Объективные свойства психотравмирующей ситуации в составах преступлений против жизни
Автор: Согомонов Дмитрий Каренович
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 12, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены некоторые особенности объективных свойств психотравмирующей ситуации в составах преступлений против жизни. Отмечается, что в настоящее время в законе отсутствует дефиниция данного понятия, что приводит к ошибкам при квалификации преступных деяний. В работе представлен анализ различных точек зрения отечественных специалистов в области уголовного права на определение психотравмирующей ситуации. Обращено внимание, что понятие существует в двух ипостасях - в качестве признака объективной и субъективной стороны состава преступления. В рамках первой психотравмирующая ситуация представлена в виде обстановки совершения преступления и вызывается разнообразными фактами негативного воздействия на психику преступника, обуславливая принятие им решения совершить общественно опасное деяние, в рамках второй - как восприятие и переживание происходящего субъектом преступления. В результате проведенного исследования дефиниция конкретизирована. Отмечается, что изучаемая ситуация присуща только трем преступлениям, ответственность за которые установлена ст. 106, 107, 113 УК РФ. Объективные свойства названной ситуации в указанных статьях различаются.
Психотравмирующая ситуация, преступления против жизни, привилегированные составы преступления, объективная сторона преступления, факультативные признаки
Короткий адрес: https://sciup.org/149141795
IDR: 149141795 | DOI: 10.24158/tipor.2022.12.24
Текст научной статьи Объективные свойства психотравмирующей ситуации в составах преступлений против жизни
Преступления против жизни обладают наибольшим уровнем общественной опасности. В связи с этим законодатель с учетом характера охраняемых общественных отношений и их значимости, иными словами, объекта посягательства и степени его общественной опасности1, расположил нормы, предусматривающие уголовную ответственность за данные преступные деяния, в самом начале Особенной части УК РФ. В свою очередь составы преступлений против жизни в уголовном законе дифференцированы по степени общественной опасности на основные, квалифицированные и привилегированные. В конструкцию ряда привилегированных составов против жизни включен признак, который в науке и на практике вызывает спорные вопросы как при квалификации, так и при понимании его содержания и уголовно-правового значения. Данный признак именуется психотравмирующей ситуацией. Он нашел отражение в ст. 106, 107 и 113 УК РФ. Следует согласиться с мнением А.Н. Дубовика, отмечающего, что отсутствие регламентированного понятия «психотравмирующая ситуация» приводит к правовым ошибкам и нарушению прав человека (Дубовик, 2019: 41–45).
Заметим, что анализируемый признак как правовую категорию трудно назвать «чисто» юридической. Без сомнений, в рамках уголовного права она имеет синергетическую связь с психологической наукой. Рассмотрим термин «психотравмирующая» детальнее. Это сложное слово образовано сочетанием двух корней. Первый из них происходит от греческого «псих» – душа, дух или характер. Значение второго – «травмирующий (ая)» – семантически связано с глаголом «травмировать» и существительным «травма». «Травмировать» означает совершать действия, направленные на причинение увечья, повреждения и т.д. С учетом сказанного можно заключить, что термин «психотравма» можно дефинировать как некое душевное увечье, полученное в результате воздействия извне, а производное от него прилагательное «психотравмирующая» – как характеристику, признак чего-либо, создающего условия для возникновения у субъекта психотравмы.
Следует также указать, что рассматриваемая правовая категория включает в себя сочетание двух слов – «психотравмирующая» и «ситуация». Обратим внимание, что «ситуация» (от лат. Situatio – положение) – сочетание обстоятельств, формирующих определенную обстановку, положение, а также – одноактность и неповторимость наступления определенных событий (Лукомская, 2011).
С учетом изложенного можно констатировать, что ситуация в деятельности человека – это конкретный набор обстоятельств, оказывающих влияние на действующего субъекта в определённое время.
В связи с особенностями правовой природы изучаемого признака с целью установления его места в рамках составов преступлений против жизни, а также определения уголовно-правового значения необходимо выявить, как он понимается в доктрине, поскольку его легальная дефиниция в рамках отечественного законодательства и правоприменительной практики отсутствует.
