Обеспечение принципа недискриминации как основа конституционного права в сфере охраны здоровья
Автор: Хасанов Фидель Загирович
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Права человека в Евразийском пространстве
Статья в выпуске: 1 (20), 2016 года.
Бесплатный доступ
Цель: Исследовать конституционное право граждан на охрану здоровья через принцип недискриминации. Методология: Автором применялся формально-юридический метод на базе системности и комплексности его применения. Результаты: В статье делается вывод о том, что принцип недискриминации и равенства при осуществлении права на охрану здоровья является одним из ключевых принципов международного права для всех государств. Дискриминация в сфере здравоохранения отражает нарушение фундаментального источника права - принципа справедливости и связанных с ним принципов равенства и человеческого достоинства, что в цивилизованном обществе просто недопустимо. Новизна/оригинальность/ценность: Статья имеет определенную научную ценность и важную практическую значимость, поскольку содержит комплексное исследование правовой природы принципа недискриминации именно в сфере охраны здоровья как важного элемента конституционного права.
Принцип недискриминации, охрана здоровья, конституционное право, международное сообщество, государство, доступность медицинской помощи
Короткий адрес: https://sciup.org/14027887
IDR: 14027887
Текст научной статьи Обеспечение принципа недискриминации как основа конституционного права в сфере охраны здоровья
Конституционное право на охрану здоровья человека напрямую связано с социальными обязательствами государства, взятыми на себя или возложенными на правительство и общественные (частные) организации по обеспечению населения страны медицинской помощью. Данное право является достоянием всего общества и предполагает равную доступность медицинской помощи для всех жителей какого-либо государства или географического региона, устраняя финансовые, географические, культурные, социальные, психологические и иные дискриминирующие барьеры.
Не случайно в ч. 1 ст. 41 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В принципе все государства – участники Генеральной Ассамблеи ООН в своих обязательствах делают упор именно на «равенство» и «отсутствие дискриминации» в сфере здоровья и доступность медицинского обслуживания «для каждого человека». Согласно принятым документам, государства осуждают расовую дискриминацию, обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами, обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности и в отношении осуществления права на здраво- охранение, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание. В этой связи в прошлом веке данной международной организацией принят ряд важных документов, затрагивающих вопросы предотвращения и запрета дискриминации, в том числе и в сфере здравоохранения: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года, Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 года, Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года; Конвенция о предотвращении дискриминации в области образования, науки и культуры от 14 декабря 1960 года; Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года и др.
Термин «охрана здоровья» впервые употреблен в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года, которая признала право на охрану здоровья и безопасные условия труда, в том числе по сохранению функции продолжения рода. Признавая, что здравоохранение в отношении женщин является особенным в силу материнства, конвенция установила, что материнство и продолжение рода и есть часть права на здоровье.
Дискриминация в сфере здравоохранения, как правило, имеет скрытую форму, наблюдается в отношении неимущих и малоимущих групп населения. В эту категорию чаще всего входят женщины, дети, люди с ограниченными возможностями, больные СПИД / ВИЧ, мигранты и члены их семей. Об этом свидетельствует, в частности, постановление ЕСПЧ от 10.03.2011 по делу «Ки-ютин против Российской Федерации» (жалоба № 2700/10) [4]. По делу обжалован отказ в предоставлении заявителю разрешения на временное проживание в Российской Федерации вместе с семьей в связи с наличием у него ВИЧ-инфекции. ЕСПЧ установил, что по делу нарушены требования статей 8 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Большую группу лиц, подвергающихся дискриминации в сфере охраны здоровья, составляют лица, имеющие психические заболевания, которые не получают должного лечения во многих странах. Большинство стран даже не имеют четкой стратегии в области лечения подобных заболеваний, порой в бюджете отсутствует графа для этих целей.
В средствах массовой информации часто встречаются публикации по поводу дискримина- ции по состоянию здоровья (увольнение работника), отказа скорой помощи приехать к тяжелобольному мигранту, избиения участников ЛГБТ-сообщества, отказа в медицинской помощи ВИЧ-инфицированным и т. д.
В стенах ООН в последние годы все чаще можно услышать призывы покончить с дискриминацией. В своем обращении к Международному олимпийскому комитету генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун подчеркнул, что ненависти любого рода нет места в ХХI веке, нужно возвысить свой голос против атак на лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров и интерсексуалов.
