О распространении Hordeum jubatum (Poaceae) на севере Приволжской возвышенности
Автор: Димитриев А.В., Воробьев Д.Н.
Журнал: Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии @ssc-sl
Рубрика: Научные сообщения
Статья в выпуске: 4-1 т.27, 2018 года.
Бесплатный доступ
Приведены данные многолетних исследований распространения Hordrum jubatum L. на севере Приволжской возвышенности, включающего левобережную часть Республики Марий Эл и Чувашской Республики. Определён современный инвазионный статус Hordrum jubatum L.на этой территории, который относится к 3 группе. Предложено включение этого вида в списки инвазионных видов севера Приволжской возвышенности и в планируемые Чёрные книги Республики Марий Эл и Чувашской Республики. Необходимо организовать работы по мониторингу и предотвращению дальнейшего распространения вида.
Север приволжской возвышенности, современный инвазионный статус, чёрные книги
Короткий адрес: https://sciup.org/148315161
IDR: 148315161 | DOI: 10.24411/2073-1035-2018-10118
Текст краткого сообщения О распространении Hordeum jubatum (Poaceae) на севере Приволжской возвышенности
Скорость расселения H. jubatum по данным Чёрной книги флоры Средней России (Виноградова и др., 2010) в Чехии оценивается в 2,1 км/год (Williamson et al., 2005).
Но, в то же время, в ряде северных регионах европейской части России, например в Кировской области он очень редок (Тарасова, 2007) или в ряде регионов средней полосы редок (Татарстан – по данным 15-18 летней давности – Бакин и др., 2000); (Ульяновская область – Раков, 2003; Раков и др., 2014), что свидетельствует о неравномерном, спорадическом, очаговом распространении указанного вида.
Домашний скот потребляет это растение только до момента начала колошения, а после, когда появляются ости, отказывается от него. Причиной тому наличие у ячменя длинных колющих остей на колосках, которые мешают его поеданию, раздражают пищеварительный тракт, а иногда вызывают и долго не заживающие язвы (Куклина Виноградова, 2015).
В Сибирском федеральном округе из 12 субъектов Российской Федерации H. jubatum отмечается во всех субъектах округа и в большинстве из них имеет высокие показатели инвазионного статуса и только в трех субъектах (Республика Алтай, Новосибирская область и Республика Тыва) этот показатель ниже и здесь он характеризуется как потенциально инвазионный вид (Эбель и др., 2014).
Однако, по данным Цветкова М.Л. (2014), в течение 30-летнего исследования в Алтайском крае за ячменем гривастым установлено, что он занял естественные сенокосы и пастбища, пустыри, обочины дорог, оросительные каналы, рудеральные места на огромных площадях. Только в Рубцовском районе этого края заросли ячменя гривастого занимают порядка 10-15 тыс. га. Данный вид им в крае отнесён к сорному (в большей мере сенокосов и пастбищ, как естественных, так и сеяных), а для луговодческой практики – к вредному растению.
По данным Куклиной А. и Виноградовой Ю.К. (2015) к 1980-м годам ячмень гривастый полностью освоился на лугах Западной Сибири и Дальнего Востока.
H. jubatum в Башкирии распространяется быстро и к настоящему времени массово расселился по берегам озер и рек на легких песчаных почвах (Абрамова, 2011). Так, по результатам окрестностях
обследования 2010 г. в озера Аслы-куль в
Давлекановском Иксанова П.А. констатировали,
районе этой республики и Абрамова Л.М. (2011) что занятые этим видом площади составляли десятки гектаров.
В «Black»-листе 100 инвазионных растений России (Виноградова и др., 2015) H. jubatum значится в передовых рубежах: в Европейской части страны – на 17 месте, Сибири – 2, на Дальнем Востоке – 1.
О первых находках ячменя гривастого в Республиках Татарстан, Марий Эл и Нижегородской области писалось ранее (Ильминских и др., 1981; Абрамов, Прохорова, 1981; Димитриев и др., 1984, 1989). Они датируются 1930, 1981 и 1984 годами соответственно: 1930 год (г. Казань) – по литературным данным первая находка этого вида в указанном регионе (левобережье Волги); в 1981 году в Марийской АССР (ныне – Республика Марий Эл) нами было установлено об использовании ячменя гривастого на сухие букеты в г. Йошкар-Ола, в этот же год он был отмечен на ст. Илеть (Абрамов, Прохорова, 1981), а впоследствии 1982-1983 гг. он найден в большом количестве (в пределах 200 куртинок) на ж.д. станции Силикатный на площадке погрузки кирпичей и среди их обломков. Эти находки в географическом плане также относится к левобережью Волги.
В Нижегородской области по данным Мининзона И.Л., Тростиной О.В. (2015) в Н.Новгороде, Дзержинске, Богородском, Балахнинском, Кстовском, Борском районах замечен одичалым на пустырях, на деградированных лугах в качестве летнего эфемероида (там он играет роль субдоминанта, или ассектатора); зачастую образует сообщества на песчаных пустырях. В Нижнем Новгороде H. jubatum разводится как декоративное растение и дичает, изредка образуя летние эфемероидные сообщества, особенно в заречной части (Мининзон, 2016, с. 87). Все указанные места распространения ячменя в основном относятся правобережью р. Волги за исключением Борского района.