Например, некоторые исследователи полагают, что под психотравмирующей ситуацией следует понимать негативное воздействие на психику субъекта преступления1. По мнению А. Тайбакова и О. Погодина, психотравмирующая ситуация – это своеобразный срыв нормальной высшей нервной деятельности (Тайбаков, Погодин,1997: 16). А.Н. Красиков понимает под данным термином ситуацию, складывающуюся постепенно, в результате многократного негативного воздействия на психику субъекта преступления, то есть при накоплении им отрицательных эмоций (Красиков, 1999: 124).
А.С. Лукомская приходит к выводу, что психотравмирующей ситуацией следует называть определенный набор обстоятельств, создающий препятствия для достижения цели и способный оказать воздействие на психическое состояние преступника в виде внешнего и внутреннего конфликта, выраженное конкретным эмоциональным состоянием» (Лукомская, 2011).
B.К. Дуюнов определяет психотравмирующую ситуацию как ситуацию, возникающую не одномоментно, а постепенно, связанную с аккумуляцией у субъекта преступления отрицательных эмоций на фоне негативного воздействия внешних факторов на его психику2.
Обобщив разные точки зрения ученых на исследуемый феномен, можно резюмировать, что в науке уголовного права под психотравмирующей ситуацией понимается набор негативных обстоятельств, поступающих извне, оказывающих отрицательное воздействие на психику субъекта преступного деяния и порождающих в свою очередь совершение им общественно опасного деяния.
Названная ситуация определяет характер психической травмы субъекта преступного деяния, а длительность негативного воздействия обусловливается не только непосредственно обстоятельствами, но и в большей степени отношением субъекта к этой ситуации. Чем продолжительнее переживание, тем оно более выражено (Тайбаков, Погодин, 1997: 16).
Таким образом, психотравмирующая ситуация в качестве признака объективной стороны преступления предполагает длительность воздействия негативных факторов на психику преступника (Улитин, 2019).
Представленные ранее мнения, а также обобщённые выводы свидетельствуют, что психотравмирующая ситуация соотносится с двумя элементами состава преступления – его объективной и субъективной сторонами. Как отмечает И.М. Мухачева, в первом случае она представляет собой неблагоприятные обстоятельства, а во втором – восприятие их преступником, что и «запускает» психотравмирующий эффект (Мухачева, 2017).
Следует обратить внимание, что существует исчерпывающий перечень критериев формирования психотравмирующей ситуации с учетом ее уголовно-правовой специфики: она должна иметь непосредственную связь с обстоятельствами преступного деяния; существовать в момент совершения преступления; признаваться психотравмирующей обществом, а не только восприниматься таковой субъектом преступного деяния; должна оказывать воздействие на принятие им решения о совершении преступного деяния1.
Определив понятие и особенности психотравмирующей ситуации, в рамках настоящего исследования необходимо установить, что именно из содержания названной правовой категории относится к объективной стороне преступления.
Как отмечается в научной литературе, психотравмирующая ситуация в рамках объективной стороны преступного деяния представлена в виде обстановки совершения преступления и вызывается разнообразными фактами негативного воздействия на психику преступника, решившегося совершить общественно опасное деяние2.
Как было указано ранее, любая ситуация включает в себя конкретный набор обстоятельств. Анализируя диспозиции ст. 106, 107, 113 УК РФ, можно заметить, что законодатель по-разному подошел в них к регламентации психотравмирующей ситуации. В ст. 107 и 113 УК РФ указано, что она возникает в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего. В свою очередь ст. 106 УК РФ определено только то, что убийство матерью новорожденного ребенка в условиях психотравмирующей ситуации является основанием для применения данной нормы. Все указанные характеристики относятся именно к объективной стороне составов преступлений против жизни. Следует согласиться с мнением Н.А. Лопашенко, которая указывает, что, несмотря на общее содержание психотравмирующей ситуации, законодатель разделил ее между двумя составами (ст. 106 и 107 УК РФ), определив разные основания возникновения такой ситуации относительно них (Лопашенко, 2018: 554). Исследователь также отмечает, что, формируя рассматриваемую ситуацию в ст. 106 УК РФ, необходимо последовать примеру законодательной конструкции признака психотравмирующей ситуации в составе убийства в состоянии аффекта, закрепив в названной статье не просто одно ее условие, а дополнив и связав его с основанием возникновения, а именно с беременностью и родами. Это позволит исключить признание психотравмирующей ситуации, не связанной с беременностью и родами, смягчающим обстоятельством при убийстве матерью новорожденного ребенка.
