Об атрибуции картины В. И. Шухаева «Покупатель пшеницы» (из цикла «Марокко»). 1960-1961 годы
Автор: Николаев К.А.
Журнал: Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение @journal-gosniir
Статья в выпуске: 3 (7), 2023 года.
Бесплатный доступ
Материалом для статьи послужили результаты экспертного исследования одной картины. Изучение полотна известного русского и советского художника В.И. Шухаева открывает интересные стороны его позднего творчества, связанного с впечатлениями от его путешествияпо Марокко в 1932 г. Серия живописных картин на эту тему была написана Шухаевым в 1960 - 1961 гг. Исследовавшаяся композиция входит в этот цикл картин, которые были первоначально показаны на выставке 1962 года в Тбилиси в залах Государственной картинной галереи Грузии. Многие из них затем поступили в различные российские музеи, а часть из них попала в частные коллекции и местонахождение некоторых работ сейчас неизвестно. В связи с этим вопрос атрибуции этих произведений Шухаева остается актуальным. Также важной продолжает быть проблема выявления подлинных работ художника в связи со случаями фальсификации его оригинальных произведений. Таким образом, проведенное исследование позволило выявить еще одно уникальное произведение В.И. Шухаева и ввести его в контекст советского изобразительного искусства начала 1960-х годов. Изучение позднего творчества Шухаева с точки зрения комплексного подхода до сих пор не предпринималось. Данное исследование является попыткой целенаправленного экспертного рассмотрения позднего живописного произведения Шухаева с привлечением литературных источников, документальных материалов, включающих воспоминания художника и его вдовы. Наибольший интерес представляют сведения о специфике технико-технологических приемов художника. Эта публикация, возможно, подтолкнет исследователей творчества В.И. Шухаева к более глубокому анализу его произведений, исполненных в период конца 1940-х - 1960-х годов.
В.и. шухаев, атрибуция, экспертиза, произведение живописи, техника живописи, искусствознание, марокканская серия картин
Короткий адрес: https://sciup.org/170200483
IDR: 170200483
Текст научной статьи Об атрибуции картины В. И. Шухаева «Покупатель пшеницы» (из цикла «Марокко»). 1960-1961 годы
В статье дан краткий обзор результатов исследования одного произведения. В Отделе научной экспертизы хранится Акт экспертизы № shuh 12 от 31 июля 2013 г. (исполнители: М. М. Красилин, К. А. Николаев, С. А. Кочкин; фотосъемка: К. О. Плещунов).
Поступившая на экспертизу картина (холст, темпера. 100 × 80,2. Частное собрание) не имела подписи. В основе композиции как бы «кадрированное» изображение крупно взятых женских фигур на переднем плане и мужского персонажа за ними, облаченных в характерные восточные костюмы ( ил. 1 ). Жанровая сцена развернута на фоне знойного синего неба в пространстве, отмеченном яркими контрастными сопоставлениями пятен теней и световых акцентов. Композиция отличается монументальностью обобщенного изобразительного языка, напоминая фресковые образы и характеризуется особой выразительностью динамичной живописной трактовки.
Ил. 1.
В. И. Шухаев.
«Покупатель пшеницы». 1960–1961 гг.
Холст, темпера.
100 × 80,2.
Частное собрание.
Специфика сюжетно-образного и пластического языка произведения дала нам основание рассматривать его в контексте творчества известного русского художника Василия Ивановича Шухаева (1887 – 1973). А конкретнее – соотнести данную композицию с циклом его работ 1961 года, исполненным по зарисовкам и этюдам, сделанным во время поездки (весна 1932 г.) по Марокко, куда он был приглашен для росписи отеля в Рабате и виллы паши Марракеша в Касабланке. Супруга художника Вера Федоровна Шухаева вспоминала: «Мы провели незабываемую неделю в Маракеше, Шухаев делал зарисовки пастелью и карандашом, ходили под палящим солнцем с утра до поздней ночи и буквально влюбились в этот сказочный город из "Тысячи и одной ночи"»1.
Особенности использованных художественных материалов, признаки их старения, а также манера исполнения не противоречили возможности создания работы в 1960-е годы. Красочное изображение исполнено на холсте с белым незначительной плотности грунтом. Холст крупнозернистый прямого плотного плетения (8 × 9 нитей на кв. см), тип переплетения – так называемая «рогожка»-трехнитка ( ил. 2 ). Моделировка красочных форм выполнена в уверенной свободной манере письма alla prima в технике темперы. Манера и приемы письма указывали на привычность работы художника в этой технике и его широкую творческую практику.

