О статусе английского языка в современном многополярном мире

Автор: Акопян А.С., Гончарова Н.Л.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 5-1 (21), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема будущего развития и взаимодействия языков. Указываются факторы, обусловившие глобальный характер английского языка во 2-ой половине ХХ - начале ХХI века. Анализируются процессы, происходящие сегодня на геополитической арене, способные изменить «рейтинг» языков в современном многополярном мире.

Глобальный язык, геополитические процессы, статус языка, однополярный / биполярный /многополярный мир

Короткий адрес: https://sciup.org/140282357

IDR: 140282357

Текст научной статьи О статусе английского языка в современном многополярном мире

Вопросы функционирования языка как средства коммуникации всегда представляли огромный интерес для исследователей в самых разных областях гуманитарного и научно-технического знания. Сегодня, по данным каталога “Ethnologue: Languages of the World”, в мире насчитывается около 6900 языков. Какова динамика их развития и как они будут взаимодействовать в будущем? Поиском ответов на эти вопросы занимается лингвистическая прогностика – «деятельность, направленная на предсказание будущего состояния языков и обоснование тех процессов, которые к этому будущему состоянию способны привести» [2]. Если конкретизировать вышесказанное,    лингвистическая    прогностика рассматривает следующие, более частные вопросы: Какие изменения могут произойти в идиоэтнических (конкретных) языках на различных уровнях (фонетическом, лексико-грамматическом, синтаксическом, стилистическом и т. д.)? Будет ли меняться само функционирование языка как средства коммуникации? Изменится ли языковая карта мира (т. е. число и распространение языков на планете, их соотношение)? Каким будет международно-правовой статус идиоэтнических языков?

В рамках данной статьи мы попытаемся дать ответ на последний вопрос, являющийся, на наш взгляд, весьма актуальным на фоне процессов глобализации и формирования в результате современных геополитических процессов так называемого многополярного мира.

В отличие от однополярного мира с единственным доминирующим государством, которое стремится через свою идеологию, внешнюю политику, экономику, язык, культуру и т. д. распространить свое влияние на другие страны и подчинить их национальные интересы своим, многополярный мир допускает паритетное сосуществование нескольких стран (центров силы) с сохранением их права по-своему расставлять приоритеты во внутренней и внешней политике. Переходы от биполярного мира (Советский Союз vs США в 1946-1991 гг.) к однополярному (США в 1991-начало XXI в.) и, на данном этапе исторического развития, к многополярному были «болезненными» не только для вовлеченных в этот процесс государств, но и для всего мирового сообщества. Разрушение сложившихся внешнеполитических, экономических, культурных и других связей (чему мы в настоящий момент являемся свидетелями) чревато, как можно предположить, и изменением характера всех составляющих международной коммуникации. Кризис внутренней и внешней политики США и стран-членов Евросоюза, выдвижение на мировую арену других «игроков» (например, страны БРИКС), жесткое противостояние мусульманского и христианского миров, разные сценарии борьбы с терроризмом, предлагаемые главными политическими оппонентами – Россией и США, и многие другие реалии современной жизни дискредитировали США как государство, претендующее на свою «исключительность». Повлияет ли все это на утвердившийся за последние десятилетия международно-правовой статус английского языка как lingua franca – языка межэтнического общения?

Отправной точкой превращения английского языка из локального в глобальный считается 1607 год, когда в Новый Свет прибыли первые переселенцы из Европы. Количественный рост англоговорящего населения был спровоцирован судьбоносными историческими событиями (экспедиции английских мореплавателей в Азию, Австралию и Новую Зеландию, образование США, колонизация Африки и многих островов южной части Тихого океана, работорговля и – много позднее – отмена рабства, мировые войны и локальные конфликты с вмешательством США, демократизация большинства стран мира, «холодная война», создание военных и экономических блоков и др.). В полной мере английский язык стал доминировать на мировой арене после второй мировой войны. Наконец, его стремительному распространению в глобальном масштабе способствовало развитие информационных технологий и современной системы коммуникаций. Если изначально по-английски говорило всего лишь 4 миллиона британцев, то сегодня число англоговорящих достигло 2-х миллиардов, хотя родным он является лишь для 400 миллионов человек. Сегодня это язык-посредник в межэтническом общении, определяемый разными терминами – lingua franca, Global English, World English, international English, bridge language.

