Об осенних и зимних встречах гусей в Санкт-Петербурге

Автор: Домбровский Константин Юзефович

Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis

Статья в выпуске: 970 т.23, 2014 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/140154567

IDR: 140154567

Текст статьи Об осенних и зимних встречах гусей в Санкт-Петербурге

С конца 1980-х годов я постоянно слежу за зимующими кряквами Anas platyrhynchos в Красном Селе (южная окраина Санкт-Петербурга) на Безымянном озере (59°43' с.ш., 30°06' в.д.). И только в 2007 году впервые видел здесь осенью гуся (белолобого). В последующие годы встречи с этими птицами стали повторяться.

Впервые одиночный молодой белолобый гусь Anser albifrons замечен на пляже 5 ноября 2007 (рис. 1). Он кормился короткой травой, растущей на урезе воды между песчаным пляжем и озером. У берега уже образовалась тонкая корка льда. Гусь держался на берегу, подпуская человека на два шага. Если подойти ближе, он проявлял беспокойство и быстро переходил метра на два, затем продолжал спокойно щипать траву. Голоса не подавал. При мне близко к птице подбежала бродячая собака – её потенциальный враг. Доверчиво относясь к человеку, при приближении собаки гусь перелетел метров на 30 вдоль берега и сел на воду. То, что птица спокойно перелетела на другое место, позволяет считать, что она не ранена.

Рис. 1. Молодой белолобый гусь Anser albifrons . Слева сзади – галка Corvus monedula . Красное Село, озеро Безымянное. 5 ноября 2007. Фото автора.

7, 8 и 10 ноября гусь по-прежнему кормился травой, держась на берегу пляжа у кромки воды, покрытой ледяной коркой (рис. 2). Стал подпускать к себе на шаг, после чего не торопясь отходил в сторону.

13 ноября белолобый гусь переместился на ручей, впадающий в озеро. Здесь он держался вместе с зимующими кряквами на широкой приустьевой части (рис. 3). Уток ежедневно кормили хлебом прогуливающиеся по парку люди. Я в этот день, бросая кусочки булки кряквам (около меня сразу собралось около 30 птиц), пытался дать корм и гусю. Но, несмотря на то, что он плавал всего в 3 м от меня и кусочки корма падали прямо перед ним, он не успевал сориентироваться: пронырливые кряквы сразу выхватывали пищу у него буквально «из-под носа».

Рис. 3. Белолобый гусь Anser albifrons на тонком льду. Безымянное озеро, Красное Село, 7 ноября 2007. Фото автора.

Рис. 2. Белолобый гусь Anser albifrons вместе с кряквами Anas platyrhynchos в устье ручья на Безымянном озере. Красное Село, 13 ноября 2007. Фото автора.

В какой-то момент я смог отвлечь уток в другую сторону, бросая корм двумя руками в разные стороны. И гусь, наконец-то, решился не торопясь взять клювом кусочек чёрного хлеба размером с половину спичечного коробка. Он его не пытался сразу глотать, а часто-часто щипал клювом, отрывая маленькие крошки от плавающего на воде кусочка. Когда к нему подплыли сразу несколько крякв в надежде овладеть добычей, он, не проявляя агрессии, но и не выпуская хлеб из клюва, отплыл к берегу ручья. Утки плавали рядом, но хлеб из клюва гуся не выхватывали. Хотя до этого могли подхватить брошенный с берега кусочек булки, упавший на воду буквально в паре сантиметров от клюва гуся. Полностью съев хлеб, гусь принялся щипать промёрзшую траву, свисающую с прибрежных кочек. Это было последнее наблюдение белолобого гуся в этом году. 15 ноября его уже здесь не было.

В следующий раз молодой белолобый гусь отмечен на этом же озере через год, 30 октября 2009 (рис. 4). Птица щипала траву. При мне гусь спустился к воде и поплыл к середине озера. Взлетать не пытался. 31 октября и 1 ноября гусь держался здесь же. Кормился травой у воды. В эти дни на озере появились первые ледяные забереги.

