О взаимодействии фольклора и композиторского творчества (на примере произведений для осетинской гармоники 1920-1960-х годов)
Автор: Батагова Татьяна Эльбрусовна
Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki
Рубрика: Традиции и этнокультурное многообразие
Статья в выпуске: 4 (27), 2017 года.
Бесплатный доступ
На основе анализа музыкальных произведений для осетинской гармоники, созданных в 1920-1960-х годах, автор рассматривает новые аспекты взаимосвязи профессиональной и фольклорной музыки. В статье раскрываются особенности развития осетинской композиторской школы, для которой создание национально характерных сочинений является одной из приоритетных задач. Показана художественная значимость осетинской гармоники для развития национальной музыкальной культуры, приводятся сведения о широкой популярности инструмента в Осетии, начиная со второй половины с XIX века. Обращение осетинских композиторов к гармонике, создание для неё первых концертных сочинений рассматриваются с двух позиций: во-первых, в русле проблематики композиторского преломления национального фольклора, во-вторых, в рамках процесса академизации инструмента. Сделан вывод о том, что в настоящее время осетинская гармоника бытует не только в виде популярного народного, но и в качестве академического профессионального инструмента.
Фольклор, композиторское творчество, осетинская гармоника, осетинские композиторы, гармонисты
Короткий адрес: https://sciup.org/144161174
IDR: 144161174
Список литературы О взаимодействии фольклора и композиторского творчества (на примере произведений для осетинской гармоники 1920-1960-х годов)
- Батагова Т. Э. Воздействие творчества и духовного облика Коста Хетагурова на развитие осетинской музыки//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2010. -№ 2 (34). -С. 233-238.
- Батагова Т. Э. Композиторский фольклоризм как фактор развития музыкального профессионализма в Северной Осетии 1920 -1930-х годов//ЮжноРоссийский музыкальный альманах. -2016. -№ 4. -С. 17-21.
- Варламов Д. И. Метаморфозы музыкального инструментария: Неофилософия народно-инструментального искусства XXI века/М-во культуры Рос. Федерации, Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. -Саратов: Аквариус: Эмос, 2000. -142 с.
- Галаев Б. А. Осетинские народные песни. -Москва: Музыка, 1964. -246 с.
- Каргин А. С., Хренов Н. А. Фольклор и кризис общества. -Москва: Государственный центр русского фольклора, 1993. -164 с.