Обеспечение продовольственной безопасности страны как условие повышения уровня и качества жизни российских граждан

Автор: Асалиев А.М., Забелина О.В.

Журнал: Уровень жизни населения регионов России @vcugjournal

Рубрика: Вопросы теории

Статья в выпуске: 4 (170), 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье в контексте обострения в долгосрочной перспективе мировой продовольственной проблемы поднимаются вопросы обеспечения продовольственной безопасности России на основе политики импортозамещения. Продовольственная безопасность рассматривается авторами как необходимое условие повышения уровня и качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Продовольственная проблема, продовольственная безопасность, обеспечение продуктами питания, физическая и экономическая доступность продуктов питания, благосостояние населения

Короткий адрес: https://sciup.org/143181625

IDR: 143181625

Текст научной статьи Обеспечение продовольственной безопасности страны как условие повышения уровня и качества жизни российских граждан

Нехватка продуктов питания сопровождала человечество на всем протяжении его истории. Продовольственная проблема возникла не сегодня и не вчера, а появилась одновременно с появлением человека, и по мере его развития меняла свои черты и масштабы, превратившись во второй половине ХХ в. в мировую, планетарную, глобальную проблему.

Под понятием глобальные проблемы подразумевают проблемы всего человечества, влияющие на ход развития экономики и социальной сферы, экологию, политическую стабильность и требующие международного сотрудничества, так как ни одно, даже самое высокоразвитое государство, не может решить их самостоятельно. А одной из глобальных проблем современности является проблема обеспечения человечества продовольствием.

В широком смысле к продовольственной проблеме относят обычно производство, распределение, обмен и потребление продовольствия в мире и в отдельных странах. В узком смысле под продовольственной проблемой понимается обеспечение продуктами питания населения, его групп, социальных классов.

О благосостоянии населения можно судить по удельному весу расходов на питание в доходах домохозяйств. Еще в XIX в. прусский статистик Эрнест Энгель обнаружил зависимость, получившую название «закон Энгеля». Суть закона в том, что удельный вес расходов на питание тем больше, чем меньше уровень дохода населения. С ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает [1].

Продовольственная необеспеченность, неполноценное питание и низкий уровень благосостояния населения (нищета) – это тесно переплетающиеся элементы одного и того же порочного круга. Считается, что человек живет в нищете, если он не способен надлежащим образом удовлетворить свои основные потребности в продовольствии, защите здоровья, воде, жилье, начальном образовании и участии в жизни сообщества. В свою очередь, голод и недоедание порождают нищету, поскольку не позволяют людям раскрыть свой потенциал и внести вклад в процесс развития своих стран. Голод повышает уязвимость людей к болезням. Он делает их слабыми и летаргичными, снижает их работоспособность и порождает иждивенчество. Жизнь в этом порочном кругу продолжается из поколения в поколение, и ситуация не изменится, если не будут приняты эффективные контрмеры. Поэтому борьба с недоеданием – важнейший элемент в деле сокращения масштабов нищеты и повышения уровня благосостояния человечества.

Продовольственная необеспеченность государства вызывает голод и неполноценное питание населения и имеет серьезные негативные последствия для дальнейшего экономического и общественного развития нации и страны. Гарантии же физической и экономической доступности для каждого жителя страны пищевых продуктов и полноценное питание населения являются предпосылками положительного тренда развития. Улучшение питания человека ведет к росту его физических и умственных способностей, росту производительности труда, повышению уровня благосостояния и здоровья нации, экономии расходов государства на здравоохранение и социальные выплаты, а в совокупности – к повышению показателей роста национальной экономики.

В последнее время мы можем наблюдать некую ажиотажную истерию в СМИ и на потребительском рынке, связанную с ростом цен на продовольствие. В начале 2011 г., ссылаясь на данные Продовольственной и сельскохозяйственной Организации Объединенных Наций (ФАО) (англ. Food and Agriculture Organization, FAO – занимается международным сотрудничеством в сфере решения продовольственной проблемы), в различных источниках СМИ сообщается о росте мировых цен на продовольствие и о том, что они «…достигли исторического максимума» или «…установили новый максимум». О необходимости принятия мер повышения продовольственной обеспеченности заявляют и политики, и общественные организации. И любой рядовой потребитель постоянно ощущает весомый рост цен на продукты питания за последние годы. Постараемся разобраться с причинами обострения актуализации продовольственной проблемы.

Для начала рассмотрим динамику изменения цен на продовольственные товары, основываясь на индексе продовольственных цен ФАО – показателя изменения за месяц международных цен на корзину продовольственных сырьевых товаров. Он рассчитывается на основе средних значений индексов цен на пять товарных групп и взвешенных с учетом среднего показателя доли каждой группы в экспорте в 2002-2004 гг. К таким пяти товарным группам относятся: сахар, масло и жиры, зерновые, молочные продукты, мясо. Индекс цен на продовольствие ФАО [2] показывает активный рост за последние пять лет. В феврале 2011 г. продовольственный индекс цен ФАО вырос до 236 пунктов и стал самой высокой отметкой с 1990 г. Что повлияло на такой скачок цен на продовольствие?