В «Сосудистых растениях Ульяновской области» (Раков и др., 2014) указывается, что в области он впервые был найден в 1973 г. на ж.-д. полотне в г. Димитривоград и в 1977 г. в аналогичном местообитании в г. Ульяновск. Первая находка в указанной области относится к левобережью р. Волга, а вторая – к правобережью.
Первая находка вида на севере Приволжской возвышенности [под этим географическим термином мы понимаем правобережье Волги : нагорную часть Республики Марий Эл и Чувашскую Республику (без учета Заволжья)] датируется 1969 г. : у куч с речным песком рядом с автотрассой М-7 в пригороде г. Чебоксары Чувашской АССР. Впоследствии, в 1973-1976 гг., от указанного местонахождения растения были встречены на обочинах шоссейной дороги на расстоянии 1 км, в обоих направлениях автотрассы М-7 (Димитриев и др., 1984). В данных локалитетах в начале 90-х годов прошлого века ячмень гривастый не был обнаружен. Возможно, при расширении дороги они были уничтожены, но могли послужить местом для дальнейшего его распространения в другие местообитания.
Дальнейшие находки H. jubatum на севере Приволжской возвышенности были связаны с железнодорожными (далее – ж.-д.) станциями.
Такими первичными центрами инвазии ячменя гривастого стали ж.-д. станции Урмары,
Шоркистры, Вагоноремонтный завод, Канаш-1, Канаш-2, Чебоксары-1, Чебоксары-2.
С 1980 г. (Димитриев и др., 1989; Димитриев, 1990) по настоящее время на грузовой ж.-д. станции Чебоксары-2 ячмень гривастый отмечается регулярно, хотя ежегодно здесь проводятся работы по уничтожению сорной растительности. В последние годы при этом стали использовать гербициды. Эффективность действия этих химикатов существенна: ячмень на станции начал встречаться реже.
С 1981 г. H. jubatum встречается на ж.-д. станции Чебоксары-1, где за последние годы его обилие снизилось, но зато возросло число куртинок ячменя на призаводских железнодорожных ветках, отходящих от указанной ж.-д. станции. Начиная с 1983 г. он проник в прилегающие к этой ж.-д. станции улицы и начал отмечаться в жилых микрорайонах г. Чебоксары (Димитриев, 1990).
С 1981 г. это растение регулярно отмечается на ж.-д. станции Канаш-2, 1983 г. – на ж.-д. станции Урмары (Димитриев и др., 1984). На последней станции в 2003 г. занимаемые им площади превысили 2 га (Димитриев, 2003) в местах выгрузки минудобрений для районной сельхозхимии. Впоследствии, площади, занимаемые видом, только расширялись.
По нашим наблюдениям 2011 г. на ж.-д. станции Шоркистры встречаются единичные куртинки ячменя. Но от этой станции ячмень распространился на ряд соседних территорий и на обочине шоссейной дороги Шоркистры – Большое Яниково образовалась заросль площадью около 100 кв.м.
Ж.-д. локалитеты H. jubatum севере Приволжской возвышенности расширили свое присутствие: он распространился на другие ж.-д. станции и остановочные платформы поездов, прилегающие населённые пункты. И теперь надо говорить не о конкретных точках находок, а о его зарослях и ассоциациях с другими видами рудеральной флоры.
В настоящее время в г. Чебоксары ячмень гривастый встречается не только рядом с железными дорогами, а во многих районах значительно удалённых от этих дорог. В г. Канаш произрастает много зарослей на улицах в ряде микрорайонов по 0,5; 1,0; 1,5 кв.м и виде отдельных куртинок, в поселке Урмары образовались сплошные заросли общей площадью более 3-4 га и много отдельных куртинок. Эти заросли только прогрессируют и причиняют местному населению определенного рода неудобства после созревания колосков: в это время травостой ячменя не поедается скотом, т.к. его колоски с остью ранят слизистую оболочку ротовой полости овец, коз, коров. В жаркое время года заросли ячменя высыхают, зрелые ости скапливаются в виде клубков «перекати-поле» в различных местах и создают пожароопасные участки.
От последних мест ячмень колёсами автомашин (при подходящих погодных условиях, когда к колёсам прилипает грязь) распространяется довольно далеко.
Так, школьником Воробьевым Д.Н. установлено, что на особо охраняемой природной территории регионального значения «Государственный природный заказник «Цивильский сурковый», где производится регулярный выпас скота и наблюдается местами пастбищная дигрессия растительности, ячмень гривастый начал произрастать после заезда на колонию автомобилей из г. Чебоксары в дождливую погоду 2014 г. Летом 2015 г., на месте стоянки указанных автомашин, были обнаружены 3 куртинки ячменя. Расстояние случайного переноса семян ячменя автомобилями из г. Чебоксары при этом составило чуть более 50 км.
В Марпосадском районе Чувашской Республики нами были отмечены единичные куртинки этого ячменя (Димитриев и др., 1989). В этом районе отсутствуют железная дорога. Возможно, сюда ячмень попал автотранспортом или строительными материалами.
