О северной границе распространения пустынной Sylvia nana и рыжехвостой Erythropygia galactotes славок в Приаральских Каракумах

Автор: Чельцов-Бебутов Александр Михайлович

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 1123 т.24, 2015 года.

Бесплатный доступ

Второе издание. Первая публикация: Чельцов-Бебутов А.М. 1978. О северной границе распространения пустынной и рыжехвостой славок в Приаральских Каракумах // Биология птиц в Казахстане. Алма-Ата: 155-156.

Короткий адрес: https://sciup.org/140154979

IDR: 140154979

Текст краткого сообщения О северной границе распространения пустынной Sylvia nana и рыжехвостой Erythropygia galactotes славок в Приаральских Каракумах

А.М.Чельцов-Бебутов

Второе издание. Первая публикация в 1978*

В литературе установилось мнение, что северный предел распространения пустынной славки Sylvia nana в районе Аральского моря находится в центральной части Приаральских Каракумов (Долгушин 1955; Корелов 1972). Примерно там же проходит граница ареала рыжехвостой славки, или тугайного соловья Erythropygia galactotes . По наблюдениям С.Н.Варшавского и М.Н.Шилова (1960), современная северная граница распространения рыжехвостой славки проходит по 46°30' с.ш. на западе и по 46°45' с.ш. на востоке территории Приа-ралья. Тем самым, северные границы ареалов этих двух типичных пустынных птиц рассекают относительно однородный массив Приараль-ских Каракумов, что орнитологически не совсем понятно.

Между тем, ещё в 1956 году, впервые попав на эту окраину Приа-ральских Каракумов, мы нашли там этих птиц весьма обыкновенными. Прокладывая автомобильный маршрут с севера на юг по Тургайской ложбине, мы достигли 19 июля чинков Челкар-Тениза в урочище Ма-шай и через проход Машай-чинк, примечательный своими останцами из пестроцветных глин, спустились в восточную часть озера. Примерно в 30 км к югу от чинков глинистая пустыня с чернополынно-кокпеко-во-биюргуновыми комплексами сменились бугристыми песками с кустами жузгуна. В этом отроге Приаральских Каракумов на протяжении 11 км автомобильного учёта было отмечено 5 пустынных славок. Далее маршрут пересёк долину речушки Жингил-Озек, по которой снеготалые воды в некоторые годы поступают в восточную часть озера Чел-кар-Тениз. Здесь среди растущих вдоль сухого русла кустов тамарикса и селитрянки были добыты две пустынные славки – взрослый самец и молодая птица, хвост которой отрос только на две трети. К югу от долины Жингил-Озека начались песчаные гряды с деревцами сюзена. В этом массиве, носящем название песков Баюкуткум (примерно 40 км южнее чинков) было встречено 8 пустынных славок. Здесь же вблизи посёлка Каракумы на небольшой пешей экскурсии утром 20 июля был добыт ещё один взрослый самец пустынной славки (все экземпляры хранятся в коллекции кафедры биогеографии Московского университета). Там, где были кусты жузгуна и деревца сюзена, пустынные славки встречались практически на каждые 100-200 м пешего хода. Почти столько же обычными оказались и рыжехвостые славки, хорошо нам знакомые по встречам с ними в мае 1948 года в Северных Кызылкумах. Спутать эту птицу с кем-нибудь в полевых условиях, на что справедливо указывал М.Н.Корелов (1972), невозможно.

Начавшийся свирепый суховей и неполадки в машине прервали наши наблюдения и вынудили нас срочно возвращаться этим же путём. На границе изолированного пятна песков, окружённого глинистой пустыней, значительно севернее, чем на первоначальном маршруте (19 км южнее чинков), была отмечена одна пустынная славка. Там же держался одиночный пустынный серый сорокопут Lanius excubitor pal-lidirostris , что даёт некоторые основания предполагать, что и эта птица распространена значительно севернее, нежели принято считать (Ко-релов 1970). В тот же день, 20 июля 1956, при пересечении сухого русла речки Тегене в кустах тамарикса встречены 3 пустынных славки, накануне здесь незамеченные. Эта точка, лежащая всего в 16 км к югу от Машай-чинка, должна считаться крайним северным пределом распространения S. nana . Как видно, эта птица по кустам, растущим вдоль русел временных водотоков, выходит даже несколько севернее границ собственно песчаной пустыни. E. galactotes севернее посёлка Каракумы а песках Баюкуткум нами не отмечена. Оба вида не встречены также в изолированном пустынном массиве песков урочища Тауп и в полупустынных песках Каратозган и Тосынкум (Тусум).

Таким образом, есть основания считать, что S. nana и E. galactotes населяют Приаральские Каракумы вплоть до самых северных их пределов, то есть приблизительно до 48° с.ш. Разумеется, почти с равной вероятностью можно предполагать как продолжающееся расселение этих птиц к северу (Варшавский 1959; Варшавский, Шилов 1960), так и их давнее там обитание, попросту остававшееся неизвестным. Так или иначе, но северная граница ареалов этих птиц, как оказалось, находится практически в полном соответствии с распространением биотопически свойственного им ландшафта северной песчаной пустыни.

Список литературы О северной границе распространения пустынной Sylvia nana и рыжехвостой Erythropygia galactotes славок в Приаральских Каракумах

  • Варшавский С.Н. 1959. Изменение ареалов и численности птиц в Северном Приаралье и Актюбинско-Мугоджарской области за последние 50-60 лет//2-я Всесоюз. орнитол. конф.: Тез. докл. М., 3: 48-50.
  • Варшавский С.Н., Шилов М.Н. 1960. Расширение ареала и расселение рыжей славки в Северном Приаралье за последние 30-40 лет//Материалы к конф. по вопросам зоогеографии суши. Алма-Ата: 25-26.
  • Долгушин И.А. 1955. Основные закономерности распространения птиц в Казахстане. Автореф. дис. … докт. биол. наук. Л.
  • Корелов М.Н. 1970. Семейство Сорокопутовые -Laniidae//Птицы Казахстана. Алма-Ата, 3: 364-399.
  • Корелов М.Н. 1972. Род Славка -Sylvia//Птицы Казахстана. Алма-Ата, 4: 153-205.
Краткое сообщение