На первый взгляд, причина роста цен на продовольствие – невероятное стечение разнообразных климатических аномалий, в последнее время с пугающей регулярностью случающихся в разных концах света. Обычно в ответ на резкий рост цен фермеры значительно увеличивают площади посевов, и к следующему году цены падают. Однако, судя по тревожным долгосрочным прогнозам, значительно возросшая волатильность цен на сельскохозяйственное сырье имеет более фундаментальную природу. Что изменилось?

В 60-х гг. прошлого века благодаря ряду технологических изменений, получивших название Зеленой революции, удалось значительно повысить производительность сельского хозяйства. С тех пор цены на базовые продукты питания снижались год от года. По данным ФАО, урожайность пшеницы с 1961-го по 1990 гг. в среднем росла на 3% в год, в то время как ежегодный средний прирост населения составлял 1,8%.

В 1990-х гг. возможность для дальнейших технологических улучшений была практически исчерпана, и ежегодный рост урожайности зерна снизился до 0,5%. Однако темпы роста населения снизились только до 1,4% в год. По данным Министерства сельского хозяйства США, с 2000 г. фермерские хозяйства Северного полушария увеличивали ежегодное производство всех основных видов зерновых на 16% в год. Ежегодный спрос за тот же период рос на 20%. По данным ООН, в 2011 г. рост цен на продовольствие составил 25%, увеличив число людей, живущих за чертой крайней бедности, на 44 млн человек.

По прогнозам ООН, к 2050 г. население вырастет с нынешних 7 млрд до 9 млрд человек. По данным ФАО, уже сейчас в мире около 1 млрд человек живет в состоянии хронического голода.

Впрочем, рост населения – это только половина проблемы. По мере роста прослойки среднего класса в развивающихся странах, прежде всего, в Китае, Индии, диетические предпочтения людей меняются. Так, с 1980-го по 2005 гг. потребление мяса в Китае удвоилось. С 2000 г. спрос на свинину вырос на 30%, на говядину – на 6,7%. По данным ФАО, в развивающихся странах в 2000 г. на долю мяса приходилось около 20% от потребляемых калорий, однако к 2050 г. это доля достигнет 29%. Для производства 1 кг говядины современными промышленными методами необходимо 6,5 кг зерна. Неудивительно, что мировое производство решительно не поспевает за спросом.

И наконец, растущее использование биотоплива в мире усложняет и без того непростую ситуацию. В попытке ослабить нефтяную зависимость все большее число стран вводит обязательные квоты на использование биотоплива. К 2020 г. Бразилия, Япония и Евросоюз собираются заместить этанолом 10% от общего объема потребляемого топлива. США намеревается заместить этанолом 30% транспортного топлива к 2030 г. Поскольку на энергетическом рынке обращаются значительно более серьезные средства, даже небольшое изменение структуры спроса влечет грандиозные изменения на сравнительно более дешевом зерновом рынке. Сейчас в США на долю этанола приходится 8% потребляемого топлива, однако для его производства используется 40% урожая американской кукурузы.

Таким образом, в долгосрочной перспективе наблюдается тенденция обострения продовольственной проблемы в общемировом масштабе, что повысило актуальность решения задачи обеспечения продовольственной безопасности России.

Продовольственная безопасность России является одной из главных составляющих национальной безопасности, фактором сохранения государственности и суверенитета страны, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета – повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

В феврале 2010 г. Указом Президента России Д.А. Медведева утверждена Доктрина продовольственной безопасности [3]. Доктрина является важнейшим документом, определяющим политику импортоза-мещения и дальнейшего развития сельского, рыбного хозяйства и пищевого производства страны, являющихся основными источниками пищевых продуктов. В основу Доктрины положена необходимость стабильности внутреннего производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, и на этой основе – надежного обеспечения населения страны качественным и доступным продовольствием.

В соответствии с Доктриной продовольственная безопасность Российской Федерации – это состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [3].

Под экономической доступностью продовольствия понимается возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченные соответствующим уровнем доходов населения. Под физической доступностью – уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов [3].

Продовольственная независимость Российской Федерации обеспечивается при устойчивом отечественном производстве пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.

В качестве критерия оценки продовольственной безопасности определен удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка соответствующих продуктов. В соответствии с Доктриной удельный вес основных видов отечественной продукции должен составлять:

зерна – не менее 95%;

сахара – не менее 80%;

растительного масла – не менее 80%;

мяса и мясопродуктов – не менее 85%;

молока и молокопродуктов – не менее 90%;

рыбной продукции – не менее 80%;

картофеля – не менее 95%;

соли пищевой – не менее 85% [3].

