Обоснование выбора способа хирургического лечения при перфоративной язве желудка и двенадцатиперстной кишки
Автор: Шабунин А.В., Бедин В.В., Греков Д.Н., Якомаскин В.Н., Эминов М.З., Шиков Д.В.
Журнал: Московский хирургический журнал @mossj
Рубрика: Общие вопросы
Статья в выпуске: 1 (71), 2020 года.
Бесплатный доступ
Введение: Перфорация язв желудка и двенадцатиперстной кишки (ПЯЖ И ДПК) составляет 10-15 % всех осложнений язвенной болезни и является одной из главных причин высокой летальности.Цель исследования: Оптимизация выбора способа оперативного вмешательства и улучшение результатов хирургического лечения у больных с ПЯЖ и ДПК на основании прогностической шкалы Boey и национальных клинических рекомендаций.Материал и методы исследования: Проведен анализ 263 больных, оперированных в ГКБ им. С.П. Боткина за период с 2012 по 2018 год, у которых было выполнено ушивание ПЯЖ и ДПК. Мужчин было 181 (68,8%), женщин - 82 (31,2%). Пациенты имели возраст от 19 до 87 лет. Средний возраст составил 52,4 лет. ПЯЖ желудка имела место у 74(28,2%), а ДПК - у 189 (71,8%) больных. 1-ю группу составили пациенты, которые находились на лечении с 2012 по 2014 год (n=127). 2-ю группу составили пациенты, которые находились на лечении с 2015 по 2018 год (n=145), у которых способ хирургического лечения определяли на основании шкалы Boey и национальных клинических рекомендаций...
Перфоративная язва, лапароскопия, шкала boey
Короткий адрес: https://sciup.org/142224475
IDR: 142224475 | DOI: 10.17238/issn2072-3180.2020.1.7-12
Текст научной статьи Обоснование выбора способа хирургического лечения при перфоративной язве желудка и двенадцатиперстной кишки
Перфорация составляет 10-15 % от всех осложнений язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки и является одной из главных причин высокой летальности. По данным различных источников послеоперационная летальность при перфоративной язве колеблется от 1,5% до 20,4%, а при поступлении в стационар позже 24 часов, показатель возрастает до 30% - 50% [1,3,4,15].
Достижение меньшей травматизации, снижение частоты возникновения послеоперационных осложнений, ранняя активизация больных и сокращение срока послеоперационного пребывания больных в стационаре остаются предметом постоянного поиска альтернативных вмешательств.
В последние годы стали активно внедряться видеолапаро-скопические способы лечения перфоративных язв желудка и ДПК, и количество таких операций в отдельных клиниках колеблется от 46% до 92% [2,4,5,6,7]. Основным видом хирургического вмешательства при использовании видеолапароско-пических технологий является ушивание перфоративной язвы. В литературе появляются все больше работ, показывающие преимущества этого способа [1,7,8,9,10,11,12,13]. Однако это современное направление требует серьёзного изучения. Необходимо определить чёткие показания и противопоказания к его использованию, унифицировать технологию лапароскопического ушивания перфоративной язвы и обосновать целесообразность применения метода у больных с тяжелой сопутствующей патологией, а также в условиях разлитого перитонита.
Выбор оптимального вида и объема оперативного вмешательства при перфоративной язве желудка и ДПК диктует необходимость применения системы прогнозирования исходов операции, которая должна быть общедоступной и в тоже время объективно отражающей тяжесть физиологического состояния больного [1,2,9,11].
Цель исследования: Оптимизация выбора способа оперативного вмешательства и улучшение результатов хирургического лечения у больных с перфортивными язвами желудка и двенадцатиперстной кишки на основании прогностической шкалы Boey и национальных клинических рекомендаций.
Материал и методы исследования
Проведен анализ 263 больных, оперированных в ГКБ им. С.П. Боткина за период с 2012 по 2018 год, у которых было выполнено ушивание перфоративной язвы желудка и ДПК. Все пациенты были с хроническими язвами желудка и ДПК. В исследование нами не включены пациенты с острыми медикаментозными и стрессовыми язвами. Мужчин было 181 (68,8%), а женщин – 82 (31,2%). Средний возраст больных составил 52,4±11,6 лет. Перфоративная язва желудка имела место у 74(28,2%), а луковицы ДПК - у 189 (71,8%) больных. Местный перитонит наблюдался у 67 (22,1%), распространенный перитонит – у 112 (51,7%), а разлитой перитонит – у 84 (26,2%) больных.
