Обоснование свободы воли в философской системе Канта
Бесплатный доступ
Статья посвящена вопросам философского обоснования свободы воли в системе Канта, рассматриваемых через призму стремления человеческого существа к высшему благу в рамках закона практического разума.
Самосознание, разум, нравственность, удовольствие, высшее благо
Короткий адрес: https://sciup.org/140278501
IDR: 140278501
Текст научной статьи Обоснование свободы воли в философской системе Канта
Статья посвящена вопросам философского обоснования свободы воли в системе Канта, рассматриваемых через призму стремления человеческого существа к высшему благу в рамках закона практического разума.
Annotation:
The article is devoted to the philosophical justification of free will in the Kant system, viewed through the prism of the human being's striving for the supreme good within the framework of the law of practical reason.
Когда речь идет о стремлении разумного существа к высшему благу, нельзя говорить о его достижении в пределах конечной жизни человеческого существа, но есть смысл говорить о том, что это стремление к высшему благу для конечного разумного существа происходит в постоянном напряжении к исполнению истинного веления разума. Все, с чем имеет дело наша чувственность — суть явления, то это не может быть исключением и для человеческих поступков, ведь если бы они определяли человека, как вещь саму по себе, то говорить о свободе не было бы смысла. Как пишет сам Кант, человек был бы марионеткой или автоматом, и хоть самосознание и делало бы его автоматом мыслящим, но сознание спонтанности в нем было бы лишь обманом. В пространстве и времени не могут быть представлены определения вещей самих по себе, но только их явлений. Это позволяет Канту поставить вопрос о свободе.
Поскольку свобода не может существовать в размерности пространства и времени, в которой существуют явления, она должна принадлежать сверхчувственному измерению. Канту здесь необходима фигура Бога, Творца, акт творения которого касается не чувственно воспринимаемого существования, но лишь умопостигаемого. Потому что, если бы определения вещей самих по себе находилось бы в пространстве и времени — то Бог был бы сравним с творцом механизма, который являлся бы причиной всех причин и следствий, всех действий механизма.
Чтобы обосновать наличие свободы нам необходимо найти положение, в котором разум не ссылается на нечто иное, но уже содержит в себе определяющее основание, в котором он, как чистый разум сам есть разум практический. Таким положением для Канта является нравственный закон. Нравственность лежит вне времени, и никакой прогресс цивилизации, прогресс науки и техники не имеет отношения к узнаванию «. . . узнаванию себя в качестве человеческого существа»1. Основной закон практического разума звучит так: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»2.
Данный закон, есть a priori представленное правило, которым воля непосредственно определяется объективно. Чистый разум сам по себе есть разум практический, он дает людям всеобщий закон, который мы называем нравственным законом. Наш разум познает себя через это закон, как познает и нашу собственную личность, которой этот закон осознается, как закон, принадлежащий к умопостигаемому миру. Именно практический разум выводит нас за пределы чувственного воспринимаемого и дает представления о сверхчувственном порядке.
Согласно закону практического разума высшее благо является необходимой высшей целью морально определяемой воли и истинным объектом практического разума. Кант, поясняя понятие высшего блага, определяет его, как удовольствие от свободы, которая заключается в том, чтобы быть добродетельным. Такое удовольствие нельзя назвать счастьем, так как в понимании немецкого мыслителя, к счастью обязательно примешивается чувство, нельзя назвать это удовольствие и блаженством, так как оно предполагает полную победу над склонностями и потребностями. «Счастье — это такое состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании происходит согласно его воле и желанию; следовательно, оно основывается на соответствии природы со всей его целью и с главным определяющим основанием его воли»3.
Кант приходит к выводу о том, что счастье не может быть связанно непосредственным образом с нравственностью в моральном законе, т. к., практический разум выводит нас за пределы чувственно воспринимаемого мира в область сверхчувственного. Удовольствие же определяется Кантом, как аналог самодостаточности, приписываемой нами высшей сущности. Итак, высшим благом в системе Канта является нравственность.
Удовольствие тоже суть необходимая составляющая высшего блага, однако, это именно то удовольствие, которое связанное с соблюдением нравственного закона и осознанием своей свободы от склонностей и потребностей.
Список литературы Обоснование свободы воли в философской системе Канта
- Жучков В. А. Понятие вещи в себе у Канта как условия спасения свободы. - М.: Канон, 2007. - С. 117.
- Кант И. Критика практического разума. // И. Кант. Собрание сочинений в 6 тт. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4 Ч.1.
- Кант И. Основы метафизики нравственности. // И. Кант. Собрание сочинений в 6 тт. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4 Ч.1.
- Кант И. Собрание сочинений в шести томах. - М.: Мысль, 1965. - Т. 4 Ч.1.
- Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2013.
- Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - СПб.: Университетская книга, 1997.