О зообентосах озера Восточный Каратерень

Автор: Матмуратов М.А.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Статья в выпуске: 6-1 (12), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются виды беспозвоночных животных озеро Каратерен, их численность, вес и сезонные изменения.

Каратерен, макрозообентос, система, биомасса

Короткий адрес: https://sciup.org/140269292

IDR: 140269292

Текст научной статьи О зообентосах озера Восточный Каратерень

Восточный Каратерень - одно из шести изолированных озер нижней правой дельты Амударьи. С целью выявления кормовых ресурсов для бентосоядных рыб. Материал был собран по макрозообентосу этого озера в 2007, 2008, 2009, 2010 гг.

Всего собрано и обработано 25 качественных и 47 количественных дночерпательных проб. Отбор проб сопровождался гидрологическими наблюдениями, необходимыми для характеристики основных особенностей среды обитания гидробионтов. Перед исследованием была поставлена задача систематический состав и количественные показатели макрозообентоса.

Озеро Восточный     Каратерень     привлекало внимание ряда исследователей, главным образом топографов и гидрологов еще в прошлом столетий. В литературе имеются некоторые сведения о составе макрозообентоса. Но с течением времени озеро изменилось настолько, что эти сведения имеют лишь исторический интерес как доказательство причин изменений в составе фауны.

Восточный Каратерень является реликтом Даукаринской озерной системы, занимавшей пространство от возвышенности Бельтау на востоке до устья западе. Система имела сообщение с Аральским морем, питалась так же водами Амударьи через рукава Карабайли и Косузяк (Куанышжарму). В силу ряда физико - географических причин, а так же забора речной воды из подводящих рукавов на орошение произошло отмирание озерной системы.

По этим же причинам не оставались постоянными гидрология и морфометрия озера. Судя по данным, сообщенными разными исследователями (Молчанов, 1912; Никольский и др., 1933; Шапошников, 1950), можно заключить, что акватория озера между 1911-1946 гг. уменьшилась от 90 до 4 км 2. В 1911 г. озеро было проточным.

В него рукава Амударьи, а из озера брал начало проток Янгису, связывавший его с морем. В 1931 г. оно было уже изолированном от моря и реки. Вода его, пресная в 1911г., горько-соленой в 1946 г. В конце 50-х годов, в связи с поступлением в озеро пресной ( сбросной) воды, акватория стала увеличиваться, а соленость понижаться. Следовательно, озеро пережило в своей историй четыре фазы:

  • 1)    вода пресная: водоем неизолированный ( 1931 г.); 2) вода пресная; водоем изолированный (1911 г.);   3) вода горко-соленая ( 1946 г.); 4) есть

    поступление пресной воды: водоем солоновато водный (с конца 50-х гг.). Смена фауны при определенных степенях минерализаций воды имела бурный характер, сопровождаясь заморными явлениями. Так, отмечен замор в 1947 г. при посещении озера Н.З.Хусаиновой.

  • 2)    Об изменениях в разные фазы истории озера состава беспозвоночных животных, связанных с дном, свидетельствуют материалы.

Фаза 1. В Линдгольм ( Lindholm, 1914) в сборах, сделанных Молчановым, обнаружил Radix ovata Drap. И описал новый вид Bithynia moltschanovi (валидное название вида- В. Caerulans West). Никем из исследователей обитания не обнаружено в озере после его изоляции. По-видимому, этот редкий в дельте моллюск предпочитает водоемы не изолированные, а с достаточным водообменном..

Фаза 2. Среди донных животных преобладала дрейссена (Никольский и др., 1933), составляя на одной трети площади озера более 70 % численности и более 93 % биомассы зообентоса. На западном пологом песчаном берегу отмечена масса раковин этого моллюска. Обнаружены в бентосе прудовик, бокоплав, близко не определенные « Vermts» , личинки стрекоз, ручейников и хирономид. Среди последних найдены (Панкратова, 1933) Chironomus f.l. plumosus L., Ch. F.l. salinarius Kietf. и Psectrocladius. Биомасса зообентоса оказалась высокой (48 г/м2) из-за массы крупных моллюсков-дрейссен. Такая высокая биомасса ставила озеро в ряды лучших по этому признаку среди водоемов бассейна Аму-Дарьи.

Фаза 3. Отмечены (Шапошникова, 1950) качественная бедность и чрезвычайно количественное богатство донных животных, поразительное обилие хирономид, большое количество бокоплава и клопа Cymatia rgenhoferi Fieb.; найдены также остракода, ручейники и из хирономид Cryptochironomus ex gr. Camptolabis Kieef. Живые моллюски в озере не были зарегистрированы, одного отмечалось, что еще за 10 км от озера почва была покрыта раковинами дрейссены и сердцевидки. Озеро было окаймлено белым барьером в метр шириной и высотой в 10-15 см , состоящим из раковин дрейссены.

Таким образом, в рассмотренные фазы истории озера были отмечены в нем Lymnaea sp., R. Ovate. B. caerulans, Dreissena sp., Gammarus (-Dikerogammarus aralensis). C. rogenhoferi, Cr. ex.gr. camptolabis, Ch. f. l. plumosus, Ch.f.l. salinarius, Psectroclada и близко не определенные « Vermes», Ostracoda, Odonata и Trichoptera.

В годы наших исследований ( фаза 4 ) обнаружены 10 видов и форм беспозвоночных, относящиеся к 7 семействам двух типов моллюски и членистоногие:

MOLLUSCA: кл.Vivalvis, сем. Cardiidae: Cerastoderma lamarcki eichwaldi (Rve.).

