О статусе малой поганки Tachybaptus ruficollis в Псковской области

Автор: Фетисов Сергей Анатольевич

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 757 т.21, 2012 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140152763

IDR: 140152763

Текст статьи О статусе малой поганки Tachybaptus ruficollis в Псковской области

За 120 лет, прошедших с начала орнитофаунистических исследований Псковского края, включая свыше 60 лет обследований водоёмов в современных границах Псковской области, орнитологи несколько раз высказывали соображения по поводу характера пребывания здесь малой поганки Tachybaptus ruficollis . Однако этот вопрос до сих пор остаётся открытым. Главная причина этого заключается в том, что в начале ХХ века гнездовой ареал малой поганки находился далеко за пределами нынешней Псковской области, а теперь его граница проходит уже по соседним территориям Белоруссии, Смоленской области, Латвии и Эстонии (Курочкин 1982; Граубица 1983; Никифоров 1990; Rootsmae 1994; и др.) или, возможно, даже по самой Псковской области. С другой стороны, сведения о пребывании малой поганки в области не только крайне малочисленны, но и, по мнению автора, сильно запутаны и не всегда достоверны. Поэтому он и предпринял очередную попытку обсудить и уточнить современный статус данного вида в Псковской области. К тому же сейчас такой анализ актуален в связи с началом работ по созданию региональной Красной книги.

Малая поганка в Псковской губернии . Единого мнения о характере пребывания малой поганки в Псковской губернии в конце XIX – начале ХХ века орнитологи не имели. Так, К.М.Дерюгин (1897) считал её очень редким пролётным видом, останавливающимся на больших озёрах, а Н.А. Зарудный (1910) – признавая, что она очень редка на пролёте – предполагал, что малая поганка изредка гнездится, например, на Псковско-Чудском озере. Если Дерюгин не привёл никакого фактического материала в подтверждение своей точки зрения, то Зарудный всё же располагал устными сведениями о том, что малую поганку в некоторые годы видели в первых числах второй декады мая (по новому стилю) на Тёплом озере около села Мтеж, относящегося в то время к Санкт-Петербургской губернии. Кроме того, Зарудный сам добыл 17 июня 1905 одну малую поганку на реке Кухве около села Бело-Никольское в Островском уезде.

Неоднозначно оценивали статус малой поганки в тот период и к западу и югу от Псковской губернии. В Минской губернии в начале ХХ века было доказано её гнездование (Долбик 1974). В Смоленской губернии единственный экземпляр этого вида был добыт Н.М.Пржеваль-ским в октябре в Поречском уезде, и В.В.Станчинский (1915) расценил этот факт как случайный залёт, хотя не исключал возможности и спорадического гнездования вида. С.И.Огнев (1909), проводивший исследования в Смоленской губернии в 1901-1904 годах, не отметил малую поганку вовсе. В западной части Латвии и в Эстонии, напротив, в 1890-1900-х годах регулярно добывали малых поганок или даже находили их загнездившимися, но регулярно стали отмечать не ранее середины ХХ века (Граубица 1983; Rootsmae 1994).

Оценивая распространение птиц на северо-западе России на начало ХХ века, В.Л.Бианки (1922) характеризовал малую поганку как залётный вид. Спустя 30 лет такое же мнение высказал Г.П.Дементьев (1951), который провёл границу ареала малой поганки вне Псковской области. На западе граница проходила по Калининградской области, Литве, возможно, Латвии, по Минской и Смоленской областям, а все встречи поганок на Северо-Западе европейской части России расценивались им как залёты. И действительно, из Псковской губернии в литературе больше не появилось никаких новых сведений, хотя в окрестностях Пскова и на Псковском, или Талабском озере, особенно в устье Великой, систематические наблюдения вели П.В.Нестеров и Я.Н.Ни-кандров (Нестеров, Никандров 1913а,б, 1914, 1915; Никандров 1913), а в Торопецком и Холмском уездах губернии (ныне районы, соответственно, Тверской и Новгородской областей), а также в Невельском и Себежском уездах Витебской губернии (теперь районы Псковской области) работали Г.Эсаулов (1878) и А.В.Федюшин (1926). В Псковский краеведческий естественно-научный музей экземпляры малой поганки также не поступали (Чистовский 1927).