Так, ежегодно 1 марта ЮНЭЙДС (Объединенная программа ООН по ВИЧ / СПИДу) проводит акцию «Ноль дискриминации», или день без дискриминации, к которой присоединились многие страны. Организаторы отметили, что почти в 80 странах есть законы, криминализирующие однополые отношения. В Малави, Намибии и Ботсване почти каждый пятый мужчина, имеющий половые отношения с мужчинами, сообщает о том, что он боится обращаться за медицинской помощью. В мире более 10 % женщин и 23 % мужчин, живущих с инвалидностью, сообщают о том, что они не обращались повторно за медицинской помощью, так как к ним плохо относились во время предыдущего посещения.
Как должен работать принцип недискрими-нации, отчетливо прослеживается, в частности, в концепции прав пациента в европейских странах, где права здорового / больного потребителя медицинских услуг условно подразделены на пять групп.
В первую группу входят права человека и человеческие ценности в здравоохранении, включающие право на уважение собственной личности, на самоопределение, на сохранение физической и психической целостности, на уважение тайн человека, на собственные моральные и культурные ценности, религиозные и философские убеждения, на защиту здоровья в той мере, в которой позволяют существующие меры профилактики и лечения болезней. Особо подчеркивается, что реализация перечисленных прав должна осуществляться не в ущерб законным интересам других членов общества.
Вторая группа включает права, гарантирующие доступ к информации о состоянии своего здоровья, в том числе к данным о возможном риске лечения, сведениям о возможных последствиях отказа от лечения, информации о диагнозе, прогнозе и плане лечебных мероприятий. Если больной не говорит на обычном в данной стране языке, необходимо обеспечить ту или иную форму перевода.
В третьей группе регламентированы условия и процедуры получения согласия на медико-биологическое вмешательство, в четвертой группе закреплены права, обеспечивающие конфиденциальность и приватность сведений о состоянии здоровья пациента, диагнозе и т. д.
В пятой группе провозглашено право каждого человека на получение медицинской помощи, соответствующей состоянию его здоровья, включая помощь профилактического и лечебного характера. Отмечено, что предоставление медицинских услуг должно соответствовать финансовым, человеческим и материальным ресурсам данного общества и обеспечивать постоянную доступность необходимой медицинской помощи для всех в равной мере без какой-либо дискриминации. В ситуациях, когда медицинская помощь должна быть оказана одновременно нескольким больным, а работник учреждения здравоохранения вынужден определить очередность ее оказания, пациенты вправе надеяться, что выбор очередности будет основан исключительно на медицинских критериях, избегая дискриминационных факторов.
Все же разница в экономических и социальных ресурсах отдельных государств в сфере здравоохранения может стать причиной неравной доступности медицинской помощи для каждого человека. Доступность медицинской помощи напрямую связана с достаточностью денежных средств, выделяемых из бюджета на нужды системы здравоохранения [2]. Инвестиции в дорогостоящие лечебные услуги, которые зачастую доступны лишь небольшой привилегированной части населения, не должны носить непропорциональный характер в ущерб первичным и профилактическим медико-санитарным услугам, в которых нуждается большая часть населения.
Недискриминация – это когда учреждения здравоохранения, медицинские товары и услуги де-юре и де-факто доступны для всех, особенно для наиболее уязвимых или социально отчужденных слоев населения. Очень важным представля- ется конституционное закрепление права на охрану здоровья, учитывая, что здоровье населения без преувеличения является основой национальной безопасности страны. Ответственность органов власти в РФ за обеспечение конституционных прав граждан на охрану здоровья и получение гарантированной медицинской помощи надлежащего качества должна стать приоритетом государственной политики. Несмотря на негативные последствия экономических спадов (1998–2001, 2007–2009, осень–зима 2014 г.), действия государственной власти по стабилизации экономической ситуации в социальной сфере ни в коем случае не должны ущемлять права граждан на охрану здоровья.
Список литературы Обеспечение принципа недискриминации как основа конституционного права в сфере охраны здоровья
- Беляков А.В. Международно-правовые аспекты: право на здоровье как одно из основных прав человека//Социальное и пенсионное право. 2009. № 3. С. 39-42.
- Белоусова А.А. Концептуальные аспекты, повлиявшие на международно-правовое закрепление права человека на здоровье//Вестник РУДН. 2014. № 4. С. 314-329.
- Блинов А.Г. Соотношение уголовного и здравоохранительного законодательства в сфере обеспечения прав и свобод пациента//Библиотека криминалиста. 2013. № 2. С. 40-45.
- Постановление ЕСПЧ от 10.03.2011 «Киютин против Российской Федерации»//Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2011. № 12.