Все пациенты были распределены на 2 группы. Группы не отличались по возрасту, срокам поступления, выраженностью перитонита, сопутствующей патологии и тяжестью состояния.
1-ю группу составили пациенты, которые находились на лечении с 2012 по 2014 год (n=127), у которых при определении способа хирургического лечения использовалась шкала ASA (система классификации физического статуса пациентов Американского общества анестезиологов). В данной группе попытка лапароскопического ушивания перфоративной язвы выполнялась у 84 (66,1%) больных ASA I-II степени. Лапаротомия с последующим ушиванием перфоративного отверстия открытым способом выполнялась у 43(33,9%) больных.
2-ю группу составили пациенты, которые находились на лечении с 2015 по 2018 год (n=145), у которых при определении способа хирургического лечения использовались шкала Boey и национальные клинические рекомендации. В данной группе попытка лапароскопического ушивания перфоративной язвы выполнялась у 92 (63,4% ) больных. У 53 (36,6%) больных, у которых имелись противопоказания к лапароскопическому способу согласно шкале Boey и национальным клиническим рекомендациям, оперативное вмешательство выполнено из лапаротомного доступа. Противопоказаниями к лапароскопическому ушиванию перфоративной пилородуоденальной язвы явились: количество баллов по Boey больше одного; диаметр перфоративного отверстия более 1 см; разлитой перитонит с дилатацией петель кишки, требующей декомпрессии; сочетание перфорации с кровотечением, стенозом либо пенетрацией; выраженный спаечный процесс в брюшной полости; повторная перфорация или кровотечение в анамнезе; переход язвенного дефекта на заднюю стенку двенадцатиперстной кишки.
Группы исследования сравнивали по времени выполнения хирургического вмешательства, длительности операции, частоте конверсий и послеоперационных осложнений, сроку госпитализации, летальности. Статистический анализ проводили с помощью программы IBM SPSS Statistics 20. Для сравнения переменных, измеренных в номинальной шкале, использовали критерий χ2 Пирсона или точный критерий Фишера. Выбор критерия для сравнения количественных переменных определялся их распределением: в случае нормального распределения показателей использовали t-критерий Стьюдента, при сравнении переменных, распределение которых отличалось от нормального, применяли непараметрический U-критерий Манна—Уитни. Для оценки распределения количественных переменных использовали критерий Колмогорова - Смирнова. Различия показателей считали значимыми при p<0,05.
Результаты лечения
В 1-й группе попытка ушивания перфоративной язвы лапароскопическим способом предпринималась у 84 больных. Из них ушивание язвы с полноценной санацией брюшной полости удалось выполнить у 76 (59,8%) больных. Длительность оперативного вмешательства составила 117,5±19,8 минут. Конверсия на лапаротомию имела место у 8(9,5%) пациентов. После лапароскопического ушивания перфоративной язвы наблюдались 12 (15,8%) осложнений у 9 больных по классификации Clavien-Dindo (1992): I степень – 6 (7,9%); IIIа степень – 1 (1,3%); IIIб степень - 1 (1,3%); IVа степень – 1 (1,3%); IVб степень – 1 (1,3%); V степень – 2(2,6%). При нагноении ран и воспалительных инфильтратах (3 больных) применялась антибактериальная терапия и местное лечение. Послеоперационная пневмония развилась у 4-х больных. На фоне антибактериальной терапии отмечена положительная динамика, пневмония разрешилась. У 1 больного с абсцессом подпеченочного пространства выполнялось чрескожное дренирование жидкостного скопления под контролем ультразвука с положительным эффектом. У 3-х больных послеоперационное течение осложнилось несостоятельностью швов. Из них в
1-ом случае выполнено ушивание несостоятельности, а в 2-х случаях – резекция желудка с программными санационными релапаротомиями. Летальный исход имел место в 2-х случаях. Один пациент умер на 2-е сутки после вмешательства на фоне нарастающей сердечно-сосудистой недостаточности, а второй пациент – на 7-е сутки от полиорганной недостаточности. Послеоперационный койко-день составил 5,6±1,4 сут.
У 8 (9,5%) пациентов не удалось выполнить надежное ушивание перфоративной язвы и санацию брюшной полости лапароскопическим способом в связи с выраженной воспалительной инфильтрацией зоны перфорации, деформацией пилородуоденальной зоны, распространенностью перитонита, что послужило показанием к выполнению лапаротомии.
