Об уничтожении дятлами гусениц кукурузного мотылька Ostrinia nubilalis
Автор: Гусев В.М.
Журнал: Русский орнитологический журнал @ornis
Статья в выпуске: 1326 т.25, 2016 года.
Бесплатный доступ
Второе издание. Первая публикация: Гусев В.М. 1947. Об уничтожении дятлами гусениц кукурузного мотылька // Природа 9: 75.
Короткий адрес: https://sciup.org/140156354
IDR: 140156354
Текст краткого сообщения Об уничтожении дятлами гусениц кукурузного мотылька Ostrinia nubilalis
В.М.Гусев
Второе издание. Первая публикация в 1947*
Осенью 1946 года автору пришлось наблюдать указанную деятельность дятлов в окрестностях Харькова, в районе посёлка Высокий, на поле площадью до 80 га, с севера и юга окаймлённого лесами «Бабаевский» и «Крутое». Всё это поле разбито на участки индивидуальных огородов с картофелем, подсолнечником, свёклой, кукурузой и проч. Участки, занятые кукурузой, разбросаны по всей площади поля и обычно не превышали 0.03 га, кроме одного площадью до 6 га. По словам огородников, примерно с первых чисел августа на посевах кукурузы начали встречаться дятлы – одиночками, парами и по нескольку сразу, вместе с большими синицами Parus major и зябликами Fringilla coelebs. В период с 12 сентября по 29 октября мною за 14 посещений было отмечено всего 87 прилётов дятлов, из которых на долю большого пёстрого дятла Dendrocopos major пришлось 60, седого Picus canus – 25 и малого пёстрого Dendrocopos minor – 2. Дятлы встречались здесь днём и вечером и особенно часто, по 6-9 особей одновременно, утром. Посещение это носило регулярный характер и по поведению птиц можно было судить о том, что они свыклись с этим местом кормёжки.
Количество «обрабатываемых» одной птицей растений зависело от продолжительности её пребывания на огороде и количества гусениц кукурузного мотылька, или кукурузной огнёвки Ostrinia nubilalis на растении. Оставаясь на стеблях кукурузы от нескольких минут до получаса и более, одна птица успевала обследовать не менее 12-15 и до нескольких десятков (40-50) экземпляров растений. Дольше других задерживался седой дятел, добывая и большее число гусениц. Вся площадь, подвергшаяся обработке, точному учёту не поддавалась, так как кукуруза большей частью была посажена вперемежку с другими культурами.
Кукурузный мотылёк Ostrinia nubilalis .
Гусеницы кукурузного мотылька Ostrinia nubilalis .
Прилетевший на кукурузу дятел вначале очень тщательно осматривал обёртку початка, изредка постукивая, начиная с верхушки и постепенно доходя до основания. Затем он начинал долбить и расщипывать листья обёртки в верхней части и совать язык в образовавшуюся щель. Иногда птица схватывала клювом часть листа и оттягивала его до середины и даже ниже початка, в результате чего разорванные на тонкие длинные полосы обёрточные листья свисали в виде бахромы. Дятел безошибочно находил ту часть початка, где находилась гусеница, не было случая, чтобы он оголил здоровую половину початка. Покончив с початком, дятел переходил на стебель и, если находил на нём отверстие, сделанное гусеницей, то начинал долбить до самой сердцевины, образуя щель в 2-5 см длиной и 2-3 мм в ширину. Стебель осматривался дятлами также сверху донизу, попутно иногда осматривались пазухи листьев, при этом, после нескольких ударов клювом, листья расщеплялись и повисали.
Обработанные дятлами стебли кукурузы, вопреки опасениям, не ломались от ветра (а осень была довольно ветреная). Нормального вызревания зерна это также не нарушало. В то же время стебли и початки, беспрепятственно подтачиваемые гусеницей, зачастую валились, как это наблюдалось в посёлке, куда дятлы не залетали.
Повреждение кукурузы кукурузным мотыльком в районе посёлка Высокий достигало в этом году 85-96% всех стеблей, и польза, приносимая дятлами на прилежащих к лесу посевах, была весьма ощутимая.