О результатах обследования петроглифов Сикачи-Аляна и Шереметьево в 2014 г

Бесплатный доступ

В статье рассмотрено состояние сохранности петроглифов Сикачи-Аляна и Шереметьево, входящих в провинцию наскального искусства в бассейне рек Нижнего Амура и Уссури, пострадавших в результате наводнения 2013 г., а также описаны выявленные в ходе мониторинга ранее неизвестные объекты.

Петроглифы, сикачи-алян, шереметьево, наскальные изображения дальнего востока, сохранение культурного наследия

Короткий адрес: https://sciup.org/14328115

IDR: 14328115

Текст научной статьи О результатах обследования петроглифов Сикачи-Аляна и Шереметьево в 2014 г

Памятники наскального искусства в Хабаровском крае расположены на значительной территории в диапазоне от 47 до 58 параллели северной широты и составляют семь локальных групп. На самом юге сосредоточены три группы петроглифов: Шереметьевские, Сикачи-Алянские и Киинские, которые можно объединить в большой амуро-уссурийский комплекс. Далее на север, вниз по течению Амура, расположены два небольших пункта у сёл Калиновка и Аури (бывшее стойбище Май). Самыми отдаленными от водной системы Амура считаются пункты с выполненными охрой изображениями на скальных выступах по берегам горных рек Сукпай и Мая. Эти реки, расположенные на юге и севере региона, в древности были одними из основных путей миграции населения с материка через горные хребты к побережью Тихого океана и обратно.

В августе–октябре 2014 г. Научно-производственным центром по охране и использованию памятников истории и культуры Хабаровского края совместно с Институтом археологии РАН проводились работы, связанные с исследованиями петроглифов Сикачи-Аляна и Шереметьево. Это крупнейшие скопления наскальных изображений, ставшие всемирно известными благодаря работам А. П. Окладникова, все еще имеют значительный потенциал для дальнейшего изучения ( Окладников , 1971; Дэвлет, Ласкин , 2014; Ласкин, Дэвлет , 2013; Devlet , 2008; 2012).

Работы на Сикачи-Аляне преимущественно в пунктах 1 и 2 проводились по заданию Министерства культуры РФ для оценки последствий наводнения 2013 г. для сохранности петроглифов. Установлено, что в 2013 г. вода полностью закрывала валуны с изображениями в обоих пунктах, состояние территории и сохранность объектов в настоящее время аварийные. Во время весеннего ледохода продолжается процесс перемещения и переворачивания части базальтовых валунов. По этим причинам из 20 камней, описанных А. П. Окладниковым, в пункте 1 не удалось обнаружить шесть. Однако благодаря этим же естественным природным процессам в период с 2003 по 2014 гг. было выявлено 5 не учтенных ранее валунов с древними рисунками. В пункте 2 из 57 камней, описанных А. П. Окладниковым, в 2014 г. не удалось обнаружить 37. Большинство из них в момент исследований находилось под водой, а некоторые, вероятно, оказались смещенными, перевернутыми или погребенными под слоем иловых и песчаных наносов. Из-за повышенного уровня воды не удалось обследовать и 10 из 12 камней с петроглифами, которые были выявлены при проведении натурных исследований в рамках подготовки проекта зон охраны в 2003 г.

Следует отметить, что в летний период из-за колебаний уровня воды в Амуре продолжаются негативные для петроглифов процессы заиливания камней, отложения патины на поверхности. Зафиксированы процессы деструкции, заключающиеся в растрескивании и расслоении поверхности камней, разрастании лишайника, мха, кустарника.

По территории пункта 1 в направлении с запада на восток проложена полевая дорога, которая, особенно в летний период, активно используется для проезда на автотранспорте, попытки со стороны администрации села перекрыть проезд железобетонными блоками остаются неэффективными.

На территории пункта отмечены следы разведения костров и в незначительном количестве бытовой мусор. Современные посетительские надписи представлены как на камнях без петроглифов, так и на некоторых валунах с древними изображениями (камни № 4, 6, 14), также на камнях № 6 и 17 отмечены следы непрофессионального снятия силиконовых копий.

Факт выявления новых изображений, как в пункте 1, так и в пункте 2 сика-чи-алянских петроглифов, еще раз подтверждает, что памятник является своего рода «живой» системой: камни могут оказаться перемещенными, перевернутыми, замытыми песком или илом, а не утраченными бесследно.