Лапаротомия выполнена у 51 больного. Длительность вмешательства составила 96,7±12,3 минут.
После лапаротомного ушивания перфоративной язвы наблюдались 16 (31,4%) осложнений у 11 больных: I степень – 8 (16,2%); IIIб степень – 2 (4,7%); IVб степень – 1 (2,3%); V степень – 5(9,8%). При нагноении ран и воспалительных инфильтратах (5 больных) применялась антибактериальная терапия и местное лечение. У 3-х больных послеоперационное течение осложнилось развитием пневмонии. На фоне антибактериальной терапии пневмония разрешилась. У 1 больного на 7-е сутки произошла подкожная эвентрация. Выполнено оперативное вмешательство - ушивание эвентрации. У 1 больного на 4-е сутки диагностирована несостоятельность швов ушитой язвы. Выполнена релапаротомия и ушивание несостоятельности с последующими программными санационными релапаротомиями. Умерло 5 пациентов в ближайшие сутки после операции. Данные пациенты были пожилого возраста с тяжелой сопутствующей соматической патологией, поступили в клинику поздние сроки заболевания (>24ч) с клинической картиной тяжелого сепсиса и полиорганной недостаточности на фоне разлитого перитонита. Послеоперационный койко-день в данной группе больных составил 9,6±2,3 сут.
Общая летальность в 1-й группе составила 4,8%.
Во 2-й группе попытка лапароскопического вмешательства предпринималась у 92 (63,4% ) больных. Выполнить ушивание язвы с полноценной санацией брюшной полости удалось у 90 (97,8%) пациентов. Длительность оперативного вмешательства составила 86,7±14,3 мин.
После видеолапароскопического ушивания перфоративной язвы осложнения наблюдались у 5 (5,4%) больных: I степень - 3 (3,2%); IIIа степень – 1 (1,1%); IIIб степень - 1 (1,1%) больного по классификации Clavien-Dindo (1992). При нагноении троакарных ран и воспалительных инфильтратах у 3-х больных применялась антибактериальная терапия в сочетании с местным лечением. Послеоперационная пневмония развилась у 1 больного. У 1 пациента на 3 сутки диагностирована несостоятельность швов. Выполнена лапаротомия, ушивание несостоятельности санация и дренирование брюшной полости. Летальных исходов после видеолапароскопического ушивания перфоративной язвы не было. Послеоперационный койко-день составил 4,1±1,7 сут. У 2(2,2%) пациентов не удалось технически выполнить операцию лапароскопическим способом, что послужило показанием к выполнению лапаротомии.
У 55 (36,6%) больных оперативное вмешательство выполнено из лапаротомного доступа.
Длительность лапаротомного вмешательства составила 83,7±11,8 минут.
После лапаротомного ушивания перфоративной язвы наблюдались 12 (21,8%) осложнений у 8 больных: I степень – 2 (3,6%); IIIб степень – 2 (3,6%); IVб степень – 4(7,3%); V степень – 4(7,3%). При нагноении ран и воспалительных инфильтратах (1 больной) применялась антибактериальная терапия и местное лечение. Послеоперационная пневмонии (1 больной) на фоне антибактериальной терапии разрешилась. У 1 больного на 7-е сутки произошла подкожная эвентрация. Выполнено оперативное вмешательство - ушивание эвентрации. У 1 больного на 4-е сутки диагностирована несостоятельность швов ушитой язвы. Выполнена релапаротомия, ушивание несостоятельности, санация брюшной полости с последующими программными санационными релапаротомиями (2). Умерло 4 больных, у которых тяжесть состояния при поступлении составила 3 балла по шкале Boey. Послеоперационный койко-день в данной группе больных составил 8,7±2,5 сут.
Общая летальность во 2-й группе составила 2,8%.
Обсуждение
Результат хирургического лечения в большей части зависит от качества принятых ответственных и аргументированных решений. Стандарты лечения, алгоритмы, протоколы, шкалы для оценки состояния больного и рекомендации упрощают данный процесс, подготавливают врача к эффективным действиям в меняющихся условиях и обеспечивают юридическую защиту [8,16].
