О семиотическом анализе мифологических дискурсов

Автор: Прилуцкий Александр Михайлович

Журнал: Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология @philology-tversu

Рубрика: Вопросы теории

Статья в выпуске: 2, 2015 года.

Бесплатный доступ

Статья представляет собой опыт анализа семиотических особенностей формирования и развития мифологических дискурсов. Автор даёт обоснование того, что развитие религиозного дискурса происходит в результате распада древнейших связных представлений, фиксирующих мировосприятие, в котором «небо» и «божество» не разграничиваются, но выступают как олицетворения единого, и прослеживает связь между «небом» и «божественным» в раз личных религиозных традициях. Подобное представление мира в статье трактуется как разновидность магического символизма. Доказывается, что генетически миф восходит к высказыванию на естественном языке, позднее получившем (в силу особой прагматики мифологической коммуникации) ритуализованную форму, создаваемую специальным языком.

Еще

Мифологический дискурс, миф, мифологическая коммуникация, магический символизм, семиозис

Короткий адрес: https://sciup.org/146121672

IDR: 146121672

Список литературы О семиотическом анализе мифологических дискурсов

  • Алефиренко Н.Ф. Когнитивная семантика в аспекте лингвосемиозиса//Известия Российск. гос. педагогич. ун-та им. А.И.Герцена, Общественные и гуманитарные науки. 2007. № 9 (46). С. 28-38.
  • Андреева В.А. Литературный нарратив: текст и дискурс//Известия Российск. гос. педагогич. ун-та им. А.И. Герцена, Общественные и гуманитарные науки. 2007. № 9 (46). С. 61-71.
  • Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс.1994. 616 с.
  • Батуева А.А. Некоторые проблемы исторической семантики индоевропейских языков//Вопросы филологии. 2006. № 2 (23). С. 86-90.
  • Бубер М. Образы добра и зла//Два образа веры. М.: Республика, 1995. С. 127-139 (Buber M. Bilder von Gut und B?se. Heidelberg, 1964).
  • Доусон К.Г. Религия и культура. СПб.: Алетейя, 2001. 281 с.
  • Иванов В.В., Топоров В.Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах//Типологические исследования по фольклору. Памяти В.Я. Проппа. М.: Наука, 1975. С.44-76.
  • Кимелев Ю.А. Философия религии (систематический очерк). М., 1999. 424 с.
  • Лескин Д. Спор об имени Божием. Философия имени в России в контексте афонских событий 1910-х гг. СПб.: Алетейя, 2004. 368 с.
  • Лотман Ю.М. Семиотика культуры и понятие текста//Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академич. проект, 2002. С.84-93.
  • Лотман Ю. М. Символ в системе культуры//Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академич. проект, 2002. С.211-226.
  • Маковский М.М. Семиотика языческих культов. Мифопоэтические этюды//Вопросы языкознания. 2002. N 6. C. 55-81.
  • Мамфорд Л. Миф машины. М.: Логос, 2001. 284 c.
  • Марков Б.В. Человек в пространстве культуры. СПб.: Алетейя, 1995. 304 с.
  • Махлина С.Т. Семиотика сакрально-религиозных представлений. СПб.: Алетейя, 2008. 170 с.
  • Мелетинский Е.М. Возникновение и ранние формы словесного искусства//История всемирной литературы. М.: Наука, 1983. Т.1. С. 23-52.
  • Розин В. Семиотические исследования. М.: Университетская книга. 2001. 256 с.
  • Франкфорт Г. и Г.А. Миф и реальность//В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. СПб.: Амфора, 2001. С.7-41.
  • Шайд Дж. Религия римлян. М.: Новое издание, 2006. 280 с.
  • Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 496 с.
  • Friesen S.T. Myth and Symbolic Resistance in Revelation 13//Journal of Biblical Literature. 2004. Vol. 123 (2). Pp. 281-313.
  • Rainbow J. The Song of Songs and the Testament of Solomon: Solomon's Love Poetry and Christian Magic//Harvard Theological Review. 2007. Vol. 100 (3). Pp. 249-274.
Еще
Статья научная