Об этническом и социальном составе населения Рим-горского городища

Автор: Фоменко Владимир Александрович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 7, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье обзорно рассмотрены результаты изучения Рим-горы - крупного памятника истории и культуры, расположенного в Центральном Предкавказье. Автор приводит данные о находках на городище и у его подножия, относящихся к эпохе бронзы, предскифскому и скифскому времени, сарматской эпохе, раннему и позднему Средневековью. Конкретизируется этнический состав населения городища и его окру́ги в скифо-сарматское время и в эпоху Средневековья. Затронуты также и другие актуальные вопросы изучения Рим-горы. Автор приходит к выводу о сложном этническом составе населения данного торгово-ремесленного и военно-оборонительного центра в постхазарскую эпоху (аланы, вернувшиеся из Подонцовья, потомки жителей равнинных поселений Прикубанья хазарского времени, византийские купцы или миссионеры, а также, вероятно, потомки населения, оставившего Хасаутский некрополь и другие наскальные могильники Центрального Предкавказья).

Еще

Северный кавказ, пятигорье, рим-горское городище, скифо-сарматское время, средневековье, этнокультурная принадлежность населения, торгово-ремесленный центр, военно-оборонительный центр

Короткий адрес: https://sciup.org/14941546

IDR: 14941546   |   DOI: 10.24158/fik.2018.7.6

Текст научной статьи Об этническом и социальном составе населения Рим-горского городища

Наиболее выдающимся археологическим памятником эпохи Средневековья на территории Пятигорья и всего Центрального Предкавказья является городище Рим-гора, расположенное в долине реки Подкумок к западу от Кисловодска и давно известное в историко-археологической литературе. Здесь побывали многие путешественники и исследователи конца XVIII – начала XX в.: П.С. Паллас, Д. де-Монперэ, А.С. Фиркович, Д.М. Струков, Н.Е. Макаренко. В советское время здесь проводили разведки и раскопки В.П. Смолин, А.П. Рунич, Н.Н. Михайлов, Е.П. Алексеева, В.А. Кузнецов, С.Н. Савенко, Х.Х. Биджиев. В постсоветское время городище осматривали Р.Р. Рудницкий, Д.С. Коробов и автор настоящей работы. Наиболее детально этот памятник изучался в 1950–1970-х гг. краеведами Н.Н. Михайловым и А.П. Руничем [1]. В 1990-е гг. городище и особенно его катакомбные могильники сильно пострадали от грабителей.

Укрепленная часть городища – так называемое Рим-горское плато – представляет собой мощный песчаниковый монолит. Это плато является цитаделью и окружено естественными обрывами и искусственно эскарпированными склонами. Площадь цитадели – 16 га, а общая протяженность (периметр) отвесных обрывов, ее ограждающих, – 2 200 м [2]. В наиболее широкой части плато имеется значительное уплощенное возвышение – вершина Рим-горы. Зафиксированы четыре входа на укрепление. Главный вход, видимо, имел ворота. На западном склоне Рим-горы прослежены остатки вала, защищавшего три из четырех входов на городище.

У северного и западного подножий Рим-горы находилось обширное селище. В 1930– 1970-х гг. его размеры составляли около 117 га. На территории этого поселения краеведы отмечали очертания кварталов, остатки отдельных строений и выходы культурного слоя. Воду жители городища брали из реки Подкумок. Кроме того, по краю укрепления в песчанике были вырублены небольшие цистерны для сбора дождевой воды.

У восточного подножия Рим-горы расположен основной (самый крупный, площадью не менее 17 га, и наиболее изученный) катакомбный могильник Х–ХII вв. Известен также более ранний катакомбный могильник (VIII–IX вв.), расположенный на западном склоне Рим-горы, ниже главного входа на городище. От селища и основного могильника на укрепление вела вырезанная в склоне дорога [3].

Селище у подножия Рим-горы и площадь укрепления археологами почти не раскапывались. Собирался подъемный материал и закладывались небольшие шурфы, например, в 1961 г. Е.П. Алексеевой [4]. Находки на укрепленной части, селище и в погребениях основного могильника однозначно указывают время расцвета Рим-горского городища – X–XII вв. К началу этого периода, вероятнее всего, относится создание здесь системы фортификации.