Рис. 4. Молодой белолобый гусь Anser albifrons на берегу Безымянного озера. Красное Село. 30 октября 2009. Фото автора.

Рис. 5. Белолобый гусь Anser albifrons . Красное Село, 5 ноября 2009. Фото автора.

5 ноября 2009 белолобый гусь плавал вместе с десятком крякв на мелководье ручья. При моём приближении забеспокоился, вышел по склону на дорожку (рис. 5), прошёл несколько метров, после чего перелетел на ручей ближе к шоссе. Здесь он сел на кочку и стал чиститься. К бросаемому кряквам корму (кусочки хлеба и булки) он остался равнодушен. С 7 ноября гусь исчез.

В третий раз молодой белолобый гусь замечен мною около ручья, впадающего в Безымянное озеро, 13 октября 2013 года. Птица неспешно ходила по короткой траве, пощипывая её. Рядом с гусем кормилось около двух десятков вороновых птиц: грачи Corvus frugilegus , галки C. monedula , серые вороны C. cornix . При моём осторожном приближении гусь забеспокоился и стал уходить ускоренным шагом. Если я останавливался, то гусь тоже замедлял шаг и начинал щипать траву. Когда я ускорил своё движение, чтобы проверить, не ранена ли эта птица, гусь легко взлетел, перелетел через дорогу и сел на воду озера. Впоследствии, пока я находился около озера, белолобый гусь медленно плавал в 50 м от берега.

Рис. 6. Белощёкая казарка Branta leucopsis . Озеро Безымянное, Красное Село. 5 ноября 2011. Фото автора.

В 2011 году, 5 ноября, на Безымянном озере в Красном Селе я наблюдал молодую белощёкую казарку Branta leucopsis (рис. 6). Она кормилась травой, растущей между песчаным пляжем и водой. Держалась на берегу, подпускала к себе на 4-5 шагов. Если подходить ближе, она торопливо переходила на несколько метров дальше или заходила в воду и плавала у берега. Голоса не подавала. Один раз видел, как казарка пролетела около 70 м, переместившись на другой край пляжа. Трижды в течение 2-3 мин наблюдал, как на неё с воздуха нападала серая ворона. Она резко пикировала, но было ли касание – не видел. Казарка пригибалась книзу, вытягивая в сторону вороны шею и открывая клюв. После чего снова спокойно продолжала бродить по берегу. Уже с 6 ноября казарки не стало видно.

Случаи остановок в городе доверчивых по отношению к человеку белощёких казарок в последние годы наблюдались неоднократно. Так, в ноябре 2010 года пара белощёких казарок держалась вместе с кряквами вплоть до ледостава в Озерках, на Среднем Суздальском озере (Егоров, Богуславский 2011). Казарки питались травой, но охотно брали и предлагаемый им людьми хлеб. Кстати сказать, в ноябре того же года белощёкая казарка вместе с гуменником Anser fabalis наблюдалась и в городе Пскове на набережной реки Великой (Шемякина 2010). Птицы всё время держались парой и поражали своей доверчивостью. Паслись за газонах, щипая траву; предлагаемый людьми хлеб не ели.

Рис. 7. Белощёкая казарка Branta leucopsis . Озеро Петровское. Карельский перешеек. Выборгский район Ленинградской области. 15 сентября 2010. Фото С.Михельсона.

С 14 по 16 сентября 2010 года мои коллеги, сотрудники ГосНИОРХ, работая на реках Выборгского залива наблюдали на одном и том же месте белощёкую казарку. Птица была явно молодая – на фотографии хорошо заметно, что от клюва через глаз на фоне белого оперения проходит нечёткая бурая полоса (рис. 7). Держалась казарка у берега озера Петровское (60°52' с.ш., 28°47' в.д., Выборгский район, Возрожденская волость). Дважды разбивая маленький палаточный лагерь у этого озера, сотрудники ГосНИОРХ постоянно видели эту птицу, спокойно ходившую около воды и щиплющую молодую траву. Подпускала она людей на 2 м, после чего или торопливо уходила, или слетала на воду озера – не далее 5 м от берега. Ночью казарка спала, сидя в траве около воды и спрятав голову под крыло.