В ХХ веке малая поганка расселялась к северу. В 1940-1950-х годах крайними северными её нахождениями в Белоруссии были некоторые озёра не только в Минской, но и в Витебской области, пограничной с Псковской (Долбик 1974). В 1976-1982 годах северную границу её ареала продолжали проводить вне Псковской области, но уже ближе к ней: от Латвии через Смоленскую и Воронежскую области* до низовьев Дона. Кроме того, стали чаще отмечать залёты в Эстонию, на Белое море, в Пермскую область, а в Эстонии и Белоруссии стали известны случаи зимовки (Иванов 1976; Курочкин 1982).

Малая поганка в Псковской области. На территории Псковской области первые сведения о малой поганке появились в литературе только в начале 1980-х годов, несмотря на интенсивные орнитологиче- ские исследования псковских и эстонских орнитологов в Гдовском и Псковском районах и особенно на Псковско-Чудском озере (Вероман 1961, 1963; Мешков 1974; Luigujoe 1999; Luigujoe, Kuresoo 2001; и др.). В Эстонии с 1970-х годов наблюдалось заметное увеличение частоты встреч и обнаружения фактов гнездования малой поганки. В 1980-х годах там ежегодно гнездилось до 10 пар (Rootsmae 1994). В Латвии же, по данным Я.А.Бауманиса, только на рыбоводных прудах гнездилось в тот период 80-100 пар (Граубица 1983).

В 1981 году Л.П.Урядова и Л.С.Щеблыкина (1981) сообщили о залёте малой поганки в Псковский район. В конце апреля 1979 года одну мёртвую особь нашли на шоссе Псков – Гдов, в 20 км к северу от Пскова. Затем орнитологи Ленинградского университета узнали, что летом 1975-1981 годов О.С.Русаков, руководитель Ленинградского отделения ВНИИОЗ, ежегодно встречал малых поганок на одном и том же небольшом пруду в верховьях Псковы в бывшей деревне Стража, где добыл одну птицу в середине сентября 1981 года (Мальчевский, Пукин-ский 1983а,б; Ильинский, Пукинский, Фетисов 1985). Учитывая это, а также сведения Зарудного (1910) о летнем пребывании малой поганки в Псковской губернии, А.С.Мальчевский и Ю.Б.Пукинский (1983а,б) предположили, что она может иногда гнездиться в бассейне Псковы, хотя ни гнёзд, ни выводков её найдено не было.

В 1993 году Л.П.Урядова и Л.С.Щеблыкина (1993а) предложили считать малую поганку очень редким гнездящимся видом Псковской области. Кроме того, по их данным (Урядова, Щеблыкина 1993б), малую поганку стали встречать в период миграций в Изборско-Мальской долине, а на осеннем пролёте её численность стала увеличиваться на территории федерального зоологического заказника «Ремдовский» (Урядова, Щеблыкина, Борисов 1999). Последнее заявление выглядит, правда, немного странным, потому что в послевоенный период малая поганка не фигурировала ни в одной из многочисленных статей с материалами об осенних мигрантах в районе Псковско-Чудского озера, кроме упомянутой выше статьи (Урядова, Щеблыкина 1993б), которая, кстати, относится не к Псковскому и Гдовскому, а к Печорскому административному району, не имеющему отношения к Ремдовскому заказнику. К тому же, этот вид не значился в списке птиц самого заказника, составленном Л.С.Щеблыкиной и Л.П.Урядовой (1998). Он был включён в список птиц водно-болотного угодья «Псковско-Чудская приозёрная низменность», частью которого является заказник «Ремдовский», лишь год спустя (Урядова, Щеблыкина, Борисов 1999).

Не подтверждённые фактами утверждения по поводу пребывания малой поганки были также сделаны в 1990-х годах В.Г.Кривенко с соавторами (1994), разрабатывавшими кадастр животного мира Псковской области. По их мнению, следовало ожидать сохранения тенденции увеличения численности малой поганки, наметившейся с 1970-х годов, поскольку этому способствуют потепление климата, эвтрофикация водоёмов и создание рыбоводных прудовых хозяйств. Более конкретные сведения появились позднее в экспертной характеристике состояния популяций редких видов птиц рамсарского водно-болотного угодья «Псковско-Чудская приозёрная низменность», подготовленной В.О.Ав-даниным с соавторами (1998). По их данным, малая поганка отмечалась летом и осенью в дельте Великой и на Чудском озере; её численность в угодье, по их оценке, вряд ли превышает 10-30 пар. Поскольку при этом не приводится никаких разъяснений, невольно напрашиваются два вопроса: во-первых, почему к западу, во всей Эстонии, куда малая поганка проникла гораздо раньше и где мест для её обитания ничуть не меньше, численность её популяции, тем не менее, в 2-3 раза меньше, чем на ограниченной территории псковского рамсарского угодья и, во-вторых, почему в указанных местах (в дельте Великой, на Псковском и Тёплом озёрах), где в послевоенный период работали и участвовали в проектировании данного угодья многие псковские и петербургские орнитологи, ни одна пара малых поганок не была ими зарегистрирована?