Помимо работ на Сикачи-Аляне, в 2014 г. проведено натурное обследование Шереметьевских петроглифов, расположенных на правом берегу р. Уссури между селами Шереметьево и Кедрово. По публикации А. П. Окладникова известно три скопления на вертикальных скальных выходах, а в период с 2001 по 2014 гг. обнаружено еще 5 пунктов с петроглифами на отдельно лежащих валунах.

Территория в районе локализации петроглифов представляет собой гористую местность с мысовидными прирусловыми террасами, прорезанными глубокими оврагами, по которым осуществляется водоток сезонных ручьев. Вплотную к обнажениям подходит полоса густого широколиственного леса с преобладанием дуба, а в береговой полосе распространены участки с тальниковыми зарослями. По правому берегу Уссури от с. Шереметьево до с. Кедрово помимо петроглифов выявлено 13 археологических памятников (поселений и городищ), относящихся к эпохам неолита, раннего железного века и средневековья.

По фарватеру р. Уссури проходит государственная граница между Россией и КНР. Хотя территория, на которой расположены петроглифы, относится к пограничной зоне, это не является препятствием для негативного антропогенного воздействия: многочисленны выполненные краской и прочерченные современные надписи. Особенно от вандализма пострадал третий пункт шереметьевских петроглифов.

В 2014 г. отмечено, что в пункте 1, ближе всего расположенному к с. Шереметьево, сохранился лишь один рисунок – подновленное изображение лошади и всадника, остальные 5 изображений при многократных осмотрах выявить не удалось, вероятнее всего, они были утрачены, поскольку скальный массив разрушен многочисленными трещинами и сколами. Во втором пункте отмечается наличие всех 20 рисунков, общее состояние которых аварийное в силу негативного воздействия природного генезиса.

Характерной особенностью скальных базальтовых массивов с древними рисунками на р. Уссури является их интенсивное зарастание лишайниками. Это один из основных негативных природных факторов. Рост лишайника способствует деструкции камня, препятствует обзору и выявлению границ наскальных изображений ( Дэвлет , 2002). Петроглифы, которые находятся на высоте 3-х и более метров (в особенности в пункте 2) и не подвержены воздействию реки во время паводков, частично (а порой и полностью) покрыты лишайниками.

В пункте 3 из семи петроглифов, описанных Н. Альфтаном и А. П. Окладниковым, выявляется только пять, общее состояние аварийное, этот пункт сильнее всего пострадал от посетительских надписей. Под слоем краски оказался скрыт рисунок 4 – крупная, выбитая глубоким и широким желобком личина.

До настоящего времени все известные на Уссури петроглифы были сосредоточены на вертикальных скальных выступах, хотя высказывались предположения, что их также следует искать на отдельных каменных глыбах. Ведь именно на прибрежных валунах выбита основная масса петроглифов Сикачи-Аляна. Однако прибрежные камни подвержены подвижке и перемещению во время весеннего ледохода, интенсивно покрыты лишайниками, кроме того поиски затрудняют густые тальниковые заросли. Однако эти препятствия не помешали обнаружить в 2012–2014 гг. недостающее звено в галерее наскального искусства Шереметьевских скал — петроглифы на отдельно лежащих базальтовых валунах, получившие порядковые номера по пунктам в продолжение уже известным.

Пункт 4. Расположен на правом берегу р. Уссури, в 5,38 км к северо-востоку от северной окраины с. Шереметьево и в 0,75 км к юго-западу от пункта 3, в 6 м от края первой надпойменной террасы. На наклонной плоскости округлого базальтового валуна выбита простая контурная личина округлой формы. Углублениями в виде лунок обозначены глаза и нос, ниже широкой дугообразной полосой показан рот. Состояние аварийное: зафиксированы природные трещины и сколы близ изображения, негативное влияние колебаний уровня воды и сезонных температур, ветровая эрозия.

