования), которые сопоставили с ответами 134 коллег 15-летней давности [8].
Результаты оценили методами описательной статистики при уровне значимости p<0,05.
Результаты
При определении показаний к переливанию эритроцитов ребенку после ортопедической операции со стабильным дыханием и гемодинамикой (сценарий 1) в группе исследования не полагает целесообразным переливать эритроциты при концентрации гемоглобина более 70 г/л на 18,2% больше врачей, чем в группе сравнения (χ2 = 7,39; отношение шансов (ОШ) = 2,17, 95% доверительный интервал (ДИ) от 1,24 до 3,83), p<0,01) (Рис. 1).
При лечении ребенка с острым респираторным дистресс-синдромом, стабильной гемодинамикой, гипоксемией и вентиляционной поддержкой (сценарий 2) в группе исследования не полагает целесообразным переливать эритроциты при концентрации гемоглобина более 80 г/л на 33,0% больше врачей, чем в группе сравнения (χ2 = 26,35; ОШ = 3,98, 95% ДИ от 2,32 до 6,82, p<0,001).
У ребенка после кардиохирургической операции, со стабильным дыханием и инотропной поддержкой (сценарий 3) целевую концентрацию гемоглобина более 90 г/л в группе исследования полагает целесообразным поддерживать на 18,3% больше врачей, чем в группе сравнения (χ2 = 8,18; ОШ = 2,53, 95% ДИ от 1,32 до 4,88, p<0,01).
Аналогичную тактику трансфузионной терапии у ребенка с сепсисом, с нестабильной гемодинамикой (сценарий 4) в группе сравнения предпочитают на 45,2% больше врачей, чем в группе сравнения (χ2 = 51,67; ОШ = 10,63, 95% ДИ от 5,22 до 21,67, p<0,01).
При определении дозы переливания эритроцитов ребенку после ортопедической операции со стабильным дыханием и гемодинамикой (сценарий 1) в группе исследования предпочли переливать эритроциты в дозе 10 мл/кг на 25,8% больше врачей, чем в группе сравнения (χ2 = 15,63; ОШ = 2,9, 95% ДИ от 1,7 до 4,94), p<0,001) (Рис. 2).
В 2008 г. дозу переливания эритроцитов с острым респираторным дистресс-синдромом, стабильной гемодинамикой, гипоксемией и вентиляционной поддержкой (сценарий 2) в объёме 20 мл/кг выбрали 15,7% врачей, а в 2023 — ни одного.
Так же значимо на 8,2% реже врачи группы исследования выбирали максимальную дозу эритроцитов (20 мл/кг) для переливания ребенку после кардиохирургической операции, со стабильным дыханием и инотропной поддержкой (сценарий 3).


■ I 2023 I I 2008
А

Il 11.11

Рис. 2. Доза переливания эритроцитов детям в 4 сценариях (клинических ситуациях): А — ребенок после ортопедической операции со стабильным дыханием и гемодинамикой; Б — ребенок с острым респираторным дистресс-синдромом, стабильной гемодинамикой, гипоксемией и вентиляционной поддержкой; В — ребенок после кардиохирургической операции, со стабильным дыханием и инотропной поддержкой; Г — ребенок с сепсисом, с нестабильной гемодинамикой. По оси Х — объем дозы эритроцитов, мл/кг; по оси Y — доля врачей, выбравших эту дозу.
Рис. 1. Целевая концентрация гемоглобина для переливания эритроцитов детям в 4 сценариях (клинических ситуациях): А — ребенок после ортопедической операции со стабильным дыханием и гемодинамикой; Б — ребенок с острым респираторным дистресс-синдромом, стабильной гемодинамикой, гипоксемией и вентиляционной поддержкой; В — ребенок после кардиохирургической операции, со стабильным дыханием и инотропной поддержкой; Г — ребенок с сепсисом, с нестабильной гемодинамикой. По оси Х — концентрация гемоглобина, г/л; по оси Y — доля врачей, выбравших эту целевую концентрацию гемоглобина.

I I 2008

В 2023 г. для трансфузионной терапии у ребенка с сепсисом, с нестабильной гемодинамикой (сценарий 4) в группе исследования большинство врачей предпочитают дозу 15 мл/кг — на 18,2% чаще, чем врачи группы сравнения (χ2 = 8,0; ОШ = 2,12, 95% ДИ от 1,25 до 3,57, p<0,01).
Об изменениях знаний по трансфузиологии свидетельствуют и различия обобщенной позиции: суммарно во всех смоделированных ситуациях врачи в 2023 г. назначили бы трансфузию:
-
а) при концентрации гемоглобина выше 90 г/л — в 10,7% случаев, а в 2008 — в 36,5% (χ2 = 83,08; ОШ = 0,21, 95% ДИ от 0,15 до 0,3, p<0,001),
-
б) в максимально предложенной дозе (20 мл/кг) л — в 5,4% случаев, а в 2008 — в 17,6% (χ2 = 32,79; ОШ = 0,27, 95% ДИ от 0,17 до 0,43, p<0,001).
Несмотря на увеличение приверженности к ограничительной тактике переливания эритроцитов, обращает на себя внимание гетерогенность ответов опрошенных специалистов: доля максимально частых ответов о пороговом уровне гемоглобина в разных сценариях колебалась от 29,8 до 75,5% (в 2008 г. — от 24,6 до 57,3%).
Ограничение настоящего исследования: в обеих вопросах принимали участие врачи, переливающие кровь детям, однако комплектование групп проходило произвольно.
Заключение
По результатам 2 опросов врачей о пороговом уровне гемоглобина для назначения компонентов крови и дозе эритроцитов, переливаемых детям, выполненных в 2008 и 2023 гг. установлено, что изменения знаний о переливании крови детям увеличивают приверженность врачей к ограничительной тактике трансфузий эритроцитов. Гетерогенность ответов опрошенных специалистов обусловливает необходимость совершенствования образовательной деятельности в сфере клинической трансфузиологии [13; 14].
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов (The authors declare no conflict of interest).