Илл. 2.
В. И. Шухаев.
«Покупатель пшеницы». Фрагмент оборота холста.
Хорошо разбираясь в различных художественных техниках, Шухаев предпочитал темперу, позволяющую добиваться интенсивности звучания цвета, матовости фактуры, также дающую возможность писать очень быстро, заканчивая живописную разделку буквально за один сеанс. Многие его станковые работы написаны в особой технике яичной темперы, которую он готовил сам. Шухаев любил работать именно в этой старинной технике темперы, с которой познакомился еще в мастерской Д. И. Киплика. Но со временем, как говорит сам автор: «<…> наступило разочарование, вернее, усталость от борьбы с темперой, с ее типичными трудностями. Одна из главных трудностей – невозможность слить краски двух цветов: то, что давалось с необыкновенной легкостью в масляной живописи, трудно делать в яичной темпере. <…> Работая в мастерской масляными красками, на пленэр брал темперные, из-за тех удобств, которые давали эти скоро высыхающие краски. Таким образом, я постепенно стал приобретать навыки более виртуозного использования яичной темперы и, наконец, окончательно перешел только на яично-темперную технику»2. К этой технике художник вновь обращается, вернувшись к полноценной художественной жизни в 1947 г. Тогда ему предложили место в Академии художеств в Тбилиси и работу в местных театрах после возвращения из лагеря в Магадане, куда он в свою очередь попал после восьмилетних колымских лагерей.
В 1950 – 1960-е годы Шухаев активно пишет пейзажи Грузии, создает натюрморты; а в 1961 г. – серию станковых картин, известных как циклы «Марокко» и «Франция», этюды к последнему были выполнены в 1929 году. Вот как описывает создание марокканских композиций В. Ф. Шухаева: «Он выискивает свои наброски пастелью, которые делал в Марокко в 1931 году (ошибочно. Шухаев посетил Марокко весной 1932 г. – К. Н.) и по этим наброскам и воспоминаниям восстанавливает свое впечатление о Марокко и пишет картины, так непохожие на то, что он делал до сих пор»3. Также интересно замечание супруги художника по поводу обращения к этим этюдам почти тридцать лет спустя: «Только в 1961 г. вернулся Шухаев к своим зарисовкам и эскизам Марокко и написал целую серию картин, когда мы жили в Цихис-Джвари. Почему 30 лет пролежали они где-то под спудом, почему вдруг память всколыхнула эти впечатления давних лет?! Объяснить трудно. А он сам никогда этого не объяснял»4. Вероятно, художник давно вынашивал планы по созданию живописных композиций по впечатлениям и натурным зарисовкам от своей марокканской поездки 1932 года. То, что не удалось воплотить на холстах в тот период, Шухаев, как бы наверстывая упущенное время, создает в течение года. Экзотические сюжеты рождаются буквально на одном дыхании. Неожиданно смелые композиции поражают свежестью впечатления – настолько цепко память сохранила давние образы. При этом дар художника-колориста и яркий талант сочинителя выразительных композиций, основывающийся явно на натурных пастельных этюдах, созданных во время путешествия по Марокко, в частности, в Марракеше, выявляют совершенно свободный пластический язык, роднящий этот цикл работ со стилистикой Шухаева 1930-х годов.
Марокканскую серию составляют 37 композиций, выполненных на холсте в технике темперы на основе этюдов 1932 года. Эту серию художник готовил для показа на выставке в Государственной картинной галерее Грузии (Тбилиси) в честь 50-летия своей творческой деятельности. Выставку открыли 4 марта 1962 г. Был издан каталог, где воспроизведены в виде черно-белых иллюстраций некоторые работы из марокканской серии («Продавщица хлеба. Марокко», «Пшеница. (Караван)»). Бóльшая часть картин из этой серии находилась в собрании семьи художника, несколько работ было передано в Государственный Русский музей (ГРМ) и в Картинную галерею Тбилиси. Позже некоторые произведения перешли в частные собрания и ряд российских музеев. Например, большое полотно «Базар» (Холст, темпера. 125 × 121) находится сейчас в Воронежском областном художественном музее им. И. Н. Крамского, картина «Продавец риса» (Холст, темпера. 80 × 100) – в Костромском государственном музее-заповеднике, «Выбор коня» (Холст, темпера. 100 × 80) в Государственной Третьяковской галерее, а «Марокканские дети»
(Холст, темпера. 92 × 75) – в ГРМ. Из работ в частных собраниях, например, можно назвать эффектный портретный образ старика-араба, находящийся в известной коллекции Ю. М. Носова, – эта относительно небольшая работа (53,5 × 44) выполнена на холсте, наклеенном на фанеру, в технике яичной темперы5.
Проходившее экспертизу полотно идентифицируется с работой Шухаева «Покупатель пшеницы», которая приведена в списке основных произведений художника в первой монографии о нем (1972)6. Оригинальные композиционное, колористическое и живописное решения этого холста полностью согласуется с работами Шухаева из марокканского цикла 1960 – 1961 годов. Эти композиции, исполненные в технике темперной живописи, отличаются особой декоративностью колористического решения. Они сочетают в себе «этюдную» непосредственность живописной трактовки и в то же время пластическую законченность жанрового мотива. Особый колорит марокканских полотен отличается чистотой звучания плоскостей цвета – сине-голубого, желтого, белого, красновато-охристого. Пятна локального цвета, положенные с разной интенсивностью тона и плотностью красочной пасты, создают специфическую вибрацию цветовой поверхности, подчеркнутой акцентами фактуры просвечивающего холста ( ил. 3 ). Художник добивается свечения отдельных красочных участков за счет письма alla prima, не смешивая краски, положенные на белую поверхность грунтованного холста, контрастно выделяя их глубокими синими, коричнево-красноватыми тенями ( ил. 4, 5) .

