О распространении дуба сойкой Garrulus glandarius

Автор: Новиков Г.А.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 179 т.11, 2002 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140149370

IDR: 140149370

Текст статьи О распространении дуба сойкой Garrulus glandarius

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2002, Экспресс-выпуск 179: 222-224

О распространении дуба сойкой Garrulus glandarius

Г.А.Новиков

Ленинградский университет

Второе издание. Первая публикация в 1948*

Н.Г.Холодный (1941) в своей интересной статье о естественных факторах расселения дуба Quercus robur подчёркивает громадную, можно сказать первенствующую, роль в этом процессе сойки Garrulus glandarius. Связь между дубом, точнее — его желудями, и сойкой настолько тесна, что упомянутый автор высказывает предположение о вероятном наличии у сойки специаль-

* Новиков Г.А. 1948. О распространении дуба сойкой //Природа 3: 69-70.

Рус. орнитол. журн. 2002 Экспресс-выпуск № 179

ных морфологических приспособлений в связи с её питанием желудями. Действительно, такого рода адаптации у интересующего нас вида есть. Внимательное сравнение строения клюва и лап сойки и некоторых других врановых (вороны Corvus cornix, сороки Pica pica и галки Corvus monedula), произведённое мною на только что добытых экземплярах из Курской области (заповедник “Лес на Ворскле”), показало, что у вороны, галки и сороки края надклювья, если смотреть в профиль, заметно дугообразно изогнуты и загнуты внутрь, тогда как у сойки нижний обрез надклювья совершенно прямой, без вогнутости, и края его очень острые. Вследствие такого устройства клюва, жёлуди, вставленные поперёк, при сжатии половинок клюва вороны и др., моментально выскальзывают, а в клюве сойки держатся очень прочно. Я многократно проверял это на свежих тушках птиц и получал неизменные результаты: только сойка способна более или менее прочно удерживать жёлудь.

Лапы сойки также отличаются от конечностей галки и других видов. Они относительно значительно меньше, более гибки, вооружены очень цепкими когтями. В силу этого сойка может цепляться за более тонкие ветви и доставать висящие на них жёлуди, а затем, расклёвывая их, плотно обхватывать пальцами жёлуди средних размеров. У остальных врановых лапы больше, грубее и, вероятно, способны лишь прижимать жёлудь.

Наконец, пищевод сойки отличается большой растяжимостью. По сообщению А.С.Мальчевского, у одной из соек, добытых им в октябре 1936 на ст. Елизаветино Ленинградской обл., в пищеводе и ротовой полости находилось 7 совершенно целых желудей среднего размера!

В урожайные на жёлуди годы сойки появляются в дубравах массами и, очевидно, уничтожают большое количество плодов, но не мало при этом теряя их. В быв. Оренбургской губернии сойки делают большие запасы на зиму (Мензбир 1895, с. 492). В других районах они выкапывают жёлуди из-под снега. В январе 1947 я систематически наблюдал это в “Лесу на Ворскле”. Обычно сойки ищут пищу около самых стволов вековых дубов, где снега значительно меньше (например, 22 января 1947 на прогалинах глубина снега равнялась в среднем 20 см, а около дубов — 10.5 см), хотя с другой стороны, и желудей здесь меньше, чем на периферии проекции кроны. В отдельных случаях приходилось находить копанки сойки при глубине снега до 20-23 см. Здесь сойка вырывает целую нору, энергично и далеко раскидывает лесную подстилку, прежде чем доберётся до жёлудя. Очевидно, они хорошо их чуют под снегом, т.к. всегда начинают копать в нужном месте.

Неясен вопрос о степени использования сойкой спрятанных ею отдельных желудей, а именно эти-то случайно оброненные или спрятанные жёлуди и являются наиболее интересными с точки зрения распространения дуба, так как сойка заносит их иногда очень далеко. Вероятно, большинство этих желудей пропадает для сойки бесцельно. Но иногда сойки отыскивают их даже зимою. Так, например, 16 января 1947 сойка отыскала и выкопала из-под снега глубиной 22 см большой жёлудь, спрятанный в корнях куста на склоне канавы в огороде. Он явно был принесён туда специально, так как расстояние до ближайших дубов не менее 100-150 м. Птица, очевидно, запомнила это место и, судя по следам, прямо прилетела к кусту, несколько Рус. орнитол. журн. 2002 Экспресс-выпуск № 179 792

раз ткнула в снег клювом, а затем принялась раскапывать снег и подстилку, пока не добралась до вмёрзшего в землю крупного жёлудя и стала его клевать.

Вопреки мнению Н.Г.Холодного (1941), сойка не является единственным агентом распространения дуба. Жёлуди растаскивают, например, поползни Sitta еигораеа. По моим наблюдениям в Курской области, поползни начинают использовать жёлуди ещё до их созревания. Для того, чтобы расклевать, вставляют их в трещины коры вековых дубов. Несомненно, что часть желудей поползни также теряют и поэтому могут быть причислены к числу транспортирующих агентов. Далее, массу желудей приходится находить в дуплах, занятых галками. Так, в одной липе, диаметром около 35-40 см, дупло было сплошь заполнено на протяжении 2.5 м гнездовым материалом разной степени давности, внизу совсем слежавшимся, а кверху всё более новым, так что образовались своеобразные “годичные слои”. Слой, относящийся к 1943 г. (году исключительного урожая желудей), оказался буквально переполненным остатками желудей. Наконец, масса желудей растаскивается лесными мышевидными грызунами и тоже, вероятно, используется ими не полностью. Однако среди всех этих видов только сойка и, отчасти, галка имеют привычку далеко уносить добычу. Поползни и грызуны кормятся на небольших пространствах. Поэтому роль их в расселении дуба значительно меньше.

Статья