Таким образом, можно сделать вывод, что психотравмирующая ситуация применительно к преступлениям, предусмотренным ст. 107 и 113 УК РФ, возникает в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего, а к деянию, указанному в ст. 106 УК РФ, – в связи с беременностью и родами.
А.П. Штаньковой предпринята попытка выработки понятия рассматриваемой правовой категории в рамках ст. 106 УК РФ. По мнению исследователя, психотравмирующей ситуацией является постепенно нарастающая психологическая реакция отчаяния, депрессии, безволия и др., завершающаяся взрывом отрицательных эмоций, при которых лицо совершает преступление (Штанькова, 2016).
На основании представленного анализа объективных свойств психотравмирующей ситуации в рамках составов преступлений против жизни можно сделать следующее выводы:
-
1. С учетом анализа мнений, высказанных в уголовно-правовой доктрине, предлагается авторское уголовно-правовое понимание психотравмирующей ситуации. Она может быть определена как система направленных на лицо извне негативных обстоятельств, относящихся к факультативным признакам объективной стороны состава преступления, оказывающих отрицательное воздействие на психику субъекта преступного деяния, что в свою очередь соотносимо с факультативными признаками субъективной стороны, совокупно порождающих совершение общественно опасного деяния.
-
2. Уголовно-правовое значение объективных свойств психотравмирующей ситуации заключается в том, что они выступают факультативными признаками объективной стороны состава преступления и позволяют установить внешнюю характеристику привилегированных составов преступлений против жизни и отграничить их от смежных преступных деяний.
-
3. Психотравмирующая ситуация присуща трем преступлениям, ответственность за которые установлена ст. 106, 107, 113 УК РФ. Объективные свойства названной ситуации в указанных статьях отличаются друг от друга. К объективной стороне анализируемой ситуации согласно ст. 107 и 113 УК РФ относится систематическое противоправное или аморальное поведение потерпевшего, а ст. 106 УК РФ – беременность и роды.
-
4. Следует согласиться с высказанным в специальной литературе мнением, что диспозиция ст. 106 УК РФ требует конкретизации в части регламентации психотравмирующей ситуации. Названную статью необходимо дополнить указанием на основания ее возникновения, связав их с беременностью и родами.
Список литературы Объективные свойства психотравмирующей ситуации в составах преступлений против жизни
- Дубовик А.С. Установление психотравмирующей ситуации при убийстве матерью новорожденного ребенка // Вестник науки и образования. 2019. № 16 (70). С. 41-45.
- Красиков А.Н. Преступления против права человека на жизнь: в аспектах de lege lata и de lege ferenda. Саратов, 1999. 219 с.
- Лопашенко Н.А. Исследование убийств: закон, доктрина, судебная практика. М., 2018. 656 с.
- Лукомская А.С. Понятие психотравмирующей ситуации в ст. 106 УК РФ // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 3 (122). С. 74-77.
- Мухачева И.М. Понятие и виды психофизиологического состояния лица, совершившего преступление // Актуальные проблемы российского права. 2017. № 7 (80). С. 115-123.
- Тайбаков А.И., Погодин О. Убийство матерью новорожденного ребенка // Законность. 1997. № 5. С. 16-17.
- Улитин И.Н. Некоторые вопросы субъективной стороны убийства матерью новорожденного ребенка // Znanstvena Misel. 2019. № 4-1 (29). С. 33-36.
- Штанькова А.П. Привилегированный состав преступления и его значение для дифференциации наказания // Право и глобальный социум. 2016. № 4. С. 63-68.