Более ранние периоды жизни людей на плато Рим-горы и у его подножия скрыты слоем X– XII вв. Однако проводившиеся исследования показывают, что местность эта была обитаема уже в эпоху бронзы, о чем говорят курганные могильники того времени, расположенные вблизи городища [5]. Впрочем, выходы культурных слоев эпохи бронзы на территории Рим-горы и рядом с ней не выявлены.

На северном и западном склонах городища зафиксированы немногочисленные находки орнаментированных фрагментов глиняной посуды предскифского и раннескифского времени [6], а также один целый сосуд VIII–VII вв. до н. э., точное место находки которого неизвестно [7]. У западного подножия Рим-горы располагался могильник, состоявший из небольших курганов и бес-курганных захоронений. Опубликованы данные о раскопках здесь краеведами в 1970-х гг. двух погребений скифского времени [8]. Наличие выходов культурного слоя и могильника позволяет предполагать существование на Рим-горе поселения каменномостско-березовской (западноко-банской) культуры VIII–VI вв. до н. э.

Выходы культурных слоев сарматского времени на Рим-горе пока не выявлены. В 1969 г. Н.Н. Михайловым и В.Б. Виноградовым у подножия городища был зафиксирован могильник II– III вв., состоящий из погребений в грунтовых ямах [9]. В 1961 г. у подножия Рим-горы Е.П. Алексеева исследовала Учкекенский могильник с подкурганными катакомбами I–II вв. По мнению ученого, этот памятник «…синхронен и подобен курганам Золотого кладбища на Средней Кубани» [10].

Выше упоминались два катакомбных могильника, непосредственно примыкающих к Рим-горскому плато, – крупный X–XII вв. и небольшой, датированный VIII–IX вв. По данным Е.П. Алексеевой, вблизи Рим-горы выявлены также несколько других средневековых бескурганных могильников, состоящих из различных погребальных сооружений: катакомб, грунтовых ям, каменных ящиков. В данной местности известны и наскальные могильники VII–IX вв. [11].

Особенно интересны три связанных с Рим-горским городищем средневековых могильника.

  • 1.    Крупный христианский могильник, состоящий из грунтовых ям, был выявлен и частично исследован Х.Х. Биджиевым у юго-западного подножия Рим-горы. Данное кладбище, вероятно, оставлено христианским населением городища в Х–ХII вв.

  • 2.    Небольшое христианское кладбище было открыто и частично исследовано в 1961 г. Е.П. Алексеевой у юго-восточного края цитадели Рим-горы. Могильные ямы были, видимо, вырыты в культурном слое, а их нижняя часть выдолблена в скале. Покровных плит выявлено не было. Погребения ориентированы с востока на запад. Форма ям – прямоугольная с закругленными углами или овальная. Всего было открыто пять безынвентарных могил и расчищено одно скопление человеческих костей вне могильной ямы. Погребенные в могилах 1–3 лежали на спине вытянуто, головой на запад. В захоронении 1 был зафиксирован мужской костяк, а в погребении 2 – женский. Кости рук усопших в обеих могилах были скрещены на груди. В захоронении 3 кости взрослого человека в центральной части могилы находились в беспорядке. Детское погребение 4 в яме овальной формы содержало в западной части обломки костей ребенка. В могиле 5 овальной в плане формы человеческие кости находились в беспорядке [12].

  • 3.    Небольшой могильник расположен в современном селении Учкекен у подножия Рим-горы. В 1950-х гг. краеведы Н.Н. Михайлов и А.П. Рунич исследовали на могильнике несколько ограбленных погребений. Уникальны для Центрального Предкавказья катакомбы, а также грунтовые ямы, вырубленные в песчанике и накрытые своеобразными каменными крышками [16]. Своеобразие и тщательность изготовления этих могил позволяют предположить, что здесь были погребены не местные жители, а приезжие купцы или миссионеры. Есть основания считать, что это кладбище функционировало в XIII–XV вв.