Илл. 3.
В. И. Шухаев.
«Покупатель пшеницы».
Фрагмент.
Изобразительные и живописные приемы исследуемой работы позволяют выявить ряд моментов художественного почерка, отмечаемых в эталонных произведениях Шухаева. Об оригинальной манере письма говорят и небольшие изменения деталей композиции, выполненные непосредственно в процессе красочной разделки изображения. Например, на снимке в инфракрасном спектре хорошо видно, как художник внес уточнения в рисунок очертаний края капюшона бурнуса фигуры в правой части композиции (ил. 6). Весьма характерны приемы написания неба рядами движений кисти в горизонтальном направлении, создающих постепенность тональных переходов и плавное осветление неба к горизонту. Также оригинальными являются приемы работы протиркой кистью, своего рода растушевка светотеневых переходов, с включением контрастных цветовых акцентов, нанесенных точными быстрыми рисующими касаниями кисти. Художник выразительно передает тонкие «акварельные» градации фактуры, подчеркивая насыщенную цветовую среду композиции доминантой локальных цветовых пятен, гармонично звучащих в светлой, наполненной солнцем гамме полотна. По словам автора первой монографии о художнике И.Г. Мямлина, «выработанный опытом метод работы позволял Шухаеву делать быстрые зарисовки пейзажей и жанровых сцен, лишь помечая в рисунках цвет, а общее колористическое решение фиксировать акварелью на других листах, а впоследствии, соединяя их, воссоздавать таким образом виденную картину во всем многообразии ее форм и красок. Так, в частности, было с серией зарисовок 1930 года (дата приводится ошибочно. Верно: 1932 г. – К.Н.) из цикла «Марокко», которые через тридцать лет выросли в большие картины, соединяющие непосредственность этюда с законченностью сложной композиции»7.

Илл. 4.
В. И. Шухаев.
«Покупатель пшеницы».
Фрагмент.
Таким образом, проведенные исследования позволили сделать вывод, что «Покупатель пшеницы» бесспорно принадлежит кисти художника В. И. Шухаева. Она является частью оригинальной серии картин, исполненных художником в 1960 – 1961 гг. по мотивам его натурных этюдов 1932 года, привезенных из путешествия по Марокко. Появление подобных произведений Шухаева в художественном мире сейчас очень редко. Тем самым повышается культурно-историческая и художественная значимость атрибутированной десять лет назад работы, восполняющей лакуну в позднем творчестве художника. Интерес к наследию Мастера не ослабевает и сегодня, о чем свидетельствуют постоянные публикации, посвященные разным аспектам творчества Василия Ивановича Шухаева8.

Илл. 5.
В. И. Шухаев.
«Покупатель пшеницы».
Фрагмент.

Илл. 6.
В. И. Шухаев.
«Покупатель пшеницы». Общий вид. Съемка в инфракрасном спектре излучения.
Список литературы Об атрибуции картины В. И. Шухаева «Покупатель пшеницы» (из цикла «Марокко»). 1960-1961 годы
- Василий Шухаев. Жизнь и творчество / Сост. и автор вступ. ст. Н. А. Элизбарашвили; науч. ред., авт. коммент. Е. П. Яковлева. М.: Галарт, 2010. С. 190.
- Русский авангард: от рассвета до заката. Каталог собрания Ю. М. Носова. М.: Манеж, 2015. Кат. № 532.
- Мямлин И. Г. Василий Иванович Шухаев. [Л.]: [Художник РСФСР], [1972]. С. 155.
- Василий Шухаев: Искусство, судьба, наследие: коллективная монография / Под науч. ред. Е. П. Яковлевой; сост.: Е. Н. Каменская, Е. П. Яковлева. М.: БуксМАрт, 2020. - 376 с.