О зерванизме в религии античной Коммагены

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме зерванизма - древнеиранского религиозного течения в религии античной Коммагены в I в. до н. э. в эпоху правления царя Антиоха I (69-34 гг. до н. э.). Формирование доктрины зерванизма обычно относится к парфяно-сасанидской эпохе истории Древнего Ирана, хотя, безусловно, доктрина о Зерване как о божестве времени (аналог греческого Кроноса) формируется в очень раннюю эпоху. Однако, рассмотрев царские надписи времени Антиоха I, в которых упоминается «беспредельное время» или Зерван, автор статьи приходит к выводу, что говорить о господстве зерванизма в религии античной Коммагены не следует, по причине отсутствия в коммагенских царских надписях специфической терминологии и каких-либо указаний на развитую зерванистскую доктрину. Поэтому мы можем лишь говорить о «предзерванистских» представлениях, характерных для множества религий и сект позднеантичного Ближнего Востока и Ирана.

Еще

Эллинизм, коммагена, антиох i, зерван, "беспредельное время", эон, эсхатология, митраизм, маги

Короткий адрес: https://sciup.org/147219655

IDR: 147219655

Список литературы О зерванизме в религии античной Коммагены

  • Аверинцев С. С. Эон // Мифы народов мира. М., 1992. Т. 2.
  • Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука, 1987. 303 с.
  • Гиршман Р. М. Религии Ирана от VIII в. до н. э. до периода ислама // Культура Востока. Древность и раннее Средневековье. Л., 1978. С. 67-73.
  • Грантовский Э. А. Зерван // Мифы народов мира. М., 1991. Т. 1.
  • Дрезден М. Мифология Древнего Ирана // Мифологии Древнего Мира. М., 1977. С. 337-365.
  • Крупник И. Л. Зурванизм в древнем и раннесредневековом Иране. Опыт религиоведческой реконструкции. М.: ЛИБРОКОМ, 2014. 189 с.
  • Лелеков Л. А. Современное состояние и тенденции зарубежной Авестологии // Народы Азии и Африки. М., 1978. № 2. С. 189-207.
  • Лосев А. Ф. Античная философия истории. М.: Наука, 1977. 206 с.
  • Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков. М.; Л.: Соцэкгиз, 1938. 510 с.
  • Пичикян И. Р. Возрождение Большого клада Окса. Вторая часть клада Окса из коллекции Михо музея // ВДИ. 1998. № 1. С. 92-107.
  • Смагина Е. Б. Истоки и формирование преданий о царе демонов в манихейской религии // ВДИ. 1993. № 1. С. 40-57.
  • Чанышев А. Н. История философии Древнего Мира. М.: Парадигма, 2011. 607 с.
  • Чунакова О. М. Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов. М.: Вост. лит., 2004. 285 с.
  • Эзов Г. А. Об учении персидских магов. СПб., 1858. 58 с.
  • Элиаде М. История веры и религиозных идей. М.: Академ. проект, 2009. Т. 2: От Гаутамы Будды до триумфа христианства. 679 с.
  • Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов, верований. М.: Академ. проект, 2011. 382 с.
  • Яценко С. А. Костюм Древней Евразии (ираноязычные народы). М.: Вост. лит., 2006. 662 с.
  • Benveniste E. Un Rite Zervanite chez Plutarque // JA. Paris, 1929. T. 215. No. 2. P. 287-296.
  • Boyce M., Grenet F. History of Zoroastrinism. Leiden: Brill, 1991. Vol. 3: Zoroastrinism under Macedonian and Roman Rule. 454 p.
  • Christensen A. Etudes sur le Zoreastrisme de la Perse antique. Kobenhavn: Munksgaard, 1928. 59 p.
  • Colpe C. Development of Religious Thought // Cambridge History of Iran. Cambridge, 1983. Vol. 3 (2): Seleucid, Parthian and Sassanid Periods. P. 819-865.
  • Dörner F. K. Arsameia am Flusse Nymphaios // Bibliotheca Orientalis. Leiden, 1952. Bd. 9. No. 3/4. S. 93-96.
  • Dörner F. K., Goell T. Die Ausgrabungen im Hierothesion des Mithridates Kallinikos von 1953-1956. Berlin, 1963. 340 S.
  • Dörner F. K., Naumann R. Forschungen in Kommagene. Berlin, 1939. 124 S.
  • Duchesne-Guillemin J. Ahriman et le dieu suprēme dans les mysteres de Mithra // Numen. Leiden, 1955. Vol. 2. P. 190-195.
  • Hallock R. C. Persepolis Fortification Tablets. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1969. 776 p.
  • Hoffmann G. Auszüge aus Syrischen Akten Persischen Märtyrer. Leipzig: Brockhaus, 1880. 372 S.
  • Jalabert L., Mouterde R. Inscriptions grecques et latines de la Syrie. Paris: P. Geuthner, 1929. T. 1. 136 p.
  • Lloyd S. The Art of Ancient Near East. Norwich: Thames and Hudson, 1974 (repr. 1961). 303 p.
  • Lommel H. Die Religion Zarathustras nach dem Avesta dargestellt. Tübingen: Mohr, 1930. 290 S.
  • Mellink J. M. Archaeology in Asia Minor // American Journal of Archaeology. Boston, 1984. Vol. 88. No. 4. P. 441-459.
  • Nyberg H. S. Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdéennes II // JA. Paris, 1931. T. 219. P. 1-134.
  • Dittenberger W. Orientis Graeci Inscriptiones Selectae. Leipzig: Hirzel, 1903. Vol. 1. 682 S.
  • Schaeder H. H. Urform und Fortbildungen des mani-chäischen Systems // Vorträge der Bibliothek Warburg 1924/1925. Leipzig, 1927. S. 65-157.
  • Spiegel F. Eränische Altertumskunde II. Religion, Geschichte bis zum Tode Alexanders der Grossen. Amsterdam: Oriental Press, 1971 (repr. 1871). 753 S.
  • Avesta: the Sacred Books of the Parsis / Ed. by K. F. Geldner. Stuttgart: W. Kohlhammer, 1896. Part 3: Vendidad. 139 p.
  • Zaehner R. C. Zurvan. A Zoroastrian Dilemma. Oxford: Clarendon Press, 1955. 495 p.
Еще
Статья научная