О семантике андроновского орнамента

Автор: Кукушкин И.А.

Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran

Рубрика: Исследования керамики

Статья в выпуске: 251, 2018 года.

Бесплатный доступ

Особенностью сакрально-декоративного андроновского искусства является восприятие и реализация религиозно-мифологических представлений об окружающем мире через призму знаково-геометрической системы, ярко выраженную в керамической орнаментальной традиции и ритуально-магических украшениях женского погребального костюма. Очевидно, округлое днище горшков в перевернутом виде выступает в качестве семантического верха, сакрального центра, вокруг которого осуществляется круговое движение, видимо связанное с представлениями о небесной колеснице, символика которой ассоциировалась с меандрово-свастическим орнаментом. Предполагается, что таким образом изображалось Великая богиня и близнецы, которые в облике лошадей-птиц везут свою мать или сестру. Обычно она предстает в облике женщины или зоо-орнитоморфного персонажа. Причем округлое днище сосуда - это всевидящее око божества, которое иногда может быть дополнено свастикой-колесницей.

Еще

Религиозно-мифологический, семантика, андроновский, жертвенник, орнамент, свастический, колесница

Короткий адрес: https://sciup.org/143164042

IDR: 143164042

Список литературы О семантике андроновского орнамента

  • Акишев К. А., 1992. Происхождение «звериного» стиля в изобразительном искусстве саков//Маргулановские чтения-1990: сб. материалов конф. Ч. I. М. С. 4-9.
  • Бадер О. Н., 1971. Бронзовый нож из Сеймы с лошадьми на навершии//КСИА. Вып.167. С. 98-103.
  • Бессонова С. С., 1983. Религиозные представления скифов. Киев: Наукова думка. 139 с.
  • Генинг В. Ф., Зданович Г. Б., Генинг В. В., 1992. Синташта. Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. Ч. 1. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во. 408 с.
  • Горячев А. А., Егорова Т. А., 2011. Художественное своеобразие и семантический анализ образов «солнцеголовых» эпохи бронзы урочища Тамгалы в свете материалов письменной и изобразительной традиции древних цивилизаций//История и археология Семиречья. Вып. 4. Алматы: Родничок. С. 27-47.
  • Елизаренкова Т. Я., 1989. «Ригведа» -великое начало индийской литературы и культуры//Ригведа. Мандалы I-IV. М.: Наука. С. 426-762.
  • Зданович Д. Г., Куприянова Е. В., 2010. Лошади и близнецы: к «археологии ритуала» Центральной Евразии эпохи бронзы//Аркаим -Синташта: древнее наследие Южного Урала. Ч. 1. Челябинск: Челябинский гос. ун-т. С. 130-161.
  • Зотова С. В., 1965. Ковровые орнаменты андроновской керамики//Новое в советской археологии. М.: Наука. С. 177-181. (МИА; № 130.)
  • Иванов В. В., 1972. Отражение индоевропейской терминологии близнечного культа в балтийских языках//Балто-славянский сборник. М.: Наука. С. 193-205.
  • Кирюшин Ю. Ф. Шульга П. И., 1996. Андроновское погребение на р. Чарыш//Известия Алтайского государственного университета. № 2. С. 33-38.
  • Ковтун И. В., 2016. Андроновский орнамент (морфология и мифология). Казань: Казанская недвижимость. 547 с.
  • Кузьмина Е. Е., 1986. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе: Илим, 1986. 134 с.
  • Кузьмина Е. Е., 2008. Классификация и периодизация памятников андроновской культурной общности. Актобе: ПринтА. 358 с.
  • Кукушкин И. А., 2004. Семантика массовых захоронений лошадей в царских курганах ранних кочевников//Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии. Барнаул: АГУ. С. 276-283.
  • Кукушкин И. А., 2007. Мировоззренческие аспекты культуры населения финальной бронзы Центрального Казахстана//Историко-культурное наследие Сарыарки. Караганда: Е. А. Сытин. С. 133-150.
  • Кукушкин И. А., Кукушкин А. И., 2015. Некоторые итоги исследований могильника Танабай//Казахское ханство в потоке истории: сб. науч. статей, посвящ. 550-летию образования Казахского ханства. Алматы: Ин-т археологии им. А. Х. Маргулана. С. 670-681.
  • Лопатин В. А., 2010. Покровский культурный комплекс поселения Нижняя Красавка-II (по материалам исследований 2007-2009 годов)//Археология Восточно-Европейской степи. Саратов: Наука. С. 126-156.
  • Маргулан А. Х., Акишев К. А., Кадырбаев М. К., Оразбаев А. М., 1966. Древняя культура Центрального Казахстана. Алма-Ата: Наука. 436 с.
  • Михайлов Ю. И., 1990. Орнамент андроновского керамического комплекса (проблема анализа и интерпретации): автореф. дис. … канд. ист. наук. Кемерово. 18 с.
  • Михайлов Ю. И., 2001. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы). Кемерово: Кузбассвузиздат. 363 с.
  • Молодин В. И., Нескоров А. В., 2010. Коллекция сейминско-турбинских бронз из Прииртышья (трагедия уникального памятника -последствия бугровщичества XXI века)//АЭАЕ. № 3 (43). С. 58-71.
  • Рудковский И. В., 1992. Элементы и мотивы в орнаментике (по андроновским материалам)//Маргулановские чтения-1990: сб. материалов конф. Ч. I. М. С. 40-43.
  • Рудковский И. В., 2013. Андроновская орнаментика в контексте системообразующих инвариантов. Алматы: Хикари. 192 с.
  • Рудковский И. В., 2014. Археология Западной Сибири: симметрометрия археологических орнаментов. Томск: ТГПУ. 124 с.
  • Самашев З. С., 1992. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма-Ата: Гылым. 288 с.
  • Сарианиди В. И., 2001. Некрополь Гонура и иранское язычество. М.: Мир-Медия. 246 с.
  • Сметанина Т. В., 2011. Орнамент керамики как объект интерпретации//Маргулановские чтения-2011. Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева. С. 118-123.
  • Стефанов В. И., Корочкова О. Н., 2006. Урефты I: зауральский памятник в андроновском контексте. Екатеринбург: Уральский ун-т. 160 с.
  • Ткачев В. В., 2002. Относительная хронология культурных образований конца эпохи средней -начала поздней бронзы в степном Приуралье//Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 1. С. 48-64.
  • Топоров В. Н., 2000. Ашвины//Мифы народов мира. Т.1. М.: БРЭ. С. 144-145.
  • Усманова Э. Р., 2005. Могильник Лисаковский I: факты и параллели. Караганда: Карагандинский гос. ун-т; Лисаковск: Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья. 232 с.
  • Усманова Э. Р., 2010. Костюм женщины эпохи бронзы. Опыт реконструкции. Караганда: Карагандинский гос. ун-т; Лисаковск: Лисаковский музей истории и культуры Верхнего Притоболья. 176 с.
  • Shvets I., 2012. Studien zur felsbildkunst Kasachstans. Darmstad; Mainz: Von Zabern. 267 p. (Materialien zur archaologie Kasachstans; Bd. 1.)
Еще
Статья научная