С 1982 года развернулись орнитофаунистические исследования в Псковском Поозерье, главным образом в Себежском районе, где была создана полевая база орнитологов Санкт-Петербургского университета. Несмотря на 20-летние наблюдения в Себежском Поозерье, там так и не удалось обнаружить малую поганку, хотя за это время было найдено много других, редких и новых для Псковской области птиц. Однако по данным опросов любителей птиц и охотников, малая поганка иногда встречалась летом на озере Дедино, а в 1997 году, по непроверенным данным В.Г.Барановского, выводок малой поганки наблюдался на озере Ормея*. Это сообщение не вызвало особых сомнений, потому что внешность этой птицы была уверенно описана респондентом и затем опознана среди фотографий в определителе, а в его рассказе не было противоречий, связанных с поведением вида, местом его обитания или сроками пребывания. К тому же, ближайшее место регулярного размножения малой поганки – прудовое хозяйство Нагли в Латвии – расположено в Резекненском районе, который с запада примыкает к Се-бежскому району. По данным Я.Бауманиса, там в 1980-х годах ежегодно гнездилось 20-30 пар малой поганки (Приедниекс и др. 1989). К югу-юго-востоку – в Северной Белоруссии и Смоленской области – характер пребывания малой поганки, к сожалению, детально не определён. Так, в конце ХХ века малую поганку считали гнездящимся видом

Белоруссии (Никифоров 1990), включая Белорусское Поозерье (Дорофеев, Кузьменко 2000), граничащее с Псковской областью. В 19801990-х годах в бассейне Западной Двины в пределах Белоруссии малая поганка входила в группу видов со слабо выраженной тенденцией роста численности и показателя встречаемости на гнездовании (Бирюков 1999). В условиях озёр Северной Белоруссии малая поганка, тем не менее – редкий вид-посетитель: гнездование её не доказано, зарегистрированы лишь единичные встречи (Бирюков, Лычковский 2000). В Смоленской области, в национальном парке «Смоленское Поозерье», малая поганка – очень редкий, возможно залётный вид (Те и др. 2006). В рекомендациях ко второму изданию Красной книги Смоленской области предложено по-прежнему считать её видом с неопределенным статусом пребывания (Те, Галактионов, Богомолов 2008). Восточнее, в Новгородской области, малая поганка вообще не значится в списке птиц (Пантелеев 2001).

В мае 2000 года одиночная малая поганка была отмечена на восточном берегу Тёплого озера, в 1 км к северу от деревни Пнево (Борисов, Урядова, Щеблыкина 2001). Сведения об этой встрече переданы в базу данных о местах находок в рамсарском угодье редких и охраняемых в России и Эстонии растений и животных (Андреева, Конечная, Фетисов 2006). В августе-октябре 2001 года малая поганка отмечена также в дельте реки Великой (Борисов 2004), но подробности не приводятся. Так или иначе, с учётом всех литературных данных малая поганка была внесена во второй (1956-2006 годы) список видов наземных позвоночных животных «Псковско-Чудской приозёрной низменности» (Ильинский, Фетисов 2006). Её статус там – пролётный, вероятно гнездящийся, перелётный вид (Фетисов 2003).

Затем последовали ещё две осенних встречи малой поганки на Псковском озере. Во второй половине октября 2004 года при обследовании западного побережья этого озера с целью создания комплексного регионального памятника природы малая поганка отмечена в северовосточной части акватории острова Колпино (Борисов и др. 2007). Странно только, что этот вид, в отличие от других, не был упомянут в обобщающей статье по результатам исследований орнитофауны западного побережья Псковского озера в 2004-2006 годах (Борисов, Урядова, Щеблыкина 2006), а также в итоговой сводке по изучению осенних миграций птиц на Псковско-Чудском водоёме (Eerden et al. 2007), а в отчёте по созданию памятника природы на западном побережье Псковского озера (Истомин и др. 2006) в тексте фигурирует ещё одна встреча малой поганки осенью 2005 года вблизи северо-западной окраины острова Каменка, о которой потом ничего не сказано даже в рекомендациях по сохранению редких видов птиц на территории будущего памятника природы в этом же отчёте. Более того, хотя встречи малой поганки происходили осенью, она, тем не менее, внесена в том же отчёте в группу гнездящихся видов.