ARTHROPODA: кл. Crustacea отр. Ostracoda, сем. Cytheridae: Cyprideis littoralis Brady, C. torosa (Jones); отр. Amphipoda, сем. Gammaridae: x Dikerogammarus aralensis (Uljan.); кл.Jnsecta, отр. Odonata, сем.Coenagrionidae: Jschnura elegans V. d. L.; отр.Hemiptera, , сем. Corixidae: Corixa sp.: , сем. Notonectidae: Notonecta glfuca L. отр. Lepidoptera, сем. Pyralididae: Paraponyx stratiotata L.; отр. Diptera, сем. Culicidae: Chaoborus sp.: сем. Chironomidae: Tanytarsus ex gr. Gregarious Kieff., T.e.gr. lobatifrons Kieff., Cryptochironomus. Ex.gr. degtctus Kieff., Limnochironomus tritomus Kieff., x Chironomus f.l. plumosus L., Ch. plumosus var. prassinus Meig., x Ch. f/l/ salinarius Kieff., Cricotopus silvestris F., Ablabesmyia ex. Gr. Tenuicalcar Kieff., Pelopia punctipennis Mg. сем. Ceratopogonidae: Bezzia sp.

Как видим, из видов и форм, известных из предыдущих фаз истории озера, не найдены в наших материалах одиннадцать, повторены лишь три (три отмечены знаком «Х»). Остальные 10 видов и форм обнаружены впервые.

Представляет собой интерес нахождение в озере сердцевидки Cerastoderma lamarci elchwaldi . По всей вероятности, моллюск не обитал в озере в 1 и 2 фазах его истории. В 1 фазе истории озера не были отмечены даже пустые раковины сердцевидки, хотя живые особи найдены в сборах Л.А.Молчанова в соленой воды районе протока Янгису (Lindholm, 1914). Вероятно, моллюск проник в озеро и распространился в нем в 3 фазу. Хотя Г.Х.Шапошниковой отмечены только пустые раковины, но нахождение живых особей следует считать лишь случайным. Горько-соленая вода озера не могла быть губительной для сердцевидки.

Сердцевидка встречалась в Каратерене в 2007 г. редко, а в 2009 г. ее было не много, особенно центральном участке водоема где найдены масса пустых раковин этого моллюска вместе с раковинами дрейссены.

Сообщенное показывает явную зависимость изменений в составе донной фауны от изменений условий обитания в озере, частности, наличия или отсутствия проточности и степени минерализаций воды. Исключительная бедность качественного состава донного населения является результатам этих же изменений. Преобладают в макрозообентосе виды и формы, характеризующиеся значительной эвригалинностью. Шесть видов и форм являются общими с Аральским морем. Это-Cer. Lamarki elchwaldi, C. littoralis, C.torasa, D. Aralensis, Ch.f.l. plumosus и Ch.f.l. salinarius. В макрозообентосе озера представлены 2 генетические (с точки зрения зоогеографии) группы видов и форм: 1) пелеарктические, 2) арало-каспиские или каспийские распространения.

В 2007 г. более половины (38,6 % ) общей биомассы макрозообентоса озера приходилось на сердцевидку, хотя численность ее была незначительной ( 22 экз/м2 ). Особенно большой была ее биомасса в центральном участке (59,8 %), где индекс плотности вида достигал 225 против 54-56 в прибрежье. Ch.f.l. salinarius играли немалую роль в общей численности и биомассе макрозообентоса. В 2008 г. величина общей биомассы в 20-25 раз превышала показатель за сентябрь 2007 г. Причиной этого явились некоторое увеличение численности и большое количество крупных особей сердцевидки. В 2009 и 2010 гг., когда сердцевидка в озере не была найдена, общие количественные показатели макрозообентоса остались примерно на уровне сентябрьских 2007 г. и основу их составляли упомянутые две формы личинок хирономид, т. е. макрозообентос был хирономидным. Летная биомасса макрозообентоса (июнь 2010 г.) составляет 5,5 г/м2 , что свидетельствует о наличии в озере недоиспользуемых кормовых ресурсов для рыб-бентофагов.

В 2010 г. в Восточном Каратерене ловились язь туркестанский (мало), плотва, жерех, лещ, толстолобик, сом (часто), и сазан (мало), всего 6 видов рыб из двух семейств (карповые, сомовые). Г.В.Никольский и другие (1933) отмечали для озера в 1931 г. те же виды рыб, естественно, за исключением толстолобика, акклиматизированного в бассейне Амударьи. По богатству кормовых и рыбных ресурсов озеро заслуживается серьезного внимания рыбохозяйственных организаций. В этом отношении интродукция ряда гидробионтов Аральского происхождения могла бы явиться достаточно перспективным направлением для повышения продуктивности основных рыбохозяйственных водоемов Узбекистана. Эти мероприятия позволили бы значительно повысить биологическую продуктивность озер, а в конечном итоге и рыбопродуктивность.

Список литературы О зообентосах озера Восточный Каратерень

  • Ешимбаев Д. О химическом составе воды озер Каракалпакской АССР. «Вестник Каракалпакского филиала АН УзССР», 1968. № 1.
  • Мирабдуллаев И.М., Тальских В.Н., Громыко К.В. Озеро Судочье как рефигиум аралской гидрофауны. Доклады АН Республики Узбекистан 2001. № 5-6.
  • Попченко В.И., Булгаков Г.П., Тальских В.Н. Мониторинг макрозообентоса В кН: Руководство по гидробиологическому мониторингу экосистем. С.-Петербург: Гидрометеоиздат.1992.
Статья научная