О пролёте птиц в окрестностях Таганрога

Автор: Варваци Георгий Викентьевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1368 т.25, 2016 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Варваци Г. 1906. О пролёте птиц // Охот. вестн. 17: 265-267.

Короткий адрес: https://sciup.org/140156638

IDR: 140156638

Текст краткого сообщения О пролёте птиц в окрестностях Таганрога

Г. В. Варваци

Второе издание. Первая публикация в 1906*

Гетке, прославившийся своими полувековыми орнитологическими наблюдениями на острове Гельголанд, утверждает, что мы ничего не знаем о перелёте птиц, так как последние летят очень высоко, и наши наблюдения над низко летящими птицами относятся будто бы к явлениям ненормального пролёта. Вообще всё, что нам известно о пролётах птиц, гадательно, не доказано и не выяснено. Можно сказать, что сведения о пролётах птиц более чем скудны, ибо он происходит на недосягаемой высоте и недоступен человеческому глазу. Много нужно положить ещё упорного труда, чтобы с точностью выяснить это интересное

Варваци Г. 1906. О пролёте птиц // Охот. вестн . 17: 265-267.

биологическое явление. О многих даже самых обыкновенных птицах мы не знаем, как они появились и как улетели из какого-нибудь определённого места. Сегодня их много, они держатся большими стаями; но раз задул холодный ветер, и назавтра нет ни одной птицы. Так, например, перепел Coturnix coturnix на берегу Азовского моря, иногда после дождей и холодов появляется громадными вылетками; в одну охоту можно взять 100-160 штук. Но вот к вечеру становится заметно теплее, а на следующее утро на том же самом месте с трудом можно встретить единичные экземпляры. Птицы улетели ночью, но самого отлёта никто не видел и не знает, как он совершался. Мы часто наблюдаем стаи пролетающих птиц, но момента отлёта их мы не знаем; он для нас кажется загадочным.

Так ли это? Надо внимательно изучить и вглядеться в окружающее, и тогда эта загадка, может быть, и отчасти, но будет разъяснена. Так и с сарычами. В наших местах, у Азовского моря, они появляются внезапно и так же внезапно исчезают.

Прежде чем выяснить пролёт сарычей, я скажу несколько слов о самих птицах. Сарычи Buteoninae или, как у нас их называют, коршуны, в большинстве случаев обитатели полосы лесов и тундр; у нас, в окрестностях Таганрога, они появляются только весною и осенью — во время своих перелётов. Однажды только мне пришлось видеть сарыча (вероятно, это был Buto ferox — канюк (сарыч) курганник) парящим над рекой Миусом в первых числах июля 1904 года. Гнездятся ли сарычи в окрестностях Таганрога или нет — я в точности не знаю и буду говорить о тех, которых наблюдал на осенних пролётах.

Во время своих осенних экскурсий я добыл следующие виды этих хищников: канюк, сарыч мохноногий, или зимняк Archibuteo lagopus , канюк большой Buteo vulgaris; канюк малый, рыжий Buteo vulpinus и (однажды) сарыч, по окраске подходящий к виду Archibuteo pallidus, — канюк сибирский. Начало осеннего пролёта сарычей в окрестностях Таганрога, насколько я мог заметить, зависит от состояния погоды * . Если весь август сухой и тёплый, пролёт сарычей идёт вяло, — показываются лишь единичные экземпляры.

Прошёл дождь, задул северо-западный ветер и температура воздуха понизилась до +6-3°R, тогда начинается массовый пролёт сарычей.

Направление пролёта с юго-запада на северо-восток. В наших местах идёт берегами Азовского моря и Таганрогского залива, где растут ивы, удобные для отдыха хищников, и мимо Воловой балки (дача М.А. Лакиер), изобилующей роскошной древесной растительностью. Местами стоянок сарычей бывают эти же деревья, а также засады и рощи в береговых балках или вблизи берега моря. Так как сам город Таганрог раскинулся на высоком мысе, вдающемся в Таганрогский залив, то все его сады и особенно большой городской сад также служат стоянками для пролетающих хищников. Обыкновенно, как я наблюдал в течение нескольких лет, осенний пролёт сарычей начинается при таких условиях. С ночи дует северо-восточный ветер, на утро следующего дня заметно холоднее (+4...-5°R), небо покрывается серыми тучами, а в воздухе чувствуется влага. Начинается пролёт мелких птиц — скворцов Sturnus vulgaris, овсянок, трясогузок, пеночек, славок и др. Стайки этих птичек одна за другой летят с юго-запада, но сарычей ещё не видно. Только после полудня, когда всмотришься в небесную высь, можно заметить две-три точки, как бы повисшие и застывшие в воздухе. При помощи бинокля едва-едва различаешь парящих хищников, а спустя некоторое время, когда птица ещё не приблизилась, угадываешь, что это сарычи. Хищники летят, медленно спускаясь по наклонной плоскости от облаков к городу. Вскоре всё видимое глазом пространство покрывается такими точками и, наконец, сарычами. Они медленно и плавно, но неудержимо, стремятся всё вперёд и вперёд и пролетают уже низко над садами города с юго-запада на северо-запад. Наступает вечер, сарычи ещё ближе спустились к земле и, наконец, стали занимать попадающиеся на пути деревья. Уставшие и измученные долгим перелётом, сарычи к вечеру летят очень низко над землёй, а для отдыха садятся на заборы, сараи, на всякую возвышенность, лишь бы отдохнуть от путешествия. Не редкость подойти в это время к сарычу, сидящему на заборе (как это было в нашем саду), почти вплотную. Птица, видя, что ей не делают вреда, спокойно продолжает отдыхать, с интересом разглядывая подходящего.

Становится темнее, и хищники остаются там, где их застаёт окончившийся день. Мне приходилось видеть в городском саду сотни сарычей; на одном дереве их бывает 6-7 штук.

Уже совсем стемнело — сарычи остаются ночевать на занятых деревьях с тем, чтобы отдохнувши за ночь, наутро со свежими силами продолжать свой далёкий путь на места зимних стоянок. Иногда перелёт идёт с перерывами, то сарычи летят в большом количестве, то их совсем нет. Последнее бывает тогда, когда становится значительно теплее.

Ребятишки, безжалостные истребители пернатых, часто устраивают охоты на сарычей с палками, камнями и рогатками. Они выследят ночующих птиц, криком и шумом вспугивают их. Среди хищников поднимается страшная суматоха; они наталкиваются на ветви, на деревья и часто падают в густые кустарники, а это и на руку охотникам-мальчишкам.

Описанные выше пролёты сарычей в окрестностях города Таганрога я наблюдаю осенью из года в год. Для меня долго было загадкой — почему и зачем сарычи останавливаются у нас на ночёвку и потом быстро исчезают, как и появились? Как много их пролетает по описанным выше путям и как высоко над землёю летят они?

Неоднократные наблюдения убедили меня в том, что сарычи летят весь день и всю ночь непрерывно, а усталые и изголодавшиеся птицы, утомлённые долгим перелётом, спускаются на землю в удобных местах, чтобы отдохнуть, подкрепиться пищей, переночевать и на следующее утро продолжать свой далёкий путь * . Такими удобными местами, как я указал выше, служат побережья Азовского моря.

Быть может, изложенные наблюдения до некоторой степени выяснят загадку пролёта сарычей и причину их внезапного появления и исчезновения их. В заключение могу сказать, что недостаточно прочитать описание пролёта сарычей. Надо его увидеть, надо его прочувствовать, чтобы проникнуться этим интересным явлением.

Краткое сообщение