Зимой 2008/09 года в Псковской области удалось отметить первый случай зимовки одиночной малой поганки на одной из незамерзающих полыней на реке Великой в черте города Опочка, а зимой 2011/12 года почти в центре Опочки на Великой зимовали две малые поганки (Волков, Фетисов, Яковлева 2012). В соседних регионах случаи зимовки этого вида известны для Ленинградской области (Мальчевский, Пукин-ский 1983а; Травин 2012), Латвии, в частности, в 1980 году у Рижской ГЭС (Граубица 1983), Эстонии (Rootsmae 1994), Белоруссии (Никифоров и др. 1997) и Смоленской области на незамерзающем водоёме-охладителе ТЭЦ у посёлка Озёрный и в рыбхозе «Касплянский» (Бичерев, Волков, Бичерева 2000; Те и др. 2006).

Подводя итог вышеизложенному, можно отметить, что в Псковской губернии Н.А.Зарудному (1910) удалось зарегистрировать, вероятно, несколько весенних залётов малой поганки на Тёплое озеро и один факт летнего пребывания вида в Островском уезде. На территории современной Псковской области о пребывании малых поганок свидетельствуют следующие факты: 1) в 1970-х годах: встреча одиночной особи в Псковском районе весной 1979 (Урядова, Щеблыкина 1981) и летнее пребывание вида в Псковском районе в 1975-1980 (Мальчевский, Пукинский 1983а,б); 2) в 1980-х годах: летнее пребывание вида в Псковском районе летом 1981 и добыча одной особи в Псковском районе осенью 1981 (Мальчевский, Пукинский 1983а,б); 3) в 1990-х годах: летнее пребывание вида и не подтвержденный специалистами случай размножения одной пары в 1997 в Себежском районе (Фетисов и др. 2002); 4) в 2000-х годах: встреча одиночной особи весной 2000 на восточном берегу Тёплого озера у деревни Пнево (Борисов, Урядова, Щеб-лыкина 2001) и несколько осенних встреч одиночных особей на Псковском озере (Борисов 2004; Истомин и др. 2006; Борисов и др. 2007); 5) в 2010-х годах: два случая зимовки малых поганок зимой 2008/09 (одиночка) и 2011/12 (две особи) на реке Великой в Опочке.

Таким образом, за последние 30-35 лет малую поганку встречали на территории Псковской области не менее 10 раз, причём не только в периоды сезонных миграций, но и в периоды размножения и зимовки. Правда, её пребывание здесь ограничено пока всего двумя районами: 1) Псковско-Чудским озером и прилежащей к нему Псковской низменностью; 2) Псковским Поозерьем в границах Опочецкого и Себежского районов. Нужно подчеркнуть, что это как раз те районы Псковской области, где в 1970-2000-х годах велись наиболее интенсивные орнито-фаунистические исследования. Однако вполне допустимо, что даже в этих местах многие случаи пребывания малых поганок остались неизвестными для специалистов.

Граница гнездовой части ареала малой поганки к югу от Псковской области пока не совсем ясна: по крайней мере, гнездование этого вида в Северной Белоруссии и в соседних с Псковской областью районах Смоленской области строго не доказано. К западу от Псковской области – в Латвии и Эстонии – малая поганка регулярно размножалась уже в 1970-1980-х годах, в том числе в ближайших к Псковскому Поозерью и Псковско-Чудскому водоёму районах: в посёлке Нагли в Латвии и в Тарту в Эстонии. К востоку, в Новгородской области, малая поганка пока не зарегистрирована, но в Ленинградской области известна уже давно. Учитывая всё это, не вызывает сомнения, что в настоящее время северо-восточная граница области гнездования малой поганки идёт по территории Псковской области. Согласно представлениям В.Б.Зимина (1977) о структуре периферийной зоны ареала у птиц, Псковская область сейчас представляет собой, скорее всего, область регулярных летних встреч или даже спорадического гнездования малой поганки. Во всяком случае, по мнению автора, теперь есть основания считать, что в этом регионе малая поганка – очень редкий перелётный, вероятно гнездящийся, случайно зимующий вид.

Мы уже писали о необходимости охраны малой поганки в Псковской области (Фетисов, Ильинский 1999; Ильинский, Фетисов 2000). Учитывая её малую численность и спорадичность распространения, а также уязвимость по отношению ко многим хищникам и человеку, целесообразно включить этот вид в региональную Красную книгу.

Статья