О звуковой сигнализации птиц во время ночной миграции

Автор: К.В. Большаков

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 2549 т.34, 2025 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140310647

IDR: 140310647

Текст статьи О звуковой сигнализации птиц во время ночной миграции

К.В.Большаков

Второе издание. Первая публикация в 197 2*

Материал по звуковому общению птиц во время ночных перемещений собирался по специально разработанной методике (Большаков 1970). Наблюдения проводились в течение 590 ночей в 1967-1971 годах.

Из 150 видов птиц, мигрирующих ночью в Ленинградской области, звуковые сигналы отмечены нами только у 72 видов. Кроме того, для 12 типов голосовых реакций видовую принадлежность пока что установить не удалось.

Звуковые сигналы зафиксированы у большинства видов, образующих при ночных перемещениях различного рода группировки, в то время как одиночно летящие мигранты обычно сигналов не издавали. Исключение из этого правила составляют некоторые виды уток, образующие наиболее плотные стаи, но летящие в большинстве случаев молча. У целого ряда видов звуковая сигнализация оказалась приуроченной лишь к определённым моментам ночного ритма миграционной активности. В остальное время она была значительно ослаблена или вообще отсутствовала. Во всех подобных случаях звуковая сигнализация была связана с различиями в характере группировок птиц в разные периоды миграции.

Для подавляющего большинства отмеченных нами видов характерно издавание обычных видовых призывных криков. Специализированные ночные миграционные сигналы отмечены только у 4 видов птиц: гори-хвостки-лысушки Phoenicurus phoenicurus , зарянки Erithacus rubecula , лесной завирушки Prunella modularis , пеночки Phylloscopus sp. Однако вопрос об их значении нельзя считать окончательно решённым. Вполне возможно, что эти же звуки обслуживают и другие жизненные функции.

Каждая определённая ситуация в ночном ритме миграционной активности обслуживается звуками, имеющими по большей части «ситуативное» значение (Мальчевский и др. 1972; Мальчевский 2009). Эти звуки могут быть видовым призывным криком, сигналом общего беспокойства или реакцией, выражающейся в «специализированном миграционном крике». Различия в голосовых реакциях иногда заключаются также в разной частоте издавания отдельных сигналов.

Проведённые наблюдения позволили выявить следующие основные ситуации в ночном ритме миграции, для которых характерно использование голосовых реакций, имеющих ситуативное значение: предстартовое поведение, старт, миграционный полёт, предпосадочное и послепо-садочное поведение, приземление. Подобные ситуации отмечены у общественных ночных мигрантов, имеющих чётко выраженный ночной ритм активности. У других видов могут наблюдаться значительные отклонения от приведённой схемы, что в первую очередь связано с характером их группирований.

На основании проведённых наблюдений мы пришли к заключению, что звуковая сигнализация в период ночной миграции может, во-первых, стимулировать имитацию поведения особей своего и других видов. При посредстве звукового общения происходит также образование разного рода группировок и поддержание связи в них в период ночного полёта. Если для стайных ночных мигрантов звуковое общение ограничивается видовым уровнем, то для видов, образующих более рыхлые группы, оно имеет и межвидовое значение. Кроме того, звуковую сигнализацию у общественных ночных мигрантов можно рассматривать как один из способов ориентации в пространстве, причём основу его составляет групповая ориентация. Звуковая сигнализация имеет существенное значение и для выбора начального направления миграции, для поддержания его при ночном полёте, а также для осуществления групповой посадки в наиболее благоприятных местах. Во время ночного полёта используется информация всего «потока мигрантов», летящих над данной территорией. Значение звукового общения резко возрастает при неблагоприятных условиях, что выражается в резком учащении обмена информацией. Звуковые сигналы, издаваемые при приземлении в условиях плохой видимости, могут представлять один из немногих типов индивидуальной акустической ориентации в пространстве. Имеющиеся в нашем распоряжении данные дают основание предполагать возможность использования звука с целью эхолокации при приземлении, что характерно для двух видов ночных мигрантов: певчего дрозда Turdus philomelos и зарянки.

Звуковую сигнализацию, по всей видимости, следует рассматривать как одно из направлений адаптаций к ночным перемещениям, которое свойственно общественным мигрантам, имеющим смешанный ритм ми- грационной активности. При этом развитая форма звукового общения компенсирует низкие индивидуальные возможности к ориентации при ночном полёте. В то же время некоторые виды, обнаруживающие более совершенные ориентационные способности, являются одиночными ночными мигрантами, звуковое общение которых сведено к минимуму или вообще отсутствует.

Таким образом, в ходе эволюции адаптаций птиц к ночным миграциям возникло два основных направления – развитие индивидуальных способностей к ночным перелётам и использование групповой адаптации в форме звукового общения.

Статья