О роли птиц в эпизоотологии сибирской язвы
Автор: Колонин Геннадий Владимирович
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1397 т.26, 2017 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Колонин Г.В. 1972. О роли птиц в эпизоотологии сибирской язвы // Орнитология 10: 345.
Короткий адрес: https://sciup.org/140156877
IDR: 140156877
Текст краткого сообщения О роли птиц в эпизоотологии сибирской язвы
Г. В. Колонин
Второе издание. Первая публикация в 1972*
Сибирская язва – болезнь преимущественно сельскохозяйственных млекопитающих и в настоящее время распространена почти по всему земному шару. Птиц эта инфекция не поражает. Тем не менее, в эпизоотологии сибирской язвы птицы играют немаловажную роль, участ-
Колонин Г.В. 1972. О роли птиц в эпизоотологии сибирской язвы // Орнитология 10 : 345.
вуя в рассеивании опор возбудителя и заражая новые участки территорий. При этом первостепенное значение имеют трупоядные птицы.
Обязательным условием непрерывности циркуляции возбудителя сибирской язвы (грамположительная спорообразующая бактерия Bacillus anthracis Cohn, 1872) является обсеменение почвы спорами после гибели больных животных. Однако если целостность трупа не нарушена, бациллы сибирской язвы в трупе в отсутствие свободного кислорода не спорулируют и погибают. В силу этого деятельность трупоядных птиц оказывает положительное влияние на циркуляцию возбудителя: разрушение трупов способствует спорообразованию бацилл, а растаскивание частей трупа приводит к широкому осеменению почвы спорами.
В результате экспериментальных исследований оказалось, что птицы, питаясь инфицированным мясом, могут в течение длительного времени выделять споры возбудителя с экскрементами. Так, у ворон возбудитель обнаруживается в экскрементах в течение 9 дней, у коршуна — 12 дней (Kraneveld, Mansjoer 1941). Способность птиц длительный срок выделять опоры сибирской язвы с экскрементами создаёт условия для широкого и диффузного рассеивания инфекции в природе. Наибольшее значение при этом придаётся грифам — крупным и многочисленным птицам-некрофагам, обитающим в степях, саваннах и пустынях Евразии, Африки и Америки. Грифы переносят возбудителя сибирской язвы не только на ногах и клюве, но и распространяют его с погадками и фекалиями (Morris 1912). Опоры возбудителя неоднократно обнаруживали в помёте грифов у их гнезда (Williams 1932). Купаясь и утоляя жажду в мелких водоёмах, используемых животными в качестве водопоев, грифы заражают их, что приводит к вспышкам болезни. Это подтвердили полевые наблюдения во время эпизоотии сибирской язвы в Крюгер-Парке (Pienaar 1961). Весьма характерно, что наиболее сильно поражены сибирской язвой территории, где грифы многочисленны — Тропическая Африка, Индонезия, Чили и др. Полевые исследования в Чили показали, что причиной широкого заражения пастбищ являются два вида грифов — американская чёрная ка-тарта Coragyps atratus и гриф-индейка Cathartes aura , в помёте которых постоянно обнаруживались споры сибирской язвы. В качестве одной из мер борьбы был рекомендован отстрел грифов (Bullock 1966).
В тундре активно участвуют в рассеивании опор возбудителя чайки и во́роны Corvus corax , во множестве кормящиеся на трупах северных оленей Rangifer tarandus (Николаевский 1966).
Особую опасность для человека и домашнего окота представляют синантропные птицы, участвующие в распространении спор сибирской язвы. В результате последования домовых воробьёв Passer domesticus в Великобритании, где заболеваемость сибирской язвой имеет сравни- тельно низкий уровень, неожиданно оказалось, что 2% этих птиц являются носителями сибиреязвенных cпор (Shrewsbury, Barson 1962). Весьма вероятно, что в странах с высокой заболеваемостью процент заражённых воробьёв может быть ещё выше.
Перелетая на большие расстояния, птицы могут заносить сибирскую язву в районы, свободные до этого от инфекции. Так, в 1962-1963 годах в национальном парке Канады Вуд Баффало вспыхнула эпизоотия сибирской язвы среди бизонов Bison bison . Никогда ранее эта болезнь ни здесь, ни на прилежащих территориях не отмечалась. Предполагается, что инфекцию в заповедник занесли птицы (Cousineau, McClenaghan 1965).
В связи с вышеизложенным орнитологам следует больше обращать внимания на деятельность птиц-некрофагов, особенно в южных районах нашей страны, где ещё наблюдаются случаи заболевания животных сибирской язвой.