Пункт 5 расположен в 3,38 км к северо-востоку от северной окраины с. Шереметьево и в 1,2 км к северо-востоку от пункта 2. Камень находится в затапливаемой зоне, видеть его можно только при низком уровне воды в р. Уссури. На одной из сторон относительно небольшого округлого камня выбито три рисунка, обращённых в противоположную от реки сторону. Извилистым желобком показано тело змеи с отчетливо выделенной головой, левее сплошным пикетажем выполнены фигуры двух птиц. Одна – возможно, хищник – с мощным туловищем и выделяющимся клювом, широким хвостом и лапами. Вторая весьма похожа на цаплю, проработано характерное овальное туловище, вытянутая шея и длинный острый клюв. Лапы цапли показаны укороченными, словно она стоит в воде во время охоты. Подобные изображения птиц ранее не были известны в комплексе Шереметьево. Состояние петроглифов в пункте 5 аварийное, зафиксированы природные сколы близ изображений, затирание рисунков под действием льда и песка, негативное влияние колебаний уровня воды и сезонных температур, ветровая эрозия. Требуется проведение мероприятий по перемещению камня от уреза воды на безопасное расстояние.

Пункт 6 расположен в 3,3 км к северо-востоку от северной окраины с. Шереметьево и в 1,1 км к северо-востоку от пункта 2, в 8 м от края первой надпойменной террасы. Камень, вероятно, перевернут на 180º. На южной вертикальной плоскости камня выбиты личина округлой формы, отпечатки звериных следов (вероятнее всего, тигра), а также на углу трех сходящихся граней небольшая овальная личина с утратами от сколов поверхности камня.

Состояние петроглифов аварийное: многочисленны природные трещины и сколы, в том числе вблизи изображений; отмечено биопоражение, негативное влияние колебаний уровня воды и сезонных температур, ветровая эрозия.

Пункт 7 расположен в 3,27 км к северо-востоку от северной окраины с. Шереметьево и в 1,07 км к северо-востоку от 2 пункта, в 7 м от края первой надпойменной террасы. На западной наклонной грани относительно небольшого валуна широким желобком выбита крупная выразительная личина со сложной проработкой деталей. В полуметре в направлении реки обнаружен искусственно обработанный камень в виде лягушки. Общее состояние петроглифов удовлетворительное, зафиксированы незначительные деструкции в виде старых природных сколов, биопоражение.

Пункт 8 выявлен в 2014 г., расположен в 2,75 км к северо-востоку от северной окраины с. Шереметьево и в 0,37 км к северо-востоку от северной оконечности пункта 2. Камень находится в редко затапливаемой зоне, на краю второй надпойменной террасы, в 10 м к востоку от берега реки. На северной плоскости небольшого округлого базальтового валуна, который на 1/3 заглублен в грунт, рельефным широким желобом проработаны довольно крупные (до 0,5 м) изображения двух водоплавающих птиц, возможно, уток или гусей. Птицы расположены одна за другой, головами обращены к реке. Общее состояние камня аварийное: многочисленны природные трещины и сколы, в том числе близ изображений; документируется биопоражение, негативное влияние колебаний уровня воды и сезонных температур, ветровая эрозия.

Эти ранее неизвестные петроглифы пополнили коллекцию изображений птиц в наскальном искусстве Шереметьево.

Список литературы О результатах обследования петроглифов Сикачи-Аляна и Шереметьево в 2014 г

  • Дэвлет Е.Г., 2002. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. М.: Научный мир. 256 с.
  • Дэвлет Е.Г., Ласкин А.Р., 2014. К изучению петроглифов Амура и Уссури//КСИА. Вып. 232. С. 8-31.
  • Ласкин А.Р., Дэвлет Е.Г., 2013. Новые петроглифы на реке Уссури в Хабаровском крае//Проблемы истории, филологии, культуры. Вып. 4(42). М.; Магнитогорск; Новосибирск. С. 209-216.
  • Окладников А.П., 1971. Петроглифы Нижнего Амура. Л.: Наука. 329 с.
  • Devlet E., 2008. Rock art studies in Northern Russia and the Far East, 2000-2004//Rock Art Studies. News of the World/Eds.: P. Bahn, N. Franklin, M. Strecker. Vol. 3. Oxford: Oxbow Books. P. 120-137.
  • Devlet E., 2012. Rock art studies in Northern Russia and the Far East//Rock art studies. News of the World/Eds.: P. Bahn, N. Franklin, M. Strecker. Vol. 4. UK: Oxford: Oxbow Books. P. 124-148.
Статья научная