Во 2-ой группе больных при определении способа хирургического лечения были использованы шкала Boey и национальные клинические рекомендации. Прогностическая шкала Boey характеризуется высоким уровнем (93,8%) достоверности прогноза. Она состоит из 3 факторов риска, каждый из которых оценивается в 1 балл: гемодинамическая нестабильность при поступлении (систолическое АД менее 100 мм. рт. ст.), поздняя госпитализации (свыше 24 ч.), наличие сопутствующих заболеваний (ASA 3). При наличии 2 факторов, Европейское общество эндоскопических хирургов (EAES) не рекомендует использовать лапароскопический доступ у этих больных, а предлагает сразу выполнять операцию из открытого доступа.
В сомнительных случаях окончательное решение о технической возможности ушивания перфоративной язвы лапароскопическим способом принималось после выполнения интраоперационной эзофагогастродуоденоскопии, при которой четко оценивались периульцерозные изменения, наличие
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов лечений двух групп больных с перфоративными язвами желудка и ДПК
Показатель |
1 группа (n=127) |
2 группа (n=145) |
р |
Конверсия |
8(9,5%) |
2(2,2%) |
0,910 |
Осложнения |
12 (15,7% 14 (27,4%)* |
5(5,6%) 12(21,8%)* |
0,795 0,791* |
Длительность операции (мин) |
117,5±19,8 96,7±12,3* |
86,7±14,3 83,7±11,8* |
0,930 0,976* |
Сроки госпитализации (сут) |
5,6±1,2 9,6±2,3* |
4,1±1,7 8,7±2,5* |
0,620 0,933* |
Летальность |
2(2,5%) 5(8,6%)* |
4(7,3%)* |
0,590 0,656* |
7(5,5%) |
4(2,8%) |
0,605 |
Примечание: *–лапаротомный способ зеркальных и пенетрирующих язв, сочетание перфорации с кровотечением, стенозом и пенетрацией.
Сравнительный анализ результатов лечений двух групп больных с перфоративными язвами желудка и двенадцатиперстной кишки представлен в табл. 1.
При анализе результатов лечения статистически достоверной разницы в показателях сравниваемых групп больных не выявлено (р>0,05). Однако из таблицы видно, что число конверсий во 2-ой группе в 4,3 раза, а количество осложнений – в 2,8 раза меньше по сравнению с 1-ой группой. Длительность оперативного вмешательства при применении лапароскопического способа во 2-ой группе меньше на 29,1% по сравнению с 1-ой группой, что особенно важно у такой тяжелой категории больных. Летальности во 2-ой группе при лапароскопическом способе лечения не отмечено, а в первой группе составила 2,5%, Общая летальность во 2-ой группе снизилась почти в 2 раза по сравнению с 1-ой группой.
Заключение
Таким образом, анализ результатов хирургического лечения больных с перфоративными язвами желудка и двенадцатиперстной кишки показал, что лапароскопическое ушивание является эффективным и малоинвазивным способом лечения, что приводит к уменьшению числа конверсий, послеоперационных осложнений, сроков госпитализации, снижению летальности и улучшению результатов хирургического лечения. Использование прогностической шкалы Boey с учетом национальных клинических рекомендаций позволяет обоснованно применять оптимальный способ хирургического лечения, выполнить оперативное вмешательство у 62,1 % больных лапароскопическим способом и уменьшить число конверсий до 2,2%.
Список литературы Обоснование выбора способа хирургического лечения при перфоративной язве желудка и двенадцатиперстной кишки
- Алекберзаде А. В., Крылов Н. Н., Рустамов Э. А., Бадалов Д. А., Поповцев М. А. Ушивание перфоративной пептической язвы: лапароскопическое или открытое? (с комментарием А.С. Ермолова) // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2017. 2. С. 45-50.
- Сажин И.В., Сажин В.П., Бронштейн П.Г. и др. Лапароскопическое лечение перфоративных язв // Хирургия. 2014.7. С. 12-16.
