О существовании птиц с травмами и болезнями

Автор: Прокофьева И.В.

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 311 т.15, 2006 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140150286

IDR: 140150286

Текст статьи О существовании птиц с травмами и болезнями

Прежде чем начать изложение материала по теме настоящей статьи напомним, что помимо других неприятностей птицы иногда подвергаются нападению паразитических животных, а именно кровососущих насекомых и клещей, о чём мы уже писали (Прокофьева 2000), а также глистов. Последних, например, мы обнаружили в пищеварительном тракте одной сойки Garrulus glandarius , добытой 3 сентября 1956 в Ленинградской области. Наряду с этим, причиной их болезненного состояния бывают также травмы и болезни. При этом в одних случаях птицы очень страдают от них, а в других, по-видимому, свыкаются с ними и ведут себя так же, как и здоровые особи.

В процессе работы, в период с 1956 по 2004 г., мы зафиксировали 14 встреч птиц с травмами и болезнями. За исключением 2 случаев, все они были отмечены в Ленинградской области.

28 июля 1956 мы добыли сойку с голой головой и шеей. Очевидно, это было следствием какой-то болезни. Однако вела себя она как здоровая птица. В 1970-х годах другая сойка жила в клетке у одной из местных жительниц. У неё не было обеих ног. По вине какого хищника она так пострадала, мы не знаем. Найдена она была в лесу очень истощённой. Но однажды, когда хозяйка чистила клетку, сойка вырвалась и улетела. В дальнейшем она, вероятно, погибла, так как добыть для себя достаточно корма, конечно, не могла.

В июне 1968 г. был пойман слепой слёток галки Corvus monedula. Выпрыгнув из дупла с высоты 10 м, он не разбился, но чувствовал себя совершенно беспомощным. У него были слипшиеся веки. Последние удалось разлепить, после чего галчонка выпустили на волю.

В 1970-1980-х в селе Залесцы Каменец-Подольской области Украины у одной из местных жительниц в течение 10 лет жил в ящике грач Corvus frugilegus . У него было повреждено крыло, и летать он не мог.

4 июня 1973 в урочище Железо (Лужский р-н, Ленинградская обл.) была встречена самка горихвостки-лысушки Phoenicurus phoenicurus , у которой отсутствовала левая нога. Несмотря на увечье, она спокойно перепархивала с бревна на бугорки земли и камни. По её поведению нельзя было определить, что у неё только одна нога. Возможно, она гнездилась где-то поблизости. Ведь известен случай, когда одноногая белая трясогузка Motacilla alba успешно выполняла свои родительские обязанности (Подковыркин 1972).

26 июня 1956 мы встретили певчего дрозда Turdus philomelos , неспособного летать, т.к. у него было подбито левое крыло. Поймать его не удалось, ибо он очень быстро бегал среди густых кустов.

Ещё одного певчего дрозда мы нашли в заповеднике «Лес на Вор-скле» (Белгородская обл.), когда он был в очень тяжёлом состоянии, поскольку его прихлопнула давилка, поставленная на мышевидных грызунов. У него была оторвана половина надклювья. Оставить его живым с тем, чтобы вылечить, мы не могли, и поэтому его пришлось умертвить, избавив тем самым от тяжёлых мучений.

17 июня 1972 в урочище Железо мы нашли гнездо веснички Phyllo-scopus trochilus , в котором находилось 6 птенцов в возрасте 2 дней. На следующий день мы обнаружили, что у одного из птенцов нога перетянулась скрученным пухом как ниткой, из-за чего стопа оказалась вздутой и изуродованной. Ногу мы освободили, но что потом было с этим птенцом, к сожалению, выяснить не удалось.

Наряду с только что упомянутыми тяжёлыми случаями нам приходилось фиксировать и такие, которые, несмотря на тяжёсть травмы, заканчивались благополучным исходом. Так, 23 августа 1956 нами был убит слёток обыкновенной овсянки Emberiza citrinella , у которого мы обнаружили сросшийся перелом цевки. Сросшиеся концы кости налегали друг на друга, из-за чего сломанная нога была несколько короче другой. Тем не менее, овсянка могла нормально существовать.

Ещё один случай, закончившийся сравнительно благополучным исходом, мы отметили в июле 1997. У нас на глазах трёхпалый дятел Picoides tridactylus упал на крышу дачи в посёлке Вырица и скатился с неё на землю. Вероятно, его ударило электрическим током, т.к. над крышей тянулись провода. Он был подобран и несколько часов провёл в ящике, где его кормили насильно, поскольку сам он есть не хотел. Когда же его отнесли в лес и выпустили, он, несмотря на сильный ушиб, полетел.

Один раз мы отметили, что птенцы большого пёстрого дятла Den-drocopos major постепенно умирали от отравления. 7 июня 1968 в деревне Перечицы производили опыливание удобрениями поймы реки Оредеж с самолёта. Из-за этого пострадали многие насекомые, которыми питались дятлы, в результате чего последние, видимо, и отравились. В гнезде дятлов находились 3 больших птенца. Два из них умерли 11-го, а последний – 12 июня.

27 августа 2004 на железнодорожной платформе станции города Пушкина мы видели сизого голубя Columba livia , у которого на правой ноге присутствовали всего 2 пальца, а на левой пальцы вообще отсутствовали. Видимо из-за этого увечья, голубь был совсем ручным и кормился у самых ног людей, которые в ожидании поезда сидели на скамейке и бросали ему пищу.

В конце июня 1956 мы поймали чеглока Hypotriorchis subbuteo , не способного летать. Из-за его агрессивности не удалось установить, какая у него была травма или болезнь. Неделю он жил в клетке, где его кормили мясом лягушек. Затем его унесли в лес для того, чтобы сфотографировать, выпустив из клетки. Однако за неделю он немного поправился и, оказавшись на воле, полетел. Поймать его снова не удалось, т.к. пролетев низко над землёй 10-12 м, он приземлялся, но при приближении человека снова взлетал. Возможно, в дальнейшем он погиб, поскольку в таком состоянии, вряд ли мог сам прокормиться.

Из сказанного следует, что больные птицы или имеющие серьёзные травмы иногда выживают, но случается, что им требуется помощь людей для того, чтобы выжить.

Статья