В сентябре 1997 г. христианское кладбище на юго-восточном краю плато Рим-горы было осмотрено В.А. Фоменко и Р.Р. Рудницким. В настоящее время часть этого могильника ограблена кладоискателями. На поверхности в 1997 г. были найдены фрагменты человеческих костей, обломки керамики из выходов культурного слоя. Из разрушенных погребений происходят два бубенчика [13]. Аналогичные бубенчики со своеобразно орнаментированной нижней частью встречены в катакомбных погребениях Змейского могильника, которые датируются XIII–XIV вв. [14]. Часть вещевых находок на христианском могильнике на юго-восточной окраине плато Рим-горы позволяет предположить, что этот могильник не является раннесредневековым болгарским (как предполагала Е.П. Алексеева), а датируется эпохой позднего Средневековья [15].

Следует также сказать, что исследования земледельческих террас, проведенные в Кисловодской котловине А.В. Борисовым и Д.С. Коробовым, выявили здесь особый тип остатков земельных угодий – так называемые террасы второго типа, являющиеся каскадами из длинных террас на пологих склонах. Следы таких террас, зафиксированные вблизи Рим-горы, связаны с применением для распашки плуга или рала с отвальной доской. Авторы исследования пишут о наиболее вероятной датировке этих террас первыми веками нашей эры либо Х–ХII вв. Вторая возможная дата связана с эпохой расцвета Рим-горского городища [17].

По нашему мнению, более вероятна ранняя дата из двух предложенных, поскольку у Рим-горы исследован упомянутый выше Учкекенский курганный могильник. Несмотря на сильную ограбленность, этот далеко не заурядный некрополь, возможно, является свидетельством существования здесь поселения и прохождения в I–IV вв. по долине Подкумка торгового пути.

В историографии Рим-гора воспринимается прежде всего как памятник эпохи раннего Средневековья, как «остатки протогорода, стоявшего на крупном военно-торговом пути и бывшего экономическим центром всей округи» [18].

Однако проведенный обзорный анализ результатов изучения Рим-горского городища позволяет говорить еще о двух эпохах существования здесь поселений (в предскифско-раннескиф-ское время и в первых веках нашей эры), предшествовавших превращению Рим-горы в мощную крепость и резкому увеличению численности местного населения в Х–ХII вв. Этнический состав населения данного торгово-ремесленного и военно-оборонительного центра постхазарской эпохи был сложным. Катакомбный могильник Х–ХII вв., состоящий из сотен, а может быть, и тысяч семейных захоронений, оставлен аланами, вернувшимися из Подонцовья. На синхронном грунтовом христианском могильнике у подножия городища, возможно, погребены потомки жителей равнинных поселений Прикубанья хазарского времени. Здесь же, вероятно, покоятся византийские купцы или миссионеры. В составе местного населения были и потомки адыго-алан, оставивших Хасаутский некрополь и другие наскальные могильники Центрального Предкавказья. Среди населения Рим-горы преобладали язычники, о чем также свидетельствует находка каменного языческого жертвенника [19].

Характерной особенностью рим-горского культурного слоя является обилие фрагментов глиняных котлов с так называемыми внутренними ручками. В свое время это позволило Е.П. Алексеевой в отчете о раскопках и в последующих публикациях сделать вывод, что на Рим-горском городище существовала смешанная алано-болгарская культура. Такая интерпретация результатов раскопок вполне объяснима тем, что одной из основных задач экспедиции Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института в 1961 г. был сбор материала по теме «Происхождение карачаевцев и балкарцев по данным археологии». Для этого и было решено провести небольшое обследование Рим-горского городища, где прежде были найдены котлы с внутренними ручками, которые ранее считались характерными для болгарского населения юга Восточной Европы [20]. Однако сейчас такие котлы не связываются именно с протоболгарами [21]. Хотя присутствие более позднего тюркского (половецкого или борганского) компонента в культуре Рим-горы вполне вероятно.

Считается, что монгольское нашествие 1238–1239 гг. привело к гибели Рим-горского городища и других памятников X–XIII вв. в окрестностях современного Кисловодска [22] и лишь во второй половине XV–XVI в. эта часть района Пятигорья, или Кавказских Минеральных Вод, была заселена стабильным населением – предками современных кабардинцев и ногайцев [23]. Однако, как уже говорилось выше, жизнь на Рим-горе продолжалась и в XIII–XV вв.

