О выдвижении Ф.И. Шмита в действительные члены Академии наук СССР

Автор: Ананьев В.Г., Бухарин М.Д.

Журнал: Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья @maiask

Рубрика: История

Статья в выпуске: 13, 2021 года.

Бесплатный доступ

Федор Иванович Шмит - крупный отечественный византинист, историк и теоретик искусства, музеевед. Данная статья посвящена одному из эпизодов его научной деятельности в середине - второй половине 1920-х гг.: взаимоотношениям с Академией наук СССР и попытке выдвижения его кандидатуры в действительные члены АН СССР в 1928-1929 гг. Теоретические построения Шмита не находили понимания у представителей академической корпорации, однако с энтузиазмом принимались учеными более молодого поколения. В частности, представители музейного мира активно поддержали выдвижение Шмита в академики.

Византиноведение, история науки, архивы, российская академия наук, с.а. жебелёв, ф.и. шмит

Короткий адрес: https://sciup.org/14123588

IDR: 14123588

Список литературы О выдвижении Ф.И. Шмита в действительные члены Академии наук СССР

  • АГЭ. Ф. 6. Оп. 1. Д. 376.
  • Архив РАН. Ф. 518. Оп. 4. Д. 2.
  • ГАРФ. Ф. 3316. Оп. 45. Д. 55.
  • ОР ГРМ. Ф. 145. Оп. 2. Д. 909.
  • ОР ГРМ. Ф. 203. Оп. 1. Д. 172.
  • ОР НА ИИМК РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1925. Д. 30.
  • СПбФ АРАН. Ф. 729. Оп. 2. Д. 162.
  • СПбФ АРАН. Ф. 825. Оп. 2. Д. 76.
  • ЦГАЛИ СПб. Ф. 389. Оп. 1. Д. 35.
  • ЦГАЛИ СПб. Ф. 389. Оп. 1. Д. 98.
  • ЦГАЛИ СПб. Ф. 389. Оп. 1. Д. 114.
  • ЦГАЛИ СПб. Ф. 389. Оп. 1. Д. 123.
  • Ананьев В.Г. 2019. Ф.И. Шмит по эпистолярным материалам из архивного фонда С.Ф. Платонова. Scripta antiqua 7, 393—410.
  • Басаргина Е.Ю. 1999. Ф.И. Шмит: материалы к биографии. В: Медведев И.П. (ред.). Рукописное наследие русских византинистов. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 478—496.
  • Бонгард-Левин Г.М., Тункина И.В. 1997. М.И. Ростовцев и А.А. Васильев: шесть десятилетий дружбы и творческого сотрудничества. В: Бонгард-Левин Г.М. (ред.). Скифский роман. Москва: РОССПЭН, 259—287.
  • Сыченкова Л.А. 2012. Историографический образ Федора Шмита. Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». Т. 154. Кн. 3, 199—208.
  • Тункина И.В. 2004. Академик Н.П. Кондаков: последние годы жизни: (по материалам эпистолярного наследия). В: Медведев И.П. (ред.). Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 641—765.
  • Шмит Ф.И. 1906. Кахриэ-Джами. История монастыря Хоры. Архитектура мечети. Мозаики Нарфиков. С альбомом в 92 таблицы. ИРАИК XI.
  • Шмит Ф.И. 1911a. navayia 'Аууе^бктштос;. ИРАИК XV, 206—239.
  • Шмит Ф.И. 1911b. Благовещение. ИРАИК XV, 31—72.
  • Шмит Ф.И. 1911c. Один из иконографических вариантов крещения Спасителя. ИРАИК XV, 73—91.
  • Шмит Ф.И. 1912а. Памятники византийского искусства в Греции. ЖМНП. Новая серия Х, 45—50.
  • Шмит Ф.И. 1912b. Что такое византийское искусство. Вестник Европы. Октябрь, 221—255.
  • Шмит Ф.И. 1913. Киевский Софийский собор. Светильник 8, 3—22.
  • Шмит Ф.И. 1914a. Мозаики монастыря преподобного Луки. В: Сборник статей в честь проф. В.П. Бузескула. Харьков: Печатное дело (Сборник Харьковского историко-филологического общества. Т. 21), 318—334.
  • Шмит Ф.И. 1914b. Равеннские мозаики 1112 г. Светильник 7, 7—36.
  • Шмит Ф.И. 1915. Алтарные мозаики церкви Михаила Архангела в Равенне. Светильник 3—4, 47—54.
  • Шмит Ф.И. 1916. Законы истории. Введение к курсу всеобщей истории искусств. Вып. 1. Харьков: Типография и Литография М. Зильберберг и сыновья.
  • Шмит Ф.И. 1917. Заметки о поздневизантийских храмовых росписях. ВВ 22, 62—126.
  • Шмит Ф.И. 1918a. Психология рисования. Внешкольное просвещение 3, 23—27.
  • Шмит Ф.И. 1918b. Психология рисования. Внешкольное просвещение 4—6, 22—34.
  • Шмит Ф.И. 1919а. Искусство Древней Руси — Украины. Харьков: Союз.
  • Шмит Ф.И. 1919b. Искусство — его психология, его эволюция, его стилистика. Харьков: Союз.
  • Шмит Ф.И. 1919c. Исторические, этнографические, художественные музеи. Очерк истории и теории музейного дела. Харьков: Союз.
  • Шмит Ф.И. 1919d. О психологии рисования. Харьков: Союз.
  • Шмгг Ф.1. 1921. Психолог1я малювання для педагог1в. Кшв: Державне видавництво.
  • Шмит Ф.И. 1924. Почему и зачем дети рисуют. Педологический и педагогический очерк. Москва: ГИЗ.
  • Diehl Ch. 1889. L'église et les mosaïques du couvent de Saint-Luc en Phocide. Bibliothèque des Écoles françaises d'Athènes et de Rome LV, 1—73.
  • Diehl Ch. 1896. Mosaïques byzantines de Saint-Luc. Monuments et mémoires de la Fondation Eugène Piot. T. 3. Fs. 2, 231—246.
  • Diehl Ch. 1905. Études byzantines. Paris: A. Picard et fils.
  • Diehl Ch. 1910. Manuel d'art byzantin. Paris: A. Picard et fils.
  • Irmscher J. 1994. Die Ausstellung «Byzantinisch-Russische Monumentalmalerei», Berlin 1926. Byzantina Symmeikta 9, 240—247.
  • Marchand S. 2015. Appreciating the Art of Others: Joseph Strzygowski and the Austrian Origins of Non-Western Art History. In: Dglosz M., Scholz P.O. (eds). Von Biala nach Wien: Josef Strzygowski und die Kulturwissenschaften. Vienna: Ibera Verlag; European University Press Verlagsgesellschaft m.b.H., 257—285.
  • Schmit Th. 1908. Die Malerei des bulgarischen Klosters Poganovo. Byzantinische Zeitschrift 17, 121—128.
  • Schmit Th. 1912. La "Renaissance" de la peinture byzantine au XIV siècle. Revue archéologique. IV série XX, 127—142.
  • Schmit Th. 1926. Byzantinisch-Russische Monumentalmalerei. Russische Abteilung. Berlin: Berliner Wissenschafts-Verlag.
  • Schmit Th. 1927. Die Koimesis-Kirche von Nikaia: Das Bauwerk und die Mosaiken. Berlin: Walter de Gruyter.
  • Schultz R.V., Barnsley S.H. 1901. The Monastery of St. Luke of Stiris Phocis and the Dependent Monastery of St. Nicolas in the Fields near Skripou Beotia. London: Macmillan and Co. Ltd.
Еще
Статья научная