Рис. 8. Белолобый гусь Anser albifrons и белощёкая казарка Branta leucopsis пасутся на берегу пруда в Московском парке Победы. Санкт-Петербург. 2 ноября 2013. Фото А.В.Бардина.

Рис. 9. Отдыхающие белощёкая казарка Branta leucopsis и белолобый гусь Anser albifrons . Московский парк Победы, Санкт-Петербург. 2 ноября 2013. Фото А.В.Бардина.

В октябре и ноябре 2013 года многие петербургские орнитологи и любители природы ездили любоваться на белощёкую казарку и молодого белолобого гуся, которые почти месяц паслись на берегах Фонтанного пруда в Московском парке Победы (рис. 8-10). Эти птицы держались парой и также были очень доверчивы к людям.

Если говорить о поздних осенних встречах гусей, то нужно упомянуть, что 18 октября 1996 я впервые видел одиночную канадскую казарку Branta canadensis в садоводстве «Полесье» близ железнодорож- ной станции Горьковское (60°18‘ с.ш., 29°29' в.д., Выборгский район, Полянская волость). Птица стояла на тонком льду пожарного пруда (10x10 м). Казарка была непуглива, да её никто и не преследовал, люди просто проходили мимо. Удалось отметить, что оперение птицы было несколько тусклое, а все белые участки оперения (грудь и, главное, полоса на голове), имели сероватый оттенок. Возможно, это была молодая птица.

Рис. 10. Белощёкая казарка Branta leucopsis и белолобый гусь Anser albifrons . Московский парк Победы, Санкт-Петербург. 2 ноября 2013. Фото А.В.Бардина.

Рис. 11. Гуменник Anser fabalis на берегу реки Мойки у Второго Садового моста. Санкт-Петербург. 16 октября 2006. Фото В.И.Головань.

У.А.Бирина (2014), ведущая наблюдения за водоплавающими птицами Санкт-Петербурга с 1986 года, стала отмечать гусей в городе с 2005 года, когда 20 октября встретила молодого белолобого гуся на Кронверкском проливе. Молодой гуменник с 13 по 28 октября 2006 держался на реке Мойке (рис. 11). Позднее, по-видимому, именно эта птица осталась зимовать у Петропавловской крепости (Бирина 2014).

Рис. 12. Гуменник Anser fabalis . Большая Нева у набережной Лейтенанта Шмидта. Санкт-Петербург. 24 января 2014. Фото А.В.Бардина.

Рис. 13. Гуменник Anser fabalis кормится на прикормке вместе с кряквами Anas platyrhynchos и сизыми голубями Columba livia . Набережная Лейтенанта Шмидта. 24 января 2014. Фото А.В.Бардина.

Успешная зимовка одного белолобого гуся из пары, остановившейся в городе в ноябре, зарегистрирована в 2008/09 году на Малой Невке возле Лопухинского сада (Яновский 2009). А зимой 2013/14 года многие орнитологи наблюдали оставшегося зимовать в Петербурге гуменника, который довольно широко перемещался по Неве, подолгу задерживаясь в местах прикормки уток (рис. 12-14).

Рис. 14. Зимующие кряквы Anas platyrhynchos и гуменник Anser fabalis на Неве. Набережная Лейтенанта Шмидта. 24 января 2014. Фото А.В.Бардина.

Таким образом, мы становимся свидетелями учащающегося проникновения гусей в городской ландшафт. Отдельные особи, доверчиво относящиеся к людям, всё чаще задерживаются в городе на осеннем пролёте, а некоторые даже остаются на зимовку. А поскольку через Санкт-Петербург летит много гусей, задержка небольшой части этих птиц в городе может стать обычным явлением.

Автор благодарен А.В.Бардину, В.И.Головань и С.Михельсону за информацию, фотографии и обсуждение.

Статья