Ссылки:

  • 1.    Афанасьев Г.Е., Савенко С.Н., Коробов Д.С. Древности Кисловодской котловины. М., 2004. С. 138–139 ; Рунич А.П. Катакомбы Рим-горы // Советская археология. М., 1970. № 2. С. 198–209 ; Рунич А.П., Михайлов Н.Н. Городище Бургусант или Рим-Гора // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1976. Вып. 14. С. 162–182 ; Фоменко В.А. Северо-Западный и Центральный Кавказ в древности и средневековье (вторая половина II тыс. до н. э. – середина II тыс. н. э.): обзор актуальных вопросов социально-экономического и культурно-этнического развития. Нальчик, 2015. С. 35–37.

  • 2.    Рунич А.П., Михайлов Н.Н. Указ. соч. С. 166.

  • 3.    Афанасьев Г.Е., Савенко С.Н., Коробов Д.С. Указ. соч. С. 138–139.

  • 4.    Алексеева Е.П. Отчет о работе археологической экспедиции Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института в июле 1961 года у аула Учкекен Мало-Карачаевского района Карачаево-Черкесской автономной области. Черкесск, 1962.

  • 5.    Афанасьев Г.Е., Савенко С.Н., Коробов Д.С. Указ. соч. С. 166, 167, 181, 184 ; Березин Я.Б., Хашегульгов Б.М. Курганы эпохи бронзы в районе Кисловодска // Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1988. Вып. 15– 16. С. 324–326.

  • 6.    Рудницкий Р.Р., Фоменко В.А. Новые находки эпохи Средневековья из Кисловодской котловины // История и культура народов Северного Кавказа. Пятигорск, 2005. Вып. 2. С. 86–90.

  • 7.    Рунич А.П., Михайлов Н.Н. Указ. соч. С. 167. Рис. 2–8.

  • 8.    Дударев С.Л. Из истории связей населения Кавказа с киммерийско-скифским миром. Грозный, 1991. Табл. 29, 30 ; Маслов В.Е. Погребения VI в. до н. э. Клин-Ярского III могильника // Российская археология. М., 1995. № 3. С. 138.

  • 9.    Виноградов В.Б., Михайлов Н.Н. Новые памятники скифо-сарматского времени в районе г. Кисловодска // Археологические открытия 1969 г. М., 1970. С. 99.

  • 10.    Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М., 1992. С. 158.

  • 11.    Там же. С. 156–162.

  • 12.    Алексеева Е.П. Отчет о работе археологической экспедиции …

  • 13.    Рудницкий Р.Р., Фоменко В.А. Указ. соч. С. 86–90.

  • 14.    Фидаров Р.Ф. Мусульманские погребения алан XIII–XIV вв. с могильников Верхнего Джулата // Историко-филологический архив. Владикавказ, 2004. Вып. 1. С. 36–37.

  • 15.    Рудницкий Р.Р., Фоменко В.А. Указ. соч. С. 86–90.

  • 16.    Кузнецов В.А. Северное Приэльбрусье и Кисловодская котловина в свете алано-осетинской проблемы. Владикавказ, 2014. С. 88–89. Рис. 67–69.

  • 17.    Борисов А.В., Коробов Д.С. Древнее и средневековое земледелие в Кисловодской котловине: итоги почвенно-археологических исследований. М., 2013. С. 166, 171, 201.

  • 18.    Кузнецов В.А. Северное Приэльбрусье … С. 8.

  • 19.    Коваленко А.Н., Фоменко В.А. Об одной давней находке из окрестностей Рим-горы // Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблема гуманизации международных отношений на современном этапе : материалы конф. Черкесск, 1998. С. 35–37.

  • 20.    Кузнецов В.А. Глиняные котлы Северного Кавказа // Краткие сообщения Института археологии. М., 1964. Вып. 99. С. 34–39 ; Kuznecov V.A. Nordkaukasische Tonkessel // Die Keramik der Saltovo-Majazki Kultur und Varianten (Varia Ar-chaeologica Hungarica, III). Budapest, 1990. P. 255–273.

  • 21.    Лопан О.В. Средневековые глиняные подвесные котлы с внутренними ручками-ушками // Средневековые древности Дона. М. ; Иерусалим, 2007. С. 240–311.

