О происхождении "икон чистого украинского типа киевской иконописи" на Слобожанщине

Бесплатный доступ

Слобожанская икона - одна из духовных составляющих геокультурного пространства России. Благодаря первым исследователям церковного искусства Слобожанщины, находившим ее истоки в киевской иконописи, она была причислена к украинскому искусству, что в настоящее время является парадигмой. Цель статьи: используя методы исторического анализа, рассмотреть события XVII-XVIII вв., происходящие на территории Малороссии и Слобожанщины, и определить влияние киевской иконописной школы на развитие иконописного искусства Слобожанщины. Сравнительный анализ доказал, что Киевская иконопись, находясь во власти униатских священников с XVI по XVII вв., развивалась под сильным влиянием католической церкви и её искусства и только с XVIII в. - под русским, а Слобожанская - формировалась в лоне русской православной церкви и испытывала те же изменения, что и русская.

Еще

Слобожанщина, киев, иконы, православие, униаты, католицизм

Короткий адрес: https://sciup.org/170206267

IDR: 170206267

Список литературы О происхождении "икон чистого украинского типа киевской иконописи" на Слобожанщине

  • Редин Е.К. Храмы города Харькова. — 2-е изд, испр. и доп.– ХХЧМУГУ., Изд. САГА, 2006, 108 с.
  • Фомин П.Г. Церковные древности Харьковского края /П.Г. Фомин. — Х.: ХЧМГУ 2011. — 237 с.
  • Краснова И.В. И.С. Саблуков — «жертва царских вельмож» или основатель художественной школы на Слобожанщине Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусства)». — 2023. — № 1 (35). — URL: https://aq.agik22.ru/wp-content/uploads/files/articles/2023/1/3.pdf (дата обращения 21.01.2024).
  • Степовик Дмитро. Історія української ікони X — XX століть. Вид. 2-ге, стереотип. — К.: Либідь, 2004. — 440 с; іл. ISBN 966–06–0309–6 — URL: https://ru.djvu.online/file/eFHG5H9Kcx9HI (дата обращения 16.04.2023).
  • Апанович К.О. Православие в Речи Посполитой и Османской Империи в конце XVI — первой трети XVII в. // Христианское чтение / 2015. ‒ С. 59 ‒ 75.
  • Сумцов Н.Ф. О литературных нравах южнорусских писателей СПб. Вас. Остр., 9 лин. №12, 1906. С. 4.
  • Історія міст і сіл Української РСР: В 26 т. Київ / Гол. ред. кол.: Тронько П.Т. АН УРСР. Інститут історії. — К.: Голов. ред. УРЕ АН УРСР, 1968. — стр. 57–587 с.
  • Лукашова Светлана. «Малороссия и малороссы в Российской империи в XVIII веке: стратегии интеграции». В сб. «Малороссы против украинцев: украинский вопрос в науке, государственной и культурной политике Российской империи и СССР». Очерки, Институт славяноведения РАН, 2018. C. 53–98.
  • Ромер, Е.O wschodniej granicy Polski z przed 1772 r. // Księga Pamiątkowa ku czci Oswalda Balzera. — Львов, 1925. — Т. 2. — 358 с.
  • Архив Юго-Западной России, т. XVIII. С. 291.
  • Рыжова О.О. Иконопись Киева XVIII века: мастерские и сохранившиеся произведения. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2013 Вып 1 (10). С. 113.
  • Выставка Древне-Русского искусства, устроенная в 1913 году в ознаменование чествования 300-летия Дома Романовых: [Каталог] / Императорский Московский археологический институт имени императора Николая II.М.: Типография П.П. Рябушинского, 1913. [2], 137, [2] с., 56 ил.
  • Петров Н.И. Альбом достопримечательностей Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии. Вып. IV–V / К. 1915 —URL: https://elib.nlu.org.ua/view.html?id=1024 (дата обращения 26.10.2023).
  • Истомин М.П. К истории живописи в Киево-печерской лавре. // труды Х-го Археологического съезда в Риге в 1896 г. Москва 1900. Т. III. Протоколы. С. 64–65.
Еще
Статья научная