Об обрядах создателей «цивилизации Окса»

Бесплатный доступ

Обряды цивилизации Окса рассматриваются в контексте трансформаций культур эпохи бронзы в регионе внешнего Ирана (П. Амье). возникновениеАккадской империи связано с подъемом межрегионального обмена и торговли, возникновением колоний и усилением контактов. в разных частях региона в этих условиях формировались культуры, в элитарных слоях которых складывалась специфическая субкультура. она обладала общими признаками, комплексами статусныхвещей, тогда как в нижнем социальном слое продолжали бытовать региональныетрадиции. БМАК В. И. Сарианиди - это и есть верхушечная культура, в низовойв значительной степени сохранялись традиции анауской и связанной с ней культур.В вещественных воплощениях обрядов цивилизации Окса реализовалась геомет-ризованная модель мира (планировка сооружений, антропоморфная скульптура,печати-амулеты, ритуальные сосуды) и образы сезонных обрядов. Особенностипогребальных ритуалов и изображения божеств позволяют реконструировать представления о жизни после смерти и о божествах Мира мертвых.

Еще

Цивилизация окса, интерпретация, системный подход, в. и. сарианиди, п. амье, анауская культура, взаимодействия культур, внешний иран, гонурдепе, образ мира, социальный строй, обереги, монументальные сооружения, погребения, захоронения баранов, антропоморфные изображения, сезонные обряды

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14328164

IDR: 14328164

Список литературы Об обрядах создателей «цивилизации Окса»

  • Антонова Е. В., 1990. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М.: Гл. ред. вост. литературы. 285 с.
  • Антонова Е. В., 2004. Еще раз о культовых сосудах БМАК//У истоков цивилизации/Ред. М. Ф. Косарев, П. М. Кожин, Н. А. Дубова. М.: Старый сад. С. 193-201.
  • Антонова E.В., 2005. К интерпретации жгутовидных мотивов на вещах Бактрийско-маргианского археологического комплекса//ВДИ. № 1. С. 194-208.
  • Антонова Е. В., 2009. К проблеме формирования Бактрийско-Маргианского Археологического Комплекса//КСИА. Вып. 223. С. 202-223.
  • Антонова Е. В., 2010. О геометрических фигурах анауской культуры и БМАК//На пути открытия цивилизации: Сб. ст. к 80-летию В. И. Сарианиди/Ред. П. М. Кожин, М. Ф. Косарев, Н. А. Дубова. СПб.: Алетейя. С. 303-312.
  • Антонова Е. В., 2013. О символизации жилища//Текст Контекст Подтекст: Сб. в честь М. Н. Погребовой/Ред. Г Ю. Колганова. М.: Ин-т востоковедения РАН. С. 34-57.
  • Антонова Е. В., Колганова Г. Ю., 2013. К реконструкции символики цветных минералов и цвета в культуре Древнего Востока//Последний энциклопедист: к юбилею со дня рожд. Б. А. Литвинского/Ред. Г. Ю. Колганова, А. А. Петрова, С. В. Кулланда. М.: Ин-т востоковедения РАН. С. 102-120.
  • Грене Ф, 1989. Некоторые замечания о корнях зороастризма в Средней Азии//ВДИ. № 1. С. 170-171.
  • Дубова Н. А., 2004. Могильник и царский некрополь на берегах большого бассейна Северного Гонура//У истоков цивилизации/Ред. М. Ф. Косарев, П. М. Кожин, Н. А. Дубова. М.: Старый сад. С. 254-281.
  • Дубова Н. А., 2008. Мастерская по производству сплавов на основе меди Северного Гонура (западная часть раскопа 9)//ТМАЭ/Ред. В. И. Сарианиди, П. М. Кожин, М. Ф. Косарев, Н. А. Дубова. Т. 2. М.: Старый сад. С. 94-104.
  • Дубова Н. А., 2012. Погребения животных в стране Маргуш//ТМАЭ/Ред. В. И. Сарианиди, П. М. Кожин, М. Ф. Косарев, Н. А. Дубова. Т. 4: Исследования Гонур Депе в 2008-2011 гг. М.: Старый сад. С. 101-139.
  • Крюкова В. Ю., 2012. О гонурских тюльпанах//ТМАЭ/Ред. В. И. Сарианиди, П. М. Кожин, М. Ф. Косарев, Н. А. Дубова. Т. 4: Исследования Гонур Депе в 2008-2011 гг. М.: Старый Сад. С. 222-237.
  • Неклюдов С. Ю., 1977. О функционально-семантической природе знака в повествовательном фольклоре//Семиотика и художественное творчество/Отв. ред. Ю. Я. Барабаш. М.: Наука. С. 193-228.
  • Новик Е. С., 1984. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме (Опыт сопоставления структур). М.: Гл. ред. вост. литературы. 303 с. Проблема.., 1989 -Проблема возникновения зороастризма в Средней Азии//ВДИ. № 1. С. 151-181; № 2. С. 170-181.
  • Сарианиди В. И., 1989. Протозороастрийский храм в Маргиане и проблема возникновения зороастризма//ВДИ. № 1. С. 152-169.
  • Сарианиди В. И., 1990. Древности страны Маргуш. Ашхабад: Ылым. 313 с.
  • Сарианиди В. И., 2001. Некрополь Гонура и иранское язычество. М.: Мир-медиа. 243 с.
  • Сарианиди В. И., 2006. Царский некрополь на Северном Гонуре//ВДИ. № 2. С. 155-192.
  • Сарианиди В. И., 2010. Задолго до Заратуштры (Археологические доказательства протозороастризма в Бактрии и Маргиане). М.: Старый сад. 147 с.
  • Сарианиди В. И., Дубова Н. А., 2012. Археологические работы Маргианской археологической экспедиции в 2008-2010 гг.//Труды Маргианской археологической экспедиции/Ред. В. И. Сарианиди, П. М. Кожин, М. Ф. Косарев, Н. А. Дубова. Т. 4. М.: Старый сад. С. 29-63.
  • Топоров В. Н., 1992. Мандала//Мифы народов мира. Т. 2. М.: Советская энциклопедия. С. 100-102.
  • Элиаде М., 2002. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. Киев: София; М.: Гелиос. 221 с.
  • Amiet P., 1986. L'âge des échanges inter-iraniens 3500-1700 avant J.-C. Paris: Editions de la Réunion des musées nationaux. 332 р.
  • Brentjes B., 1981. Die Stadt des Yima. Leipzig: E. A. Seemann. 96 S.
  • Sarianidi V., 1998. Myths of Ancient Bactria and Margiana on its Seals and Amulets. Moscow: Pentagraphic. 335 p.
Еще
Статья научная