О символической структуре калмыцкого народного костюма
Автор: Батырева К.П.
Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu
Рубрика: Культурология
Статья в выпуске: 11, 2007 года.
Бесплатный доступ
Костюм - это знак внутри традиционной системы культуры, и в то же время это система его собственных знаков. По взглядам кочевников Человек считается частью Вселенной, и через некоторое время прошло кочевое совесть, поставив человека в центр Вселенной, и поэтому мы можем сказать: «Человек - это микрокосмос в пространстве Макро Вселенной». Калмыцкая кочевая культура включает в себя разные традиции, но большинство из них были сформированы по стереотипу Центрально-Азиатской цивилизации - родины их предков, племен Ойрата. Явления архаического культа Огня играют большую роль в калмыцкой культуре, уходящей в мифологическую совесть Ойратов. В концепции Огня есть 3 уровня, соответствующие диапазонам человеческого существа: 1. Огонь - это Космическая сила природы, символизирующая солнечную фигуру. 2. Это создание человечества как камин в жилище кочевников, часть материального окружения. 3. Это индивидуальная энергия человека, его души. Последние являются основным моментом в культурной эволюции кочевников, реализуя роль человека в природе. Идея центра выражается в структуре калмыцкого костюма с помощью народного прикладного искусства. Традиционные красные вершины «улан-зала» шляпы из калмыков, доминирующий народный дресс-код, выражают глубочайший культурный смысл. Красный матовый калмыкский головной убор является признаком этноса в культурном пространстве. Цвет жизни - это образ жизненного пространства и современности, символ Солнца, Ярмарка и Человек.
Короткий адрес: https://sciup.org/148183665
IDR: 148183665
Список литературы О символической структуре калмыцкого народного костюма
- Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Париж, 1964.
- Батырева К.П. Калмыцкий народный костюм -материализованная картина мира//Этнокультурная концептосфера: общее, специфичное, уникальное: материалы междунар. науч. конф. -Элиста, 2006. -С.f 16-118
- Серебрякова М.Н. О знаковой функции народного костюма (на примере костюма невесты чепни в Турции)//Этнографическое изучение знаковых средств культуры. -Л.: Наука, 1989. -С.157
- Гегель Г., Сочинения. Т. VII. М.-Л., 1934.
- Скоррд^гмова Л.Г. Стихия огня и представления древних монголов о душе//Владимирцовские чтения -III. Доклады и тезисы всерос. науч. конф. (Москва, 25-26 октября 1993г.).-М., 1995.-С. 107-112
- Батракова С.П. Искусство и миф: Из истории живописи XX века. -М., Наука, 2002 -С. 86
- Сэр-Оджав Н. Монголын эртний туух. Улаанбаатар, 1977, с.74
- Мифы народов мира. Энциклопедия. -М., 1991. -Т. 2.
- Батоева Д.Б. Локализация загробного мира в мифологических представлениях монгольских народов. Международный конгресс монголоведов. Тезисы, часть П. -М., 2004. -С. 748.
- Бадмаева Г.Ю. Межкультурное взаимодействие в традиционном музыкальном инструментарии калмыков//Юг России: взаимодействие народов и культур. Элиста, 2005.-С. 157-173
- Халтаева Л. Генезис и эволюция бурдонного многоголосия в контексте космогонических представлений тюрко-монгольских народов: дис. канд. иск. Алма-Ата, 1991. -С.64.
- Самарина Л.В. Сохранение и растворение этнической идентичности в инокультурной среде (свидетельства антропологии цвета)//Тезисы V конгресса этнографов России. Нальчик, 2004. -С. 154