Таким образом, впервые в Доктрине государство на законодательном уровне установило критерии продовольственной безопасности. Кроме того, для оценки состояния продовольственной безопасности утверждены следующие показатели в сфере производства и национальной конкурентоспособности, а также потребления продуктов питания населением:

  • а)    в сфере потребления:

  • •    располагаемые ресурсы домашних хозяйств по группам населения;

  • •    обеспеченность площадями для осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек;

  • •    потребление пищевых продуктов в расчете на душу населения;

  • •    объемы адресной помощи населению;

  • •    суточная калорийность питания человека;

  • •    количество белков, жиров, углеводов, витаминов, макро– и микроэлементов, потребляемых человеком в сутки;

  • •    индекс потребительских цен на пищевые продукты;

  • б)    в сфере производства и национальной конкурентоспособности:

  • •    объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

  • •    импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

  • •    бюджетная поддержка производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в расчете на рубль реализованной продукции;

  • •    продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов;

  • •    объемы реализации пищевых продуктов организациями торговли и общественного питания;

  • в)    в сфере организации управления:

  • •    объемы продовольствия государственного материального резерва, сформированного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

  • •    запасы сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия [3].

На сегодня Россия все еще является крупным нетто-импортером продовольствия и сырья для его производства. По данным Федеральной таможенной службы, в 2010 г. импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составил 33 721 651,5 тыс. долларов США, а экспорт – 8 075 667,5 тыс. долларов США, то есть совокупный импорт превышал экспорт более чем в четыре раза. Четверть российского экспорта в стоимостном выражении составляла пшеница (2 069 200 тыс. долларов США). В импорте преобладающая доля в стоимостном выражении приходилась на мясо (5 005 700 тыс. долларов США), алкогольные и безалкогольные напитки (2 239 000 тыс. долларов США) и рыбу (1 691 000 тыс. долларов США) [4].

В интервью «Российской газете» министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник подтвердила, что «по ряду стратегических позиций мы все еще серьезно зависим от импорта», к которым министр отнес мясо, молочную продукцию, сахар. Доля импорта по данным видам продукции составляет от 15 до 40 процентов в общем объеме внутреннего рынка». Со слов министра, «по зерну и картофелю мы уже сейчас полностью обеспечиваем внутренние потребности». При этом «задачи, поставленные в доктрине, будут решаться комплексно и основываться на анализе спроса и предложения, структуры потребления, экономических аспектах производства по каждой группе сельскохозяйственной продукции» [5].

Одной из таких задач доктрины является обеспечение устойчивого развития отечественного производства продовольствия и сырья.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ осуществлена разработка стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации [6]. Сегодня в пищевой и перерабатывающей промышленности всей страны существуют целый ряд проблем: недостаточность основных средств, изношенность материально-технической базы, большая доля импортозамещения, нехватка квалифицированных специалистов, недостаточное развитие инфраструктуры, слабая логистика продвижения своих товаров на местные рынки и т. д. Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации до 2020 г. призвана помочь решению этих и многих других проблем. По мнению экспертов, реализация этого документа создаст благоприятный инвестиционный климат в целом в агропромышленном комплексе и станет толчком для дополнительного развития приоритетных отраслей.

  • 1.    Экономический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/caeii_ yiaaess.html

  • 2.    Индекс продовольственных цен ФАО // Официальный портал продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций ФАО [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fao.org/ worldfoodsituation/wfs-home/foodpricesindex/ru/

  • 3.    Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

  • 4.    Архив статистики внешней торговли // Официальный

  • 5.    Скрынник Е. Как добиться повышения эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Российская газета [Электронный ресурс] Федеральный выпуск №5092 (13) – Режим доступа: http://www. rg.ru/2010/01/25/skrynnik.html

  • 6.    Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 376-р «План мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

портал ФТС России [Электронный ресурс] – Режим доступа:

Список литературы Обеспечение продовольственной безопасности страны как условие повышения уровня и качества жизни российских граждан

  • Экономический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа: .
  • Индекс продовольственных цен ФАО // Официальный портал продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций ФАО [Электронный ресурс] - Режим доступа: .
  • Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
  • Архив статистики внешней торговли // Официальный портал ФТС России [Электронный ресурс] - Режим доступа: .
  • Скрынник Е. Как добиться повышения эффективности государственной поддержки сельского хозяйства // Российская газета [Электронный ресурс] Федеральный выпуск №5092 (13) - Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/01/25/skrynnik.html.
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 г. № 376-р «План мероприятий по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
Статья научная