О развитии институтов межпарламентского взаимодействия на восточном направлении российской внешней политики
Автор: Гуськова Ю.В.
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Парламентаризм в странах Востока
Статья в выпуске: 4-1, 2024 года.
Бесплатный доступ
Парламентская дипломатия как мягкая сила влияния имеет весомое значение в деле продвижения внешнеполитических интересов любой страны. Парламентарии выступают на международной арене проводниками не только государственной политики, но и чаяний своих избирателей. Институты многостороннего межпарламентского сотрудничества, межпарламентские организации являются базовыми инструментами для развития международного диалога, согласования межстрановых позиций, принятия многосторонних консенсусных решений. Для России в современных условиях усугубления международных противоречий работа парламентариев в международных парламентских организациях приобретает первоочередное значение в свете реализации задач Концепции внешней политики Российской Федерации. В условиях отстранения российского парламента большинством международных организаций и их парламентских структур от сотрудничества автор приходит к выводу о необходимости активизации взаимодействия с доступными к сотрудничеству международными площадками и создания новых парламентских институтов, в том числе охватывающих стратегически важные для России регионы Азии и Евразии.
Межпарламентские институты, межпарламентские организации, парламентская дипломатия, азиатская парламентская ассамблея, атпф, асеан-аипа, парламентское измерение брикс, шос, еаэс
Короткий адрес: https://sciup.org/170205875
IDR: 170205875 | DOI: 10.56700/t8759-2748-9161-x
Текст научной статьи О развитии институтов межпарламентского взаимодействия на восточном направлении российской внешней политики
Вусловиях нынешнего международного кризиса Президент России В. В. Путин призвал «максимально задействовать все доступные форматы и каналы парламентской дипломатии: в Европе, в Азии, в Африке, в Америке» для налаживания прямых контактов с теми, кто готов к совместной работе99. В 2024 году Президент вновь призвал законодателей наращивать это взаимодействие с учетом прагматичного и сбалансиро- ванного подхода100. Концепция внешней политики Российской Федерации также включает в числе приоритетов развитие парламентской дипло-матии101.
На фоне происходящих в мире изменений и роста нестабильности усиление межпарламентского диалога дает возможность услышать голос и понять волю народа [Межпарламентские институты … 2020: 14]. Парламентская дипломатия вносит существенный вклад в укрепление мира, развитие гуманитарных программ, восстановление доверия и понимания причин кризисов102.
Парламентскую дипломатию можно отнести к важным инструментам «мягкой силы» [Путин, 2012: 1]. Международное общение парламентариев способствует транслированию национальных интересов и доведению их до зарубежных элит, артикуляции позиций страны участникам международного дискурса, формированию позитивного образа страны, взаимного доверия, выявлению общих двусторонних и многосторонних интересов, стратегическому сотрудничеству для защиты общих интересов, развитию культурных, научных, экономических связей между государствами. Сближение позиций сторон и приведение их к консенсусу играет большую роль в выработке важных международных решений.
Представляется, что реализация внешнеполитических задач, поставленных Президентом России, требует диверсификации инструментов международного парламентского сотрудничества.
Как подчеркнул Министр иностранных дел России С. В. Лавров, перед лицом кризисных тенденций в системе международных отношений Россия выступает за становление и укрепление новых самостоятельных центров развития, являющихся объективным проявлением многосторонности [Лавров, 2023: 80].
Основным элементом для выработки и согласования коллективных позиций по вопросам мировой повестки дня в парламентской среде всегда являлось многостороннее межпарламентское сотрудничество. Принятие решений консенсусом в большинстве межпарламентских организаций предполагает их согласование всеми парламентами-участниками, выражающими волю своих стран. По мнению С. В. Лаврова, консенсусные решения гораздо более устойчивы и долгосрочны, нежели решения, которые «кого-то оставляют недовольным»103. Следовательно, расширение и диверсификация многостороннего межпарламентского взаимодействия, принятие консенсусных решений межпарламентскими институтами будет способствовать устойчивости многополярного мироустройства.
С 2022 года были предприняты попытки вытеснения российского парламента из порядка сорока международных парламентских организаций и форумов, в которых Федеральное Собрание Российской Федерации пользовалось статусом полноправного члена или принимало участие в ином качестве, как и его палаты по отдельности, а также законодательные органы субъектов Федерации. В настоящее время наблюдается разная степень парламентской активности всего в нескольких многосторонних межпарламентских форумах. Поэтому назрела необходимость проведения ревизии межпарламентских структур для дальнейшего взаимодействия.
Отстранение российских парламентариев от участия в ряде международных парламентских организаций логично предполагает наращивание российского присутствия в других межпарламентских структурах и создание новых многосторонних межпарламентских объединений на иных геостратегических направлениях. С учетом измениения реалий целесообразно и перераспределение бюджетных средств, предусмотренных на поддержку этой внешнеполитической работы.
В Концепции внешней политики России в целях содействия адаптации мироустройства к реалиям многополярного мира приоритетное внимание отводится укреплению потенциала и повышению международной роли Союзного государства, ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, межгосударственных объединений и международных организаций, а также механизмов с весомым участием России.