Кроме указанных ж.-д. станций на севере Приволжской возвышенности отдельные очаги произрастания ячменя гривастого образовались в райцентрах, где такие станции отсутствуют: Кугеси (по ул. Советская – 2 кв.м и отдельные куртинки в прилегающих улицах), Козьмодемьянск (рядом с улицами Учебная и Гагарина – более 200 кв.м и много отдельных куртинок). Для г. Козьмодемьянска находка ячменя гривастого по нашим данным является первой для нагорной части Республики Марий Эл (Абрамов, 1995).
Ячмень гривастый в виде отдельных куртинок в последние годы начал встречаться и вдоль шоссейных дорог: рядом с селом Калинино Вурнарского района, вдоль шоссе, на обочине; рядом с д. Старые Урмары Урмарского района.
H. jubatum в стадии созревшего ломкого колоска может переноситься ветром на близлежащие участки «в виде перекати-поле» (Абрамова, 2011). Колоски ячменя привлекательны для сухих букетов. Когда колоски становятся ломкими, букеты выбрасываются: это одна из причин находок куртинок ячменя около мусорных контейнеров и на свалках.
Также нами замечено, что воробьи своих слетков кормят семенами созревающего и созревшего ячменя и могут перенести зрелые семена (с остью) на расстояние до 30-50 м от первоначального места произрастания растения.
По данным Гафуровой М.М. (2014) H. jubatum в Чувашской Республике ещё отмечен в гг. Марпосад, Новочебоксарск, Шумерля, Алатырь и с. Шемурша.
В городах и других населённых пунктах после скашивания газонов триммерами куртинки ячменя не исчезают, продолжают существовать и могут плодоносить и после нескольких укосов в течение одного вегетационного периода. В 2015 г. нами отмечено, что подобные куртинки принесли 2 урожая в течение одного лета.
Скашивание куртинок ячменя триммерами в фазе плодоношения способствует активному распространению вида обломанными фрагментами колосков. Поэтому скашивать эти куртинки надо раньше, до плодоношения.
Также необходимо заметить, на Алатырском участке заповедника «Присурский» и его охранной зоне, через которые проходит федеральная железная дорога «Канаш – Красный Узел» Горьковской железной дороги ОАО «РЖД» длиной около 15 км, за 18 лет (1998-2015 гг.) наблюдений ни одна куртинка ячменя гривастого не была отмечена.
На агрофитоценозах и огородах сельских жителей ячмень гривастый нами не встречен. Здесь частые обработки почвы отрицательно сказываются на жизнеспособности растений. Но в отдельных дачных участках городских жителей он выращивается в качестве декоративного растения и для сухих букетов.
H. jubatum на севере Приволжской возвышенности за 49 лет с момента первого обнаружения в качестве заносного растения прошёл первичную стадию натурализации и начал интенсивно распространяться на нарушенные, селитебные территории: по улицам городов и других населённых пунктов, часто встречается на газонах, вдоль тротуаров, около стоянок автомобилей, у мусорных контейнеров, местами образует заросли и внедряется на луга с пастбищной дигрессией.
Ячмень гривастый нами на севере Приволжской возвышенности в природных, ненарушенных сообществах не отмечен. Возможно, в этих местах он не выдерживает конкуренции с местными видами растений.
На севере Приволжской возвышенности современный инвазионный статус ячменя гривастого мы относим к 3 группе (это те чужеродные виды, расселяющиеся и натурализирующиеся в настоящее время в нарушенных местообитаниях, в ходе дальнейшей натурализации некоторые из них, по-видимому, смогут внедриться в полуестественные и естественные сообщества) (Виноградова и др., 2015).
Считаем необходимым включить H. jubatum в списки инвазионных видов севера Приволжской возвышенности и в планируемые Чёрные книги Республики Марий Эл и Чувашской Республики и организовать работы по мониторингу и предотвращению дальнейшего распространения.
Список литературы О распространении Hordeum jubatum (Poaceae) на севере Приволжской возвышенности
- Абрамов Н.В., Прохорова Н.С. Ковыль (Stipa L.) и другие новые виды злаков во флоре Марийской АССР//Флора Марийской АССР и вопросы её охраны: межвузовский сборник. Йошкар-Ола: Изд-во МарГУ, 1981. С. 136-137.
- Абрамова Л.М. Зелёная чума: биологическая угроза растений-чужеземцев//Экология и жизнь. 2011. № 3 (112). С.70-74.
- Абрамов Н.В. Конспект флоры Республики Марий Эл. Йошкар-Ола: МарГУ, 1995. 192 с.
- Бакин О.В., Рогова Т.В., Ситников А.П. Сосудистые растения Татарстана. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000. 496 с.
- Виноградова Ю.К., Абрамова Л.М., Акатова Т.В. и др. «Черная сотня» инвазионных растений России//Международная ассоциация академий наук. Совет ботанических садов стран СНГ при Международной ассоциации академий наук. Информационный бюл. Вып. 4 (27). М., 2015. С. 85-89.