Факторы, способствующие глобализации современного английского языка, детально описываются в книге Д. Кристала «Английский язык как глобальный», которая стала классическим социолингвистическим трудом. Автор выделяет основные сферы деятельности человека, немыслимые без использования английского языка – международные отношения и СМИ, особенно Интернет, где около 75-80% информации представлено на английском языке. По мнению Д. Кристала, глобальным язык становится лишь в том случае, если его особенная роль признается во всех странах, если на нем говорит и считает его родным подавляющее большинство людей, если он является государственным языком, и если преподавание этого языка является приоритетным для большинства зарубежных стран [1].

До настоящего времени английский язык соответствовал всем вышеуказанным критериям. Однако сохранит ли он свои позиции в условиях многополярного мира? Все чаще высказывается мнение, что судьба английского языка как глобального сейчас не столь определенна. Так, Д. Грэддол отмечает: «Чем тщательнее исследуются исторические предпосылки и современные тенденции, тем очевиднее тот факт, что будущее английского гораздо сложнее, чем предполагалось. Оно таит в себе определенные проблемы для носителей языка и требует более глубокого осмысления» [4, с. 3].

Сегодня на международной арене все отчетливее проявляется тенденция использовать национальный язык как серьезный геополитический ресурс, «не только как средство культурологического общения, но и как инструмент формирования транстерриториальной среды, в границах которой государство стремится реализовать свои претензии на роль лидера в международных отношениях» [3, с. 102]. Так, в начале XXI в. во Франции, России, Испании и многих других странах ведется активная работа по распространению и «продвижению» своих языков в русле лингвофонических движений – франкофонии, русскофонии, испанофонии и др. с целью культурного и политического сближения всех говорящих на этих языках в разных странах. Подобные движения приводят к возникновению мощных международных лингвофонических организаций, деятельность которых можно расценивать как «широкий гуманитарный пласт внешней политики» [3, с. 102]. Очевидно, что в геополитическом контексте национальный язык может стать мощным средством продвижения национальных интересов того или иного государства за пределами его границ, а также одним из ключевых факторов обеспечения национальной безопасности.

Какие же языки могут составить конкуренцию английскому? Рассмотрим перспективы некоторых языков стать глобальными.

Как известно, стремительный рост экономики Китая и значительная открытость китайского общества породили огромный интерес к китайскому языку и способствовали его распространению. Однако он вряд ли сможет приобрести статус глобального из-за 1) иероглифической системы письменности, и 2) уникальной тоновой системы, непривычной для большинства народов мира [2].

Также растет популярность и значимость испанского языка. Этому способствует экономический рост и богатство культуры латиноамериканских стран, увеличение числа носителей испанского языка, его экспансия в США и желание носителей испанского говорить только на родном языке. В качестве альтернативы английскому испанский уже вводится во всех школах Бразилии, а Республика Тринидад и Тобаго заявляет о своем намерении стать испаноговорящей страной к 2020 г.

Французский, итальянский и немецкий языки, имея такие же конкурентные преимущества, но меньшее число говорящих, являются менее сильными претендентами. Конкурентные возможности русского языка сегодня незначительны из-за демографического неблагополучия русского этноса и ухудшения отношения части мирового сообщества к России [2].

Судя по всему, английский язык в ближайшее время все-таки будет удерживать статус важнейшего языка международного общения. По мнению Д. Кристала, процесс его распространения приобрел такие масштабы, что его, как критическую массу в физике, уже контролировать невозможно, и даже если в самой Великобритании произойдут социальные перемены, способные повлиять на использование в этой стране английского языка, это едва ли скажется на его мировом статусе [1, с. 232].

Список литературы О статусе английского языка в современном многополярном мире

  • Кристал Д. Английский язык как глобальный. М.: Весь Мир, 2001. - 240 с.
  • Паршин П. Языки мира через сто лет // Российский Совет по международным делам, 28.06.2012. Электронный ресурс: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=555#top-content
  • Ягья В. С., Блинова Н. В. Английский язык как фактор мировой политики // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.6. 2007, вып.4. - С. 102-107.
  • Graddol D. The Future of English? London: The British Council, 1997. -66 p.
Статья научная