О северной границе распространения вальдшнепа Scolopax rusticola на востоке европейской части России

Автор: Скуматов Дмитрий Валентинович

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 910 т.22, 2013 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140153638

IDR: 140153638

Текст статьи О северной границе распространения вальдшнепа Scolopax rusticola на востоке европейской части России

Проанализировав опубликованные данные о встречах вальдшнепа Scolopax rusticola на севере европейской части России, С.А.Фетисов (1998) заключил, что вопрос о границе распространения птиц этого вида на Севере Европы остаётся открытым. Ниже изложены результаты собственных наблюдений, собранные и обработанные опросные данные, а также полученные ведомственные сведения, которые касаются этого вопроса.

С 15 июня по 7 июля 2006 отрабатывали пешие маршруты с учётом птиц по северной границе лесотундры от реки Печоры на востоке до реки Большая Мутная на западе (далее до мыса Святой Нос). Маршруты выполняли преимущественно в широтном направлении.

17 июня и 19 июня в первой половине «ночи» самец вальдшнепа тянул над островком елового редколесья (67°34' с.ш., 51°57' в.д.) расположенного к северу от посёлка Хонгурей, над ивняками и над ельником у озера Хонгурей. В обоих случаях не было оснований предполагать, что летало более одной птицы.

Западнее, в полосе елово-берёзового редколесья по берегам реки Седуиха, которую мы пересекли маршрутами дважды в «ночное» время и один раз на её берегу ночевали, вальдшнепы не встречены.

Островки редколесий, расположенные между реками Седуиха и Моховая и между реками Моховая и Хвостовая, мы проходили в то время суток, когда вальдшнепы не тянут, поэтому вероятность их обнаружения была близка к нулю. Один вальдшнеп был вспугнут с земли в редколесье между реками Хвостовая и Сойма.

30 июня 2006 в середине «ночи» на краю участка леса между Сор-ванскими озёрами и сопкой Болванская-Сорванская (67°32' с.ш., 49° 48' в.д.) вальдшнепы протянули не менее 3 раз над палаткой, установленной в берёзовых зарослях. Скорее всего, здесь «тянуло» несколько самцов.

В Большеземельской тундре во второй и третей декаде июля 2007 года пешими учётными маршрутами обследованы небольшой участок елово-берёзового редколесья в устье реки Колвавис, еловое редколесье между озером Нерую и рекой Адзьва и лесной участок к северу от метеостанции Хоседа-Хард. Маршруты также проходили преимущественно в «ночное» время. Вальдшнепы здесь не встречены.

В июне 2007 года сотрудник комитета охраны природы Ненецкого автономного округа С.А.Золотой сообщил нам, что в предыдущие годы он один раз видел вальдшнепа в лесотундре к югу от Нарьян-Мара, но тяги не наблюдал. В июле 2007 года сотрудник метеостанции Хоседа-Хард, проживающий в посёлке Харута, сообщил, что ранее он слышал тягу и видел вальдшнепов в окрестностях посёлка Харута.

Для оценки ситуации с вальдшнепом на севере Республики Коми обработаны данные анкет охотников-корреспондентов «Службы урожая» ВНИИОЗ. С 1995 года в летних анкетах есть вопрос о наличии или отсутствии неосновных охотничьих видов и редких видов зверей и птиц. В перечне таких видов упомянут и вальдшнеп. Корреспонденты могут дать оценку численности птиц (много, средне, мало). Либо они могут указать, встречался или не встречался им тот или иной вид животных в конкретном весенне-летнем сезоне. С 1995 по 2012 год большинство охотников-корреспондентов из округа города Печоры и Ижем-ского района отмечают присутствие вальдшнепа в охотничьих угодьях или дают оценку численности птиц этого вида. От охотников Усть-Ци-лемского района 6 анкет получены лишь в 2010 году. В 4 анкетах из этого района отмечено, что вальдшнепа «мало», в одной анкете — «средне» и в одной анкете — «не встречен». Из округа города Усинска поступало по одной анкете в год - в 2006, 2008, 2009, 2010 и 2012 годах. Присутствие вальдшнепа отмечено охотником в 2006 году. От охотников округа города Инты поступало от 1 до 4 анкет ежегодно. До 2007 года ежегодно хотя бы в одной анкете было отмечено присутствие вальдшнепа, либо даны различные оценки численности птиц этого вида. С 2007 по 2012 год охотники отмечали в анкетах, что вальдшнеп им не встречается. С 1995 по 2012 год заполненные анкеты от охотников Воркутинского округа поступали ежегодно. Ни одного сообщения о встрече вальдшнепа из округа Воркуты не было.

