О влиянии буддизма на политическую структуру китайского общества эпохи Тан

Автор: Мазур Татьяна Геннадьевна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Статья в выпуске: 2, 2020 года.

Бесплатный доступ

В работе рассматривается вопрос о влиянии буддизма на политическую структуру китайского общества в эпоху Тан (618-907). На основе институционального и субстанционального подходов к социальной структуре общества выделены основные элементы политической структуры: политические институты (институт главы государства, институт исполнительной власти, институт государственной службы, институт права) и социально-политические группы (император, привилегированные сословия, непривилегированное сословие) танского общества, проанализировано влияние на них буддизма. Показано, что влияние буддизма на политическую структуру в эпоху Тан было незначительным. Буддизм не оказал существенного влияния на политические институты китайского общества, его появление не привело к образованию новой социально-политической группы и нового субъекта права в политикоправовых отношениях. В политической структуре танского общества буддизм существовал в традиционных для Китая социально-политических группах, представители которых являлись носителями его идей.

Еще

Буддизм, религия, эпоха тан, общество, политическая структура, политический институт, институт главы государства, институт исполнительной власти, институт государственной службы, институт права, социально-политическая группа

Короткий адрес: https://sciup.org/148317300

IDR: 148317300   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2020-2-37-45

Список литературы О влиянии буддизма на политическую структуру китайского общества эпохи Тан

  • Васильев Л. С. История религий Востока. М.: Университет, 2000.
  • Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 1998. 160 с.
  • Чебунин А. В. История проникновения и становления буддизма в Китае. Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ, 2009. 278 с.
  • Adshead S. A. M. T'ang China: The Rise of the East in World History. N. Y.: Palgrave Macmillan, 2004. 233 p.
  • Hartman Ch. Han Yu and the T'ang Search for Unity. Princeton: Princeton University Press, 1986. 460 p.
  • Халтаева О. Р. Буддизм и конфуцианство в политической практике танского Китая // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. 2015. № 6а. С. 29-32.
  • Мазур Т. Г. Хань Юй и буддизм (к вопросу об индивидуальном уровне существования религии в обществе) // Буддологические исследования: религиоведческий альманах. 2019. Вып. 2. С. 84-90.
  • Weinstein S. Buddhism under the T'ang. N. Y.: Cambridge University Press, 1987. 256 p.
  • Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинках в империи Тан. М.: Наука, 1981. 608 с.
  • Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII-XII вв.). М.: Наука, 1984. 336 с.
  • Попова И. Ф. Политическая практика и идеология раннетанского Китая М.: Восточная литература, 1999. 279 с.
  • Уголовные установления Тан с разъяснениями (Тан люй шу и). Цзюани 1-8 / введ., пер. с кит. и коммент. В. М. Рыбакова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. 384 с.
  • Кычанов Е. И. Государственный контроль за деятельностью буддийских общин в Китае в период Тан-Сун (VII-XIII вв.) // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука, 1987. С. 71-90.
  • Мартынов А. С. Буддизм и двор в начале династии Тан (VII-VIII вв.) // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука, 1987. С. 91-108.
  • Зельницкий А. Д. Правовой статус даосских и буддийских священнослужителей в имперском Китае (на материале кодексов Тан и Мин) // Общество и государство в Китае. 2011. Т. 41, № 1. С. 364-368.
  • Зельницкий А. Д. Краткий очерк политики государства в области верований и ритуалов в Китае эпохи Тан (618-907) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 17. Философия. Конфликтология. Культурология. Религиоведение. 2014. № 1. С. 65-75.
  • Полохало Ю. Н. Управление Китаем в эпоху Тан // Управленческое консультирование. 2005. № 4. С. 211-216.
  • Васильев Л. С. Проблемы генезиса китайского государства. М.: Наука, 1983. 327 с.
  • Янгутов Л. Е., Халтаева О. Р. Религиозные верования в политической культуре императорского Китая Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. 156 с.
  • Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М.: Наука, 1970. 484 с.
  • Комиссарова Т. Г. «Монах не должен быть почтительным к императору». Из буддийской полемики в Китае в IV-V вв. // Буддизм и государство на Дальнем Востоке. М.: Наука, 1987. С. 47-70.
  • Буддизм в социокультурных и политических процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2016. 456 с.
  • Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., 2000. 632 с.
  • Корнев В. И. Буддизм и общество в странах Южной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1987. 220 с.
  • Волков С. В. Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке. М.: Восточная литература, 1999. 310 с.
  • Мартынов А. С. Основные категории классического конфуцианства // Классическое конфуцианство / пер. ст., коммент. А. Мартынова и И. Зограф: в 2 т. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. Т. 1. С. 35-94.
  • Мазур Т. Г. Конфуцианство как идеология «служилого сословия» в сочинениях Хань Юя (768-824): автореф. ... дис. канд. филос. наук. Улан-Удэ: 2003. 21 с.
  • Кычанов Е. И. Основы средневекового китайского права (VII-XIII вв.). М.: Наука, 1986. 264 с.
  • Илюшечкин В. П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). М.: Наука, 1986. 397 с.
Еще
Статья научная