"О всех и за вся" в богословии евхаристии св. Николая Кавасилы: уточнение смысла

Автор: Елиманов Вадим Евгеньевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (103), 2022 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматривается богословское значение конечных слов Anamnesis’a «о всех и за вся» в контексте учения св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве. Исследованию предшествует краткий обзор статьи свящ. Михаила Асмуса «„О всех и за вся“ в анафоре; уточнение смысла», в которой впервые в отечественной богословской науке формулируется комплекс проблем, связанных с богословским пониманием дословного перевода слов «о всех и за вся» (κατὰ πάντα καὶ διὰ πάντα): «в соответствии со всем и по причине всего». На основании детального анализа избранных фрагментов из «Изъяснения Божественной литургии» св. Николая Кавасилы, в которых так или иначе раскрывается богословский смысл слов «о всех и за вся», были сделаны следующие выводы. Понятие «πάντα» (всё) по отношению к «διὰ» указывает на все те благодеяния, которые были явлены Богом по отношению ко всему человечеству, но в особенности на Домостроительство спасения, совершенное Христом. Понятие «πάντα» (всё) по отношению к «κατὰ», означает все то, что совершил Христос на Тайной Вечере. Было установлено, что в основании интерпретации св. Николаем слов «κατὰ πάντα», понимание которых и вызывает наибольшее затруднение, лежит его учение о Тайной Вечере как первообразе Евхаристической Жертвы, совершаемой Церковью. Таким образом, по мысли св. Николая, Церковь за Евхаристической Жертвой совершает приношение даров (хлеба и вина) в соответствии с тем (κατὰ πάντα), как это сделал Христос на Тайной Вечере, и по причине (διὰ πάντα) благодарности Богу за все Его благодеяния и за совершенное Им Домостроительство спасения. Также было выяснено, что идея соответствия Евхаристической Жертвы и Тайной Вечери в полной мере относится к анафоре и свт. Иоанна Златоуста, и свт. Василия Великого.

Еще

Св. николай кавасила, евхаристия как жертва, тайная вечеря, о всех и за вся, κατὰ πάντα καὶ διὰ πάντα, евхаристическая молитва (анафора), anamnesis

Короткий адрес: https://sciup.org/140296146

IDR: 140296146   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_4_69

Список литературы "О всех и за вся" в богословии евхаристии св. Николая Кавасилы: уточнение смысла

  • Арранц (2003) — Арранц М. Избранные сочинения по литургике. Т. 1: Таинства Византийского Евхология. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2003.
  • Асмус (2000) — Асмус М, диак. «О всех и за вся» в анафоре, уточнение смысла // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. М., 2000. С. 123-127.
  • Борнер (2015) — Борнер Р. Византийские толкования У11-ХУ веков на Божественную литургию. М.: ПСТГУ, 2015.
  • Виссарион Нечаев (2005) — Виссарион (Нечаев), еп. Объяснение Божественной литургии. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви; Даръ, 2005.
  • Георгиевский (1951) — Георгиевский А.И. Чинопоследование Божественной литургии. М.: Издание Московской Патриархии, 1951.
  • Дмитревский (1993) — Дмитревский И.И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. [Репринт. воспроизведение изд. 1897 г.].
  • Елиманов (2020) — Елиманов В. Е. Евхаристология св. Николая Кавасилы: общий обзор и оценка современных исследований // Метафраст. 2020. № 1 (3). С. 174-204.
  • Елиманов (2021) — Елиманов В.Е. Учение св. Николая Кавасилы о Евхаристии как Жертве // Богословский вестник. 2021. № 1 (40). С. 151-177.
  • Желтов (2001) — Желтов М. С. Анафора // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. Т. 2. С. 179-289.
  • Иларион Алфеев (2019) — Иларион (Алфеев), митр. Литургия. Исторический и богословский комментарий к Литургиям Иоанна Златоуста и Василия Великого. М.: Издат. дом «Познание»; Общецерковная аспирантура и докторантура; Православная энциклопедия, 2019.
  • Карабинов (1908) — Карабинов И.А. Евхаристическая молитва: (Анафора): Опыт историко-литургического анализа. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1908.
  • Киприан Керн (2006) — Киприан (Керн), архим. Евхаристия. М.: Храм свв. Космы и Дамиана на Маросейке, 2006.
  • Служебник (2003) — Служебник. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2003.
  • Собрание древних литургий (1874-1877) — Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык: в 5 ч. СПб., 1874-1877.
  • Собрание древних литургий (2007) — Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва / Сост. А. В. Белоусов. М.: Даръ, 2007.
  • Успенский (2006) — Успенский Н.Д. Византийская литургия: историко-литургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2006.
  • Шмеман (1992) — Шмеман А, протопр. Евхаристия. Таинство Царства, М.: Паломник, 1992.
  • Anaphorae syriacae (1939-1981) — Anaphorae syriacae: Quotquot in codicibus adhuc repertae sunt. Vol. 1-3. Roma: Pontificium Inst. Orientalium Studiorum, 1939-1981.
  • Hanggi, Pahl (1968) — Hanggi A, Pahl I. Prex Eucharistica: Textus e variis Liturgiis antiquoribus selecti. Freiburg, Editions universitaires, 1968. P. 101-141. (Spicilegium Friburgense. 12).
  • Kallistos Ware (2005) — Kallistos (Ware), bishop. Not an Image or a Figure: St. Nicolas Cabasilas on the Eucharistic Sacrifice // Le Feu sur la terre. Mélanges offerts au Père Boris Bobrinskoy pour son 80e anniversaire. Paris: Presses Saint-Serge-Institut de théologie orthodoxe, 2005. P. 141-153 (Analecta Sergiana. Vol. 3).
  • Mantovanis (1984) — Mantovanis P. C. The Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. PhD Thesis. Oxford: University of Oxford, 1984.
  • Metso (2010) — Metso P. J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu: University of Eastern Finland, 2010. (Diss.).
  • Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio / éd. S. Salaville // SC. №4 bis. 21967. P. 56-307.
  • Tsirpanlis (1976) — Tsirpanlis C.N. The Liturgical and Mystical Theology of Nicholas Cabasilas. Athens, 1976. P. 348-351.
Еще
Статья научная