По официальным данным, предоставленным охотдепартаментом Республики Коми, разрешения на добычу вальдшнепа выдают во всех вышеназванных муниципальных районах и городских округах, исключая округ Воркуты. В округе Инты в 2010 году на период весенней охоты было выдано 273 разрешения на добычу самцов вальдшнепа. После охоты возвращено было 119 разрешений. В возвращённых разрешениях охотники отметили добычу 20 вальдшнепов.

Из перечисленных выше фактов, в двух случаях возможны ошибки. Так, вальдшнепа, взлетевшего с земли, к западу от реки Хвостовой не было возможности хорошо разглядеть из -за высокого кустарника.

Вид птицы определён по характеру взлёта и скорости полёта (в основном по звуку). У Нарьян-Мара видели вальдшнепа, но не наблюдали тягу этих птиц. Неискушённому в полевом определении куликов охотнику вполне возможно спутать близко взлетевшего дупеля с вальдшнепом. Судя по собственному опыту можно сказать, что на фоне угнетённой древесной растительности лесотундры щур или свиристель иногда кажутся размером с рябинника, а коллеги ботаники, описывая серого сорокопута, говорили о птице размером с сороку. При этом необходимо отметить, что место встречи вальдшнепа около Нарьян-Мара расположено на той же широте, что и место тяги в 2006 году (к северу от посёлка Хонгурей), только восточнее примерно на 40 км (на правобережье Печоры). Место встречи вальдшнепа к востоку от реки Сойма расположено южнее найденных мест тяги этих птиц на 3-5 мин по географической широте.

Отсутствие или малочисленность находок орнитологами вальд -шнепа в лесотундре вполне объяснимы, поскольку вероятность обнаружения этих птиц на севере их ареала высока лишь в непродолжительный период со второй половины мая до начала июля, при обследовании участков лесной растительности с 21 до 4 ч. Трудно себе представить настоящего тундрового орнитолога, который будет тратить это время на обследование территории лесотундры в стороне от основных водотоков и крупных водоёмов, где нет обзора, где плоскобугристые торфяники и непромерзающие болота чередуются с массивами двухметровых ивняков и редколесий или участками бугристой тундры с ерником по пояс. Поэтому и подтверждение гнездования вальдшнепа на северном пределе его распространения получить мало реально. В нескольких километрах от места встречи вальдшнепов у Сорванских озёр, на склоне юго-западной экспозиции к Сорванскому Танюю есть участок сомкнутого елового леса, и кое-где там растёт осина. В этом месте гнездование лесных куликов вполне вероятно.

В 2006 году в Малоземельской тундре полевые исследования велись во второй половине июня; в дневные часы работать было невозможно из-за жары, поэтому маршрутные учёты птиц выполняли в основном с 17 до 9 ч; была необходимость строго следовать заданным маршрутам, намеченным в широтном направлении по лесотундре — всё это позволило встретить вальдшнепов. Возможно также, что погодные условия и ход весны этого года способствовали залётам вальдшнепов в лесотундру.

На основе опубликованных данных С.А.Фетисов (1998) отметил, что в 1932-1958 годах в районе Мезенской губы вальдшнепов на тяге обнаруживали в довольно большом числе. Тягу вальдшнепов в 40 км к югу от Нарьян-Мара наблюдали ещё в 1970-е годы (Естафьев 1995). На восточном склоне Полярного Урала этих птиц периодически встре- чают под 67° с.ш. (Соколов 2000). С учётом этих сведений и на основании изложенного выше логично заключить, что северная граница распространения вальдшнепа между Мезенской губой и Полярным Уралом как в прошлом, так и в нынешнем веке совпадает с северной границей распространения островов древесной растительности на склонах возвышенностей. По югу Большеземельской тундры эта граница приблизительно соответствует 67° с.ш., то есть совпадает с границей Республики Коми и Ненецкого автономного округа. В лесотундре у реки Печоры и на юге Малоземельской тундры вальдшнеп распространён на 0.5° севернее. Нужно отметить, что на Кольском полуострове гнездование вальдшнепа в 2013 году было установлено даже под Мурманском – в берёзово-ольховом лесу, в месте с координатами 68°58' с.ш., 33°10' в.д. (Большаков 2013). Очевидно, что нестабильные год от года погодные условия весны и лета, определяющие возможность расселения птиц на север и успешность их размножения, делают непостоянной северную границу распространения этих животных. В окрестностях городов Усинск и Инта вальдшнеп малочислен и встречается не каждый год. Это позволяет предположить, что к северу от 66° с.ш. вальдшнеп обитает в лесах не повсеместно и (или?) не ежегодно.

Автор искренне признателен всем охотникам, предоставившим информацию, использованную в настоящем сообщении.

Статья