Ставится задача формирования широкого интеграционного контура – Большого Евразийского партнерства – посредством объединения потенциалов всех государств, региональных организаций и объединений Евразии с опорой на ЕАЭС, ШОС, взаимодействие с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), сопряжение планов развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс – один путь», формирование сети партнерских организаций в Евразии104.
Следовательно, парламентские усилия нашей парламентской дипломатии следовало бы направить на активизацию деятельности по инсти- туциализации межпарламентского сотрудничества в рамках упомянутых межгосударственных объединений и организаций. В силу инертности согласительных процедур внутри государственных законодательных органов стран процесс институциализации парламентского сотрудничества зачастую пробуксовывает.
Среди ближайших шагов можно рассмотреть проведение политики распространения своего присутствия в имеющихся незападных международных институтах. Речь, например, о Международном конгрессе парламентариев (МПК), учрежденном в 2019 году в Пакистане и действующем на основе индивидуального членства; и о Парламентской сети Движения неприсоединения, созданной в 2021 году и возглавляемой в настоящее время парламентом Азербайджана.
Среди международных парламентских институтов, включающих страны евразийского региона, помимо Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, МПА СНГ и ПА ОДКБ, общемировой парламентской организации – Межпарламентского Союза, Россия принимает участие в качестве полноправного члена в Азиатской парламентской ассамблее, Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме (имеет слабую инсти-туциализацию) [Межпарламентские институты … 2020: 92] в качестве наблюдателя – в Межпарламентской ассамблее стран АСЕАН (АИПА) [Межпарламентские институты … 2020: 289].
Политическую задачу наращивания взаимодействия со странами Азиатского континента поставил Президент нашей страны, назвав роль Азии в мировом процессе «локомотивом», движущим глобальное развитие105. Развитию отношений со странами Азии посвящена значительная часть новой Концепции внешней политики России.
Среди перечисленных межпарламентских организаций единственным полноформатно институциализированным международным парламентским объединением, охватывающим Азиатский континент в целом, является Азиатская парламентская ассамблея (АПА) с количественным составом ее членов 44 и географическим охватом занимаемой ими территории около одной трети поверхности Земли. АПА является одним из крупнейших политических международных парламентских институтов в мире, не выразившим России осуждения в связи со Специальной военной операцией. В нынешних условиях оживление российского присутствия в АПА путем активизации участия в работе ее органов и замещения руководящих должностей в организации соответствует интересам России.
В 2018 г. в АПА начат процесс придания взаимного статуса наблюдателей АПА и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Завер- шение этого процесса может послужить шагом к усилению и институци-ализации евразийского парламентского сотрудничества.
Расширение секретариата АПА за счет представителей стран, в первую очередь России, позволит оказывать важное содействие выработке и реализации повестки дня Ассамблеи.
Одним из институтов Ассамблеи мог бы стать молодежный парламентский форум, поддерживаемый Генеральным секретарем АПА М. Р. Мад-жиди: «Молодежь – это будущее любой демократии, лидеры завтрашнего дня, и это может принести новые идеи для решения мировых проблем»106.
Инициативы, озвученные в ходе парламентского форума АПА, по исследовательскому и библиотечному сотрудничеству107, по созданию сети азиатских университетов способствовали бы обмену научными кадрами, формированию мировой научно-исследовательской повестки, а создание делового форума АПА позволило бы открыть новую азиатскую площадку для прямых контактов предпринимателей.
Формирование азиатского библиотечного электронного центра и предоставление коллективного доступа странам АПА к парламентским библиотекам друг друга расширило бы возможности понимания исторических и политических процессов в странах региона.
Можно констатировать, что АПА – апробированный международный политический парламентский институт и действенный формат российского влияния в международном региональном сотрудничестве. Для реализации полноформатного участия российских парламентариев в деятельности и раскрытии потенциала этой организации необходимо создание межведомственного экспертного совета, что позволит выстроить работу в Ассамблее и придать ей действенный импульс.
Очевидна необходимость комплексного подхода к реализации внешнеполитического курса России с использованием международного парламентского взаимодействия, заполнение кластеров неиспользуемых возможностей, прежде всего на Восточном направлении.
Учреждение межведомственного консультативного совета с участием обеих палат российского парламента, МИД России, научного и биз-нес-сообщества способствовало бы коллегиальной выработке подходов, стратегии и тактики работы в имеющихся международных парламентских организациях и концептуальной разработке новых институтов межпарламентского взаимодействия.
Список литературы О развитии институтов межпарламентского взаимодействия на восточном направлении российской внешней политики
- Лавров С.В. Подлинная многосторонность и дипломатия против "порядка, основанного на правилах". - Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21 № 4. С. 72-81. EDN: ENZPHO
- Межпарламентские институты в мировой политике. Коллективная монография (под ред. И. Л. Прохоренко, В. Г. Варнавского, М. В. Стрежневой, Е. М. Харитоновой). - М.: ООО "Издательство "Весь Мир", 2020. 352 с.
- Путин В. Россия и меняющийся мир. - Московские новости. 2012. № 33(225) С. 1-2.