О резком сокращении численности белобровика Turdus iliacus в окрестностях города Печоры

Автор: Бардин А.В.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 414 т.17, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140150894

IDR: 140150894

Текст статьи О резком сокращении численности белобровика Turdus iliacus в окрестностях города Печоры

В конце 1960-х и на протяжении 1970-х годов белобровик Turdus il-iacus был одной из самых обычных птиц на всём Северо-Западе России. В окрестностях города Печоры (Псковская область) он по численности превосходил всех остальных дроздов ( T. philomelos , T. pilaris , T. viscivorus и T. merula ). Именно белобровика А.С.Мальчевский (2008) любил приводить в качестве примера «сильного» вида, переживающего период экспансии. Численность его в те годы увеличивалась, вид осваивал новые местообитания и расширял ареал в западном и южном направлениях.

С конца 1990-х годов численность T. iliacus в окрестностях Печор стала сокращаться. Поскольку я не занимался дроздами специально и экскурсировал здесь с середины 1980-х нечасто, то не сразу обратил на это внимание. Однако с 2005 года падение численности белобровика стало буквально бросаться в глаза – теперь он встречается далеко не на каждой весенней или летней экскурсии. А ведь прежде его пение, как и песни зяблика Fringilla coelebs или веснички Phylloscopus trochi-lus, слышалось сразу, как только войдёшь в лес.

Рис. 1. Соотношение гнёзд белобровика, певчего и чёрного дроздов в окрестностях г. Печоры в выборках 1971-1975 и 2001-2008 годов.

Годы

Рис. 2. Изменения встречаемости гнёзд белобровика и чёрного дрозда по отношению к гнёздам певчего дрозда.

В качестве иллюстрации можно привести соотношение гнёзд белобровика, певчего T. philomelos и чёрного T. merula дроздов в выборках непреднамеренно найденных гнёзд в течение двух периодов: 1) с 1971 по 1975 г. и 2) с 2001 по 2008 г. (рис. 1). Гнёзда этих дроздов обнару- живаются примерно с одинаковой вероятностью. Гнёзда белобровика, правда, найти легче всего, поскольку он редко располагает гнёзда на большой высоте или в укрытиях. Рябинник T. pilaris, часто гнездящийся колониями, и редкий дрозд-деряба T. viscivorus в эти выборки не включены. Представленные на рисунке 1 выборки значимо различаются по частоте нахождения гнёзд разных видов (χ2 = 65.939, df = 2, N = 293, P < 0.001,). Неоднородность обусловлена как значимым уменьшением доли гнёзд белобровика, так и значимым увеличением доли гнёзд чёрного дрозда. В первый период гнёзда белобровика составили 52%, во второй – лишь 10%. Для чёрного же дрозда этот показатель увеличился с 4 до 21%.

Поскольку доля гнёзд певчего дрозда оставалась более стабильной, оценим изменения встречаемости гнёзд белобровика и чёрного дрозда относительно гнёзд певчего. Как видно из рисунка 2, в расчёте на 1 гнездо певчего дрозда число находимых гнёзд белобровика уменьшилось примерно в 8 раз, а чёрного дрозда – возросло примерно в 3 раза. Если допустить, что численность певчего дрозда осталась на том же уровне, то эти относительные показатели будут отражать, хотя и приблизительно, изменения абсолютной численности.

Приведённые данные отражают не только сокращение численности T. iliacus , но и существенное увеличение численности T. merula , что характерно и для других районов Северо-Запада (Мальчевский, Пу-кинский 1983). В окрестностях Печор чёрный дрозд сейчас встречается гораздо чаще, чем белобровик.

У последнего, наряду с уменьшением численности, произошло и заметное изменение поведения птиц у гнёзд. Прежде для белобровика были очень характерны сильное беспокойство у гнезда и активная его защита. Дрозды нередко атаковали наблюдателя, налетали на него и даже пытались ударить или облить помётом. В настоящее время такая бурная реакция при осмотре гнезда почти не встречается. Около половины птиц, издав тревожный крик, просто отлетает в сторону. Некоторых даже не удаётся застать около гнезда – при приближении человека они тихо отлетают, не выдавая криком своего присутствия.

Статья