  • 22.    Нарожный Е.И. А.П. Рунич и его вклад в изучение золотоордынских древностей Пятигорья // Археология и краеведение Кавминвод. Кисловодск, 1992. С. 48–49.

  • 23.    Кузнецов В.А. Кавказские Минеральные Воды в древности и в средневековье (историко-археологические очерки). Пятигорск, 2005. С. 108–112.

Список литературы Об этническом и социальном составе населения Рим-горского городища

  • Афанасьев Г.Е., Савенко С.Н., Коробов Д.С. Древности Кисловодской котловины. М., 2004. С. 138-139.
  • Рунич А.П. Катакомбы Рим-горы//Советская археология. М., 1970. № 2. С. 198-209.
  • Рунич А.П., Михайлов Н.Н. Городище Бургусант или Рим-Гора//Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1976. Вып. 14. С. 162-182.
  • Фоменко В.А. Северо-Западный и Центральный Кавказ в древности и средневековье (вторая половина II тыс. до н. э. -середина II тыс. н. э.): обзор актуальных вопросов социально-экономического и культурно-этнического развития. Нальчик, 2015. С. 35-37.
  • Алексеева Е.П. Отчет о работе археологической экспедиции Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института в июле 1961 года у аула Учкекен Мало-Карачаевского района Карачаево-Черкесской автономной области. Черкесск, 1962.
  • Березин Я.Б., Хашегульгов Б.М. Курганы эпохи бронзы в районе Кисловодска//Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь, 1988. Вып. 15-16. С. 324-326.
  • Рудницкий Р.Р., Фоменко В.А. Новые находки эпохи Средневековья из Кисловодской котловины//История и культура народов Северного Кавказа. Пятигорск, 2005. Вып. 2. С. 86-90.
  • Дударев С.Л. Из истории связей населения Кавказа с киммерийско-скифским миром. Грозный, 1991. Табл. 29, 30.
  • Маслов В.Е. Погребения VI в. до н. э. Клин-Ярского III могильника//Российская археология. М., 1995. № 3. С. 138.
  • Виноградов В.Б., Михайлов Н.Н. Новые памятники скифо-сарматского времени в районе г. Кисловодска//Археологические открытия 1969 г. М., 1970. С. 99.
  • Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М., 1992. С. 158.
  • Фидаров Р.Ф. Мусульманские погребения алан XIII-XIV вв. с могильников Верхнего Джулата//Историко-филологический архив. Владикавказ, 2004. Вып. 1. С. 36-37.
  • Кузнецов В.А. Северное Приэльбрусье и Кисловодская котловина в свете алано-осетинской проблемы. Владикавказ, 2014. С. 88-89. Рис. 67-69.
  • Борисов А.В., Коробов Д.С. Древнее и средневековое земледелие в Кисловодской котловине: итоги почвенно-археологических исследований. М., 2013. С. 166, 171, 201.
  • Коваленко А.Н., Фоменко В.А. Об одной давней находке из окрестностей Рим-горы//Культурно-историческая общность народов Северного Кавказа и проблема гуманизации международных отношений на современном этапе: материалы конф. Черкесск, 1998. С. 35-37.
  • Кузнецов В.А. Глиняные котлы Северного Кавказа//Краткие сообщения Института археологии. М., 1964. Вып. 99. С. 34-39.
  • Kuznecov V.A. Nordkaukasische Tonkessel//Die Keramik der Saltovo-Majazki Kultur und Varianten (Varia Archaeologica Hungarica, III). Budapest, 1990. P. 255-273.
  • Лопан О.В. Средневековые глиняные подвесные котлы с внутренними ручками-ушками//Средневековые древности Дона. М.; Иерусалим, 2007. С. 240-311.
  • Нарожный Е.И. А.П. Рунич и его вклад в изучение золотоордынских древностей Пятигорья//Археология и краеведение Кавминвод. Кисловодск, 1992. С. 48-49.
  • Кузнецов В.А. Кавказские Минеральные Воды в древности и в средневековье (историко-археологические очерки). Пятигорск, 2005. С. 108-112.
Еще
Статья научная