- Gabriel V., Grigorian A., Schubl S.D., Pejcinovska M., Won E., Lekawa M., Bernal N., Nahmias J. Perforated Peptic Ulcer Surgery: Decreased Length of Stay but No Difference in Mortality with Laparoscopic Repair. Surg Laparosc. Endosc. Percutan Tech. 2018 Dec, 28(6), pp. 410-415. 10.1097/SLE.0000000000000584. PMID:30312196 DOI: 10.1097/SLE.0000000000000584.PMID
- Ge B., Wu M., Chen Q., Chen Q., Lin R., Liu L., Huang Q. A prospective randomized controlled trial of laparoscopic repair versus open repair for perforatedpeptic ulcers. Surgery, 2016 Feb, 159(2), pp. 451-8. 10.1016/j. surg.2015.07.021. Epub 2015 Aug 19. PMID:26297055 DOI: 10.1016/j.surg.2015.07.021
- Бебуришвили А.Г., Панин С.И., Михайлов Д.В., Постолов М.П. Операция ушивания перфоративной язвы двенадцатиперстной кишки у больных группы риска // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2018. 11. С. 39-43
- Самсонов В.Т., Ермолов А.С., Ярцев П.А., Гуляев А.А., Левитский В.Д., Кирсанов И.И. Видеолапароскопия при перфоративных гастродуоденальных язвах // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2018. 10. С. 23-26
- Wang Q., Ge B., Huang Q1. A prospective randomized controlled trial of laparoscopic repair versus open repair for perforated peptic ulcers. Zhonghua Wei Chang Wai Ke Za Zhi. Zhonghua Wei Chang Wai Ke Za Zhi, 2017 Mar 25, 20(3), pp. 300-303. (Chinese) PMID:
- ISBN: 28338164
- Шабунин А.В.,Бедин В.В.,Багателия З.А.,Греков Д.Н.,Шиков Д.В., Коржева И.Ю., Эминов М.З. Выбор способа хирургического лечения у больных с перфоративными язвами желудка и двенадцатиперстной кишки. / Тезисы Общероссийского хирургического форума 2019 совместно с XII Съездом Общества эндоскопической хирургии России. г. Москва, 10-12 апреля 2019г // Альманах Института им. А.В. Вишневского. 2019. №1. С. 244-245.
- Johnson C.H, McLean R.C, McCallum I., Perren D., Phillips A.W. An evaluation of the epidemiology, management and outcomes for perforated peptic ulcers across the North of England over 15 years: A retrospective cohort study. Int J Surg, 2019 Apr, 64, pp. 24-32. Epub 2019 Mar 11. PMID:30872174
- DOI: 10.1016/j.ijsu.2019.03.005
- Leusink A., Markar S.R., Wiggins T., Mackenzie H., Faiz O., Hanna G.B. Laparoscopic surgery for perforated peptic ulcer: an English national population-based cohort study.
- Mirabella A., Fiorentini T., Tutino R., Falco N., Fontana T., De Marco P., Gulotta E., Gulotta L., Licari L., Salamone G., Melfa I., Scerrino G., Lupo M., Speciale A., Cocorullo G. Laparoscopy is an available alternative to open surgery in the treatment of perforated peptic ulcers: a retrospective multicenter study. BMC Surg, 2018 Sep 25, 18(1), p. 78. :30253756. PMID:29659470
- DOI: 10.1186/s12893-018-0413-4.PMID
- Quah G.S., Eslick G.D., Cox M.R. Laparoscopic Repair for Perforated Peptic Ulcer Disease Has Better Outcomes Than Open Repair. J Gastrointest Surg, 2019 Mar, 23(3), pp. 618-625. Epub 2018 Nov 21.
- DOI: 10.1007/s11605-018-4047-8
- Vakayil V., Bauman B., Joppru K., Mallick R., Tignanelli C., Connett J., Ikramuddin S., Harmon J.V.Jr. Surgical repair of perforated peptic ulcers: laparoscopic versus open approach. Surg Endosc, 2019 Jan, 33(1), pp. 281-292. Epub 2018 Jul 24.
- DOI: 10.1007/s00464-018-6366-y
- Избасаров Р.Ж. Лапароскопическое ушивание перфоративных гастродуоденальных язв // Эндоскопическая хирургия. 2013.19(2). С. 15
- Cirocchi R., Soreide K., Di Saverio S., Rossi E., Arezzo A., Zago M., Abraha I., Vettoretto N., Chiarugi M. Meta-analysis of perioperative outcomes of acute laparoscopic versus open repair of perforatedgastroduodenal ulcers. J Trauma Acute Care Surg. 2018 Aug, 85(2), pp. 417-425.
- DOI: 10.1097/TA.0000000000001925
- Алекберзаде А.В., Пятенко А.В., Крылов Н.Н. Проблема принятия решений в хирургии